СОДЕРЖАНИЕ
Победа всегда —
Великой Отечественной
величины!
Колонка главного редактора
9
80 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
А. А. Замостьянов
Победа, которая одна на всех
13
Неизгладимый след Великой Отечественной в каждом мирном дне
на земле. Главный государственный праздник. Расчётливая неправда.
Модернизация сознания. Индустрия покаяния. Победа для будущих
поколений.
М. В. Богуславский
Просветительская деятельность
в годы Великой Отечественной
войны
В. В. Чеха
20
Ос нов ные фор мы, ме то ды и со дер жа ние про све ти тель ской ра бо ты в ус лови
ях Ве ли кой Оте че ст вен ной вой ны. Де я тель ность куль тур но-про све титель
ных уч реж де ний в пе ри од воз вы ше ния мо раль но-эти че с ких и ду ховных
цен но стей на ро да. Твор че с кое ис поль зо ва ние опы та, при об ре тён но го
в ге ро и че с кой борь бе с вра гом, в со вре мен ной рос сий ской дей ст ви тель но с ти.
Нарративы о Великой
Отечественной войне
в просветительской
деятельности: потенциал и
возможности использования
А. Н. Камнев
Песня «Священная война»
и е¸ авторы
31
Понятие нарратива, его характеристика и предназначение. Пер спек тивные
разновидности нарративов, в том числе воспоминания участников
событий, связанных с Великой Отечественной войной. Необходимость
выстраивания системы оценки содержания нарративов, используемых
в просветительской деятельности.
44
Как сочинялась и почему стала сокровенной для России главная песня
Великой Отечественной войны. О её смыслах и значимости.
2
Народное образование / Public education 3’2025
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
С. В. Подгорнова
«Блокадная педагогика» —
педагогам XXI века
Опыт воссоздания реалий
дошкольного воспитания
блокадного Ле нин гра да
Л. В. Дербилова
Блокадная юность
Из истории блокадного
ремесленного училища ¹ 12
50
Вос ста нов ле ние ис то ри че с кой па мя ти о пе да го ги че с ких кол лек ти вах дет ских
са дов, ра бо тав ших в Ле нин гра де в ус ло ви ях бло ка ды. Во про сы ор га ни за ции
ис сле до ва тель ской ра бо ты групп уча щих ся, сту ден тов и кол лек ти вов
до школь ных об ра зо ва тель ных уч реж де ний по во про сам бло кад ной пе да го гики.
При ме ры раз ра бот ки ме то ди че с ко го со про вож де ния прак ти ку мов
и про ек тов на ос но ве ис поль зо ва ния му зей но-пе да го ги че с ких тех но ло гий.
63
История блокадного ремесленного училища № 12 в контексте фор ми рова
ния и становления системы трудовых резервов в Ленинграде накануне
и во время Великой Отечественной войны.
ПОДВИГ ПЕДАГОГОВ
А. В. Лубков
Учитель по своему
призванию — воин
75
Вос пи та ние мо ло до го по ко ле ния на фун да мен те ос мыс лен но го про чте ния
и по ни ма ния оте че ст вен ной ис то рии и куль ту ры, обес пе че ния един ст ва
стра ны и мно го на ци о наль но го на ро да. Не об хо ди мость ак ту а ли зи ро вать
зна чи мость фи гу ры учи те ля, его вы со кой от вет ст вен но с ти в со хра не нии и
пре об ра же нии на ци о наль но го бы тия. Смысл и цен но с ти по движ ни че ст ва
сту ден тов и пре по да ва те лей в го ди ну тя жё лых для стра ны ис пы та ний.
О. Володин
И в áîÿõ, и в òðóäå…
81
Фронтовые подвиги учителей в Великой Отечественной войне. Учитель,
ставший солдатом, — это педагог-воспитатель бойцов, словом и делом
воодушевлявший их на подвиги, учивший искусству побеждать врага.
ГОД ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА — ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПЕДАГОГАМ?
М. А. Костенко
Государственная политика
в области исторического
просвещения на уровне
общего образования
Е. А. Ямбург
Патриотизм подлинный
и показной: культуру
93
Основные подходы к реализации исторического просвещения на уровне
общего образования. Теоретические основания исторического просвещения
в школе. Практика их применения на уровнях начального, основного
и среднего общего образования.
пытаются «взять на гоп-стоп»
99
Эс се о рус ской куль ту ре, о труд но с тях её вос при я тия в раз ные эпо хи,
а глав ное — в на ше вре мя. Как раз ли чить ис тин ное зна ние от по верх но стно
го, глу бин ный па т ри о тизм — от на нос но го, ко то рый мо жет при ве с ти
к идей но му кри зи су.
3
Народное образование / Public education 3’2025
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
А. М. Кушнир
Победа — неприкосновенный
запас души
102
По бе да — глав ный фронт ин фор ма ци он ной вой ны. Иден тич ность и па три
о тизм. Лю бовь — ос но ва иден тич но с ти. Рус ская иден тич ность как
го су дар ст вен ная. Сво ра чи ва ние рус ской го су дар ст вен ной иден тич но с ти
к эт ни че с кой. Но во яв лен ная то ле рант ность или мно го ве ко вые тра ди ции
вза и мо ува же ния? Па т ри о тизм — это куль ти ви ро ва ние и от ста и ва ние
соб ст вен ных куль тур ных норм.
