Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Лицом к лицу. Понятие личности в православном богословии XX века (60,00 руб.)

0   0
Первый авторЧурсанов С. А.
АвторыПравослав. Свято-Тихонов. гуманитар. ун-т
ИздательствоМ.: Изд-во ПСТГУ
Страниц265
ID866331
АннотацияНа страницах книги автор, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, опираясь на святоотеческие труды и работы ведущих православных богословов XX–XXI вв., последовательно и систематично раскрывает богословское содержание и место понятия «лицо», или «личность» (πρόσωπον), в православной триадологии и христологии. Особое внимание он уделяет следствиям из православного догматического богословия для христианского понимания человеческой личности. Текст книги отличают ясность мысли, четкость богословского языка и логическая выверенность повествования. В третье, переработанное и дополненное, издание включено приложение, посвященное богословскому видению межличностного общения, вне которого невозможны ни христианский рост человека, ни сама христианская жизнь.
Кому рекомендованоