МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА
Н. К. Шангаева
ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК.
Начальный этап
Рекомендовано Экспертным советом университета
в качестве учебного пособия для для обучающихся
по направлению подготовки 45.03.01 Филология
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
имени Доржи Банзарова
2024
Стр.1
УДК 811.133.1(075.8)
ББК 81.471.1я73
Ш 221
Утверждено к печати
Экспертным советом университета
Протокол № 4 от 16 февраля 2024 г.
Рецензенты
М. Ф. Овчинникова, канд. пед. наук,
доцент кафедры английского языка и лингводидактики БГУ
Е. Ч. Дахалаева, канд. филол. наук,
доцент кафедры теории германских и романских языков
и прикладной лингвистики СФУ
Шангаева Н. К.
Ш 221 Французский язык. Начальный этап: учебное пособие.
— Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета
имени Доржи Банзарова, 2024. — 120 с.
ISBN 978-5-9793-1912-4
Учебное пособие ставит своей целью формирование навыков
коммуникации в устной и письменной формах на французском
языке для общения в социально-бытовой, учебнопрофессиональной
и социально-культурной сферах. Может быть
использовано как для проведения аудиторных занятий, так и для
самостоятельной работы студентов.
Адресовано студентам, обучающимся по направлению подготовки
45.03.01 Филология и начинающим изучать французский
язык как третий иностранный.
УДК 811.133.1(075.8)
ББК 81.471.1я73
ISBN 978-5-9793-1912-4
2
© Н. К. Шангаева, 2024
© Бурятский госуниверситет
имени Доржи Банзарова, 2024
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее учебное издание представляет собой учебное пособие
по дисциплине «Практика речи третьего иностранного
языка (французского)» и подготовлено в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования от 12.08.2020 г. № 969 (ред. от
26.11.2020). Пособие адресовано студентам, обучающимся по
направлению подготовки 45.03.01 Филология. Дисциплина
«Практика речи третьего иностранного языка (французского)»
входит в раздел «Базовая часть. Дисциплины по выбору» образовательной
программы высшего образования «Преподавание
филологических дисциплин (иностранные языки)».
Изучение дисциплины направлено на формирование следующих
профессиональных компетенций:
ПК-1.2 — владеет вторым (третьим) иностранным языком на
уровне В2 для решения профессиональных задач;
УК-4.1 — выбирает стиль общения на государственном языке
РФ и иностранном языке в зависимости от цели и условий партнерства;
адаптирует речь, стиль общения и язык жестов к ситуациям
взаимодействия;
УК-4.3 — ведет деловую переписку на иностранном языке с
учетом особенностей стилистики официальных писем и социокультурных
различий;
УК-4.6 — устно представляет результаты своей деятельности
на иностранном языке, может поддержать разговор в ходе их
обсуждения.
В результате освоения дисциплины студент должен:
— знать звуко-буквенные соответствия, лежащие в основе правил
чтения; основные интонационные модели, присущие разговорной
речи; базовые грамматические конструкции и лексикограмматические
модели; лексический материал, необходимый
для осуществления коммуникации в рамках изученных тем;
— уметь извлекать необходимую информацию при прочтении
или прослушивании короткого текста; строить самостоятельные
высказывания на основе пройденного грамматического и лекси3
Стр.3
ческого материала; поддержать беседу на знакомую тему с соблюдением
речевого этикета повседневного общения.
— владеть навыками произношения и интонационного оформления
высказывания в соответствии с нормами современного
французского языка; понимания простых реплик собеседника и
адекватного реагирования на них с учетом норм речевого этикета;
изучающего, ознакомительного и просмотрового чтения.
В соответствии с образовательной программой на изучение
данной дисциплины отводится 144 часа учебных занятий (104
аудиторных часа и 40 часов самостоятельной работы). Обучение
начинается на третьем курсе и продолжается в течение двух семестров.
Целью
пособия является формирование навыков коммуникации
в устной и письменной формах на французском языке для
общения в социально-бытовой, учебно-профессиональной и социально-культурной
сферах. Достижению цели способствуют
структура пособия, комплекс упражнений, направленных на активное
усвоение базового фонетического и лексикограмматического
материала, учебные тексты, которые сопровождаются
предтекстовыми и послетекстовыми заданиями, контрольные
задания, служащие для объективной оценки приобретённых
знаний, умений и навыков. Содержание пособия способствует
успешному освоению факультативных курсов «Домашнее
чтение в обучении третьему иностранному языку» и «Письменная
речь третьего иностранного языка» в рамках ОП ВО «Преподавание
филологических дисциплин (иностранные языки)».
Предлагаемое пособие содержит предисловие, три основных
раздела (вводно-фонетический, основной, итоговый), вопросы
для самоконтроля к каждому разделу, 3 приложения, библиографический
список. В начале каждого раздела студентам даны методические
рекомендации.
В первой части вводно-фонетического раздела объясняются
правила чтения, артикуляция звуков, особенности интонации и
фонетические явления французского языка. Упражнения в чтении,
французские скороговорки, стихотворения и басни, способствующие
совершенствованию артикуляционных навыков, расположены
во второй части данного раздела. В целях интенсифи4
Стр.4
кации обучения автор счёл необходимым ввести в завершающую
часть вводно-фонетического курса микродиалоги разговорного
характера. Они охватывают основные ситуации повседневного
общения: как пройти по городу, записаться на курсы, объясниться
с официантом в ресторане, продавцом в магазине. Работа над
диалогами подразумевает не только повторение фонетического
материала, но и обучение
элементарным лексикограмматическим
моделям.
Основной раздел состоит из трех частей. В первой части
грамматические темы, подкрепленные примерами, объясняются
на русском языке и предшествуют лексико-грамматическим
упражнениям. Представленная далее система упражнений (подстановочные,
трансформационные, условно-речевые, речевые)
позволяет основательно проработать пройденный материал. В
третьей части содержатся небольшие по объему тексты, соответствующие
языковому уровню А1. К каждому тексту разработаны
задания для обучения чтению как виду речевой деятельности.
Заключительная часть посвящена также развитию умений письменной
речи: сообщать/запрашивать информацию в соответствии
с ситуацией общения; поздравлять с праздником, выражать
пожелания, отвечать на поздравление, благодарить; давать
описания человека, предмета, события, происшествия.
В третьем разделе размещены упражнения, разработанные
для развития устной речи, а также контрольные работы, вопросы
для самоконтроля, примерные задания на зачет и экзамен. Важной
частью раздела являются тексты лингвострановедческого
характера, составленные по материалам французских печатных
изданий и сайтов. Вопросы к данным текстам служат не только
для проверки понимания содержания, но и для организации беседы
по затронутым темам. Работа с текстами может проводиться
как на занятиях под руководством преподавателя, так и полностью
самостоятельно с последующим обсуждением результатов.
5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ……………………………………………….. 3
Раздел I Методические рекомендации……...…………….. 6
Часть I………………………………………………. 7
Часть II……………………………………………... 28
Часть III...................................................................... 35
Раздел II Методические рекомендации……...…………… 43
Часть I………………………………………………. 44
Часть II……………………………………………... 51
Часть III...................................................................... 57
Раздел III Методические рекомендации……...……………. 69
Часть I………………………………………………. 70
Часть II…………………………………………….... 79
Часть III....................................................................... 87
Вопросы для самоконтроля………………………………… 112
Библиографический список ………………………………… 114
Приложение 1 ………….......................................................... 115
Приложение 2 ………….......................................................... 117
Приложение 3 ………….......................................................... 118
119
Стр.119