УДК 80(082)
ББК 80я43
Ф54
Р е дакционная к о ллегия:
Л.В. Дудова, канд. филол. наук (ответственный редактор);
Л.Н. Дмитриевская, д-р филол. наук;
В.Э. Морозов, д-р филол. наук, канд. пед. наук;
Н.Е. Кутейникова, канд. пед. наук;
О.И. Федотов, д-р филол. наук
Филологическая наука и школа : Диалог и сотрудничество :
Ф54 сборник трудов по материалам VIII Международной научно-практической
конференции [Электронный ресурс] / отв. ред.
Л.В. Дудова. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2017. — 436 с.
ISBN 978-5-9765-2756-0
В сборник вошли материалы VIII Международной научно-практической
конференции «Филологическая наука и школа: диалог и
сотрудничество», проходившей 17—18 декабря 2015 года, посвященные
вопросам филологического образования, методологии и методике
анализа художественного текста, актуальным проблемам чтения и
изучения современного читателя. Среди авторов — доктора и кандидаты
наук, преподаватели вузов, учителя средних общеобразовательных
школ и гимназий.
УДК 80(082)
ББК 80я43
ISBN 978-5-9765-2756-0
© Коллектив авторов, 2017
© Издательство «ФЛИНТА», 2017
2
Стр.2
Содержание
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ, ТЕОРИИ
И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Вяльсова А.П. Причастная форма и точка зрения наблюдателя .................8
Труфанова И.В. К каким лексико-грамматическим разрядам
относится местоимение который? ...............................................................18
Трубина О.Б. Жаргонный дискурс и дискурс СМИ: к вопросу
о взаимодействии ..........................................................................................28
Ананина Г.К., Дощинский Р.А. Роль общественных организаций
учителей-словесников в повышении профессиональной культуры
педагога в части продвижения русского языка и культуры России
за рубежом .....................................................................................................33
Баранова М.Ю., Давыдова Н.С. Подготовка к итоговой аттестации
по русскому языку выпускников начальной школы
и одиннадцатиклассников ............................................................................38
Глебова З.В. Проектная деятельность при изучении заимствованных
слов в школьном курсе русского языка .......................................................44
Дейкина А.Д. Моделирование урока русского языка
на основе текста ............................................................................................52
Деньгин И.В. Изучение устаревших слов в начальной школе ..................57
Деньгина Т.В., Чернова Л.В. Применение этимологического анализа
при обучении орфографии в начальной школе ..........................................62
Жданова А.В. Школьный альманах как средство формирования
речевой культуры ..........................................................................................67
Левушкина О.Н. Лингвокультурологическая характеристика текста
в 5—6-х классах: обучение пониманию текста на уроках
русского языка ...............................................................................................71
Мансурова С.Е., Дощинский Р.А. Специфика повышения квалификации
учителей гуманитарного цикла предметов .................................................81
Погожева Е.Ю. Полиязычное образование: проблемы и перспективы ..... 91
Скворцов К.В. От словесности к географии: технология проведения
Всероссийского географического диктанта ...............................................97
3
Стр.3
Ушакова В.И. Виды и разновидности коммуникативных
упражнений ..................................................................................................104
Фалеева И.Ю. Средства выражения причинно-следственной связи
в сложном предложении (на материале произведений И.А. Бунина) .... 110
Чепелева Г.М. Творческие задания на уроких русского языка
как средство интеллектуального и нравственного развития учащихся . 116
Чуханова А.В. Диагностика результатов учебной деятельности
иностранных студентов как обязательный элемент образовательного
процесса .......................................................................................................120
Юсупова З.Ф., Фазлиахметов И.С. Реализация методических идей
Л.З. Шакировой в теории и практике обучения русскому языку
как неродному ..............................................................................................124
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Акопян Л.Г. Межтекстовые связи в «Венке сонетов»
Вячеслава Иванова ......................................................................................130
Быкова О.С. Роль музыки в идейно-художественной структуре
рассказа А.П. Чехова «Черный монах» .....................................................140
Гущин Ю.Г., Сутягина А.Ю. Из творческой истории «Огоньков»
В.Г. Короленко .............................................................................................145
Погорелов В.Ф. (Валентин ОСЕНЬ) Сонет и сонетная
типологизация .............................................................................................158
Тихонова Т.С. «Дай Бог, не последняя» — поэма Алексея Королева
в контексте его творчества .........................................................................176
Тропкина Л.А. Изучение в школе творчества волгоградского писателя
Бориса Екимова ...........................................................................................183
Труфанова И.В. К вопросу о жанре думы .................................................190
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ.
ПРОБЛЕМА ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ЧТЕНИЯ
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Федотов О.И. Недоумение любви, или Непраздные размышления
об итоговом сочинении ...............................................................................203
4
Стр.4
Асманова Н.Вяч. Изучение произведений мировой детской литературы
в школе — основа овладения мировой языковой культурой ..................215
Камлевич Г.А. Организация контроля в процессе преподавания
дисциплины «Выразительное чтение» иностранным студентам ...........222
Толстоброва Н.В. Проектная деятельность обучающихся и педагогов
как ресурс повышения качества образования ..........................................228
Фирсова Е.В. Поэтическая палитра и каллиграмма: от слова к образу
на уроках литературы .................................................................................233
Давыдова И.С. Исследование когнитивных аспектов читательской
активности подростков ...............................................................................241
Казеева О.С. Теория текста как фактор формирования интереса
к чтению .......................................................................................................252
Мокшина Ю.Л. Новые методики и технологии формирования
читательской культуры в современной школе ..........................................254
Дедик П.Е., Косарева А.П. Возможности потенциала информационнокомпьютерной
грамотности для развития мотивации и интереса
к чтению .......................................................................................................260
Шибанова Е.С. Книги о Великой Отечественной войне на уроках
внеклассного чтения в средней школе (на примере изучения повести
Эдуарда Веркина «Облачный полк») ........................................................269
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Абиева Д.Я. Приемы реализации технологии личностно
ориентированного обучения на уроках русского языка
и литературы ................................................................................................275
Дзатцеева Т.С. Уроки литературы и социальные сети (современные
образовательные технологии в преподавании русского языка
и литературы) ..............................................................................................281
Титкова М.Ю. Игровая педагогическая технология развития
коммуникативных умений школьников (5-й класс) .................................285
Ушакова Н.М. К вопросу о методологиях и методах анализа
дидактических категорий «Содержание образования» ...........................294
Шубина Е.Ф., Шубин А.О. Виртуальная реальность в искусстве
и творчество .................................................................................................303
5
Стр.5
ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГА
Симахина Л.Вяч. Три Антона в истории отечественной педагогики
XIX в. ............................................................................................................315
Кравец Т.В., Канакина И.Н. Школьные традиции образовательного
комплекса № 1251 имени Генерала Шарля де Голля ...............................325
Богданова Н.В. Краеведческая и литературная деятельность
школьного музея и учителей-словесников ..............................................332
Давтетбаева Г.Т., Рычкова М.Ю. Особенности сонета
как литературного жанра на примере русских и французских
сонетов .........................................................................................................336
Соловьева М.В. Из опыта проведения занятий по стихосложению .......341
Струнина А.Г. Разработка урока по теме «Италия —
родина сонета» ............................................................................................350
Шанина Т.В. Открытый метапредметный урок по теме:
«Из всех великих людей он самый загадочный. Кто он — Шекспир?» .......354
Акакиева А.Ю. Урок литературного чтения в 4-м классе по теме:
М.Ю. Лермонтов «Утес» ............................................................................367
Вторушина Т.А. Опыт организации учебной дискуссии
«Нужно ли изучать в школе произведения больших эпических жанров?»
(на примере романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин») ..........372
Гаямова Л.Р. Литературная мастерская
«Русь, куда ж несешься ты?» .....................................................................380
Казакова Ю.И., Кушнерова Е.В. Открытое занятие «В начале
было слово...» ..............................................................................................390
Киселева Л.А. Урок литературного чтения в 3-м классе:
С. Алексеев «Про боярские бороды» ........................................................392
Котова Т.Ю. Урок в школьном музее, каким он может быть .................397
Лагуточкина Л.Н. Разработка урока на тему «Хокку —
жемчужины японской поэзии» ..................................................................405
Логаева А.А. Проектная деятельность на уроках литературы ................409
Ошарова Н.А. Эффективные приемы анализа текста
(на примере рассказа Л.Н. Толстого «Два брата») ...................................413
6
Стр.6
Тю Р.К. Слово о женщинах (по роману Е.С. Чижовой
«Время женщин») .......................................................................................420
Жданова А.В. Готовимся к сочинению ЕГЭ (или итоговому) .................427
Каморзина Н.С. Использование эффективной технологии
деятельностного обучения (кейс-технологии) на уроках
русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ ...........................................429
7
Стр.7