Н. Я. Лактионова
Великая Победа и е¸
106
значимость в реалиях России
и постсоветского пространства
Трагедия распада Советского Союза в аспекте восприятия Победы
и спорных эпизодов истории Второй мировой войны с политической
и социальной стороны. Идейное и художественное наследие советского
кино. Примеры фальсификации истории в отечественных кинои
телефильмах последних десятилетий.
ДУХОВНАЯ ПОБЕДА
Монах Киприан
(Валерий Бурков)
123
Главный смысл служения
Отечеству — это служение людям
Свящ. Сергий Карамышев
Расширение списка
новомучеников как основа
национального примирения
Митрополит Ташкентский
и Узбекистанский
Викентий (Морарь)
Интервью с героем Афганской войны, ныне монахом-миссионером,
о патриотизме, о воспитании, о том, что должны понимать учителя
и родители.
128
Необходимость примирения царской и советской государственнокультурной
традиции. Учение «православного социализма».
135
Военный и просветительский
подвиг православного пастыря
Обращение к православным священникам, воспитателям и носителям
патриотизма. Вера и покаяние — вот истинные ключи к победе.
Русский мир — это место сохранения и развития всей христианской
цивилизации.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ —
СПОРЫ, РЕАЛЬНОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВА
Т. А. Берсенева,
Л. Ю. Сушкевич
141
Размышления уч¸ного и
педагога о патриотическом
воспитании
4
Значение православной веры в патриотическом воспитании подростков
и молодёжи. Живое чувство Родины как основа воинского патриотизма.
Конспект рефлексивного педагогического практикума «Непокорённый
город», посвящённого блокаде Ленинграда.
Народное образование / Public education 3’2025
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Н. В. Деева,
С. А. Наумченко
149
Задачи и функции советского
патриотического кино
в образовательном процессе
Различные аспекты влияния киноискусства на воспитание личности
учащихся, формирование ценностной системы, развитие эстетической
культуры и патриотизма. Потенциал советских фильмов в формировании
мировоззрения молодого поколения. Способы интеграции кино в учебный
процесс. Методические подходы к использованию киноматериалов для
семейного просмотра, в образовательных организациях в контексте
воспитательной работы и патриотического воспитания.
М. Л. Несмелова
Конкурс сочинений
«Без срока давности»
155
Проект «Без срока давности» как общественная инициатива Поискового
движения России, направленная на актуализацию в современном
российском обществе трагедии геноцида советского народа в годы
Великой Отечественной войны. Роль и эффективность конкурса
сочинений в учебно-воспитательном процессе.
С. В. Тетерский,
С. Г. Тетерская
167
Гимн Российской Федерации
как идеология воспитания
Н. Ю. Склярова,
С. В. Третьякова,
А. С. Саенко
Определение государственного гимна. Основные ценностные ориентиры
государства и его граждан. Выраженный в поэтической форме
«идеальный» образ Родины, к ви`дению которого предпочтительно
стремиться гражданам. Воспитательная нагрузка гимна.
180
Федеральный проект «Без срока
давности» в гражданскопатриотическом
воспитании
и историческом просвещении
учащихся
Д. С. Каримова,
О. Н. Константинова
Роль и место федерального проекта «Без срока давности» в системе
гражданско-патриотического воспитания. Инструменты, которые педагоги
могут использовать для исторического просвещения детей и молодёжи по
сохранению памяти о жертвах нацизма в годы Великой Отечественной
войны.
186
Есть такая профессия —
воспитывать защитников
Родины
Е. В. Писарева
Значение слова писателя
в укреплении культурной
идентичности: Россия,
выраженная в Слове
От формальности к диалогу: новая идея патриотического воспитания.
Великий смысл события — воспитание гражданина и патриота.
Эффективность деловых завтраков: отзывы учащихся и результаты
исследования. Вклад в будущее России.
192
Художественное слово — важнейшая часть культурного кода страны.
Бережное отношение к изучению классики. Новые подходы к
укреплению культурной идентичности через писательское слово.
5
Народное образование / Public education 3’2025
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
ПОДВИГИ, КОТОРЫЕ НУЖНО ЗНАТЬ
И. В. Бабакова
Подвиг подольских курсантов
198
Воспоминания внучки командира 4-й батареи Подольского
артиллерийского училища Афанасия Ивановича Алёшкина, участника
одного из самых ярких и трагических сражений — битвы за Москву.
Военкоры о ключевых
событиях Великой
Отечественной
О. Г. Назаров
Календарь войны
А. А. Замостьянов
Люди и подвиги
В. В. Абраменкова
Дети в Великой
206
О главных героях и событиях войны — из первых уст.
231
Памятные даты Великой Отечественной войны.
234
Подвиги бойцов и командиров, солдат и офицеров Красной армии.
Важность восстановления исторической правды.
248
Отечественной войне:
психология детского героизма
Изучение психологии детского подвига. Сохранение памяти о маленьких
героях и о жертвах войны — мальчишках и девчонках, погибших
в блокаду, при бомбёжках, во время карательных акций и в лагерях
смерти.
Стр.7