Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Соликамский государственный педагогический институт» (СГПИ) Т. Н. Медведева ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ по направлению «Педагогическое образование» Учебно-методическое пособие по предмету «Основы профориентологии» для студентов, обучающихся Соликамск СГПИ 2013 УДК 159.9 ББК 88.8 М 42 Рецензенты: Наталья Владимировна Кулагина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Березниковского филиала Пермского государственного университета; Елена Викторовна Ватина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики Соликамского государственного педагогического института. <...> М 42 Формирование профессиональной направленности современных старшеклассников [Текст] : учебно-методическое пособие / Т. Н. Медведева; ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт». <...> Цель собранного в данном методическом пособии материала – раскрыть проблемы профессионального самоопределения, а также особенности формирования профессиональной направленности современных старшеклассников. <...> Возможно, одной из причин этого является неправильно сделанный в свое время выбор профессии. <...> Действительно, в огромном мире профессий учащимся трудно разобраться. <...> Старшеклассники практически не имеют знаний о профессиональном самоопределении. <...> В этой области имеется определенный опыт за рубежом, в частности по проблемам профессионального самоопределения и психологии труда. <...> С. В. Васьковская считает, что профессиональное самосознание человека является особым феноменом человеческой психики, так как способствует саморегуляции действий в профессиональной сфере на основе изучения особенностей профессии, своих адаптационных возможностей. <...> Профессиональное самосознание – это осознанный процесс, который направлен <...>
ФОРМИРОВАНИЕ_ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ_НАПРАВЛЕННОСТИ_СОВРЕМЕННЫХ_СТАРШЕКЛАССНИКОВ.pdf
УДК 159.9
ББК 88.8
М 42
Рецензенты: Наталья Владимировна Кулагина, кандидат психологических
наук, доцент кафедры психологии Березниковского филиала
Пермского государственного университета;
Елена Викторовна Ватина, кандидат педагогических наук, доцент
кафедры психологии и коррекционной педагогики Соликамского государственного
педагогического института.
Медведева, Т. Н.
М 42 Формирование профессиональной направленности современных
старшеклассников [Текст] : учебно-методическое пособие
/ Т. Н. Медведева; ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный
педагогический институт». – Соликамск : СГПИ, 2013. – 106 с. –
100 экз.
Цель собранного в данном методическом пособии материала – раскрыть проблемы
профессионального самоопределения, а также особенности формирования
профессиональной направленности современных старшеклассников.
Пособие содержит эмпирическое исследование особенностей профессионального
самоопределения и профессиональной направленности учащихся старших
классов. В пособии представлены практические рекомендации по формированию
профессиональной направленности у старшеклассников, а также тренинг по профессиональному
самоопределению и описание методик исследования.
Данное методическое пособие подготовлено для студентов, обучающихся по
направлению «Педагогическое образование», но может быть использовано и в
работе психологов и педагогов школ.
УДК 159.9
ББК 88.8
Рекомендовано к изданию решением РИСо СГПИ.
Протокол № 46 от 8.02.2013 г.
© Т. Н. Медведева, 2013
© ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный
педагогический институт», 2013
Стр.2
Содержание
Введение …………………………...…................................................4
Раздел 1. Профессиональное самоопределение
как предмет исследования психологии......................................5
1.1. Понятия «профессиональное самосознание»
и «профессиональное самоопределение»...………......…....5
1.2. Взаимосвязь профориентации
с выбором профессии………................................….........7
1.3. Проблемы профессионального самоопределения
современных школьников….............…............................9
1.4. Особенности формирования профессиональной
направленности и самоопределения,
профориентационная работа
с учащимися старших класов………………….........…......13
Раздел 2. Эмпирическое исследование профессиональной
направленности и самоопределения
учащихся старших классов.......................................................24
2.1. Организация исследования
и описание методик …...………...........................…...…..24
2.2. Результаты исследования
и их обсуждение ……..............................……….….........25
2.3. Практические рекомендации
старшеклассникам по формированию
профессиональной направленности..................………...39
Заключение..………………........…………………………………………….40
Список литературы...............…………..…….............................42
Приложение 1........................................................................44
Приложение 2........................................................................59
Приложение 3........................................................................98
3
Стр.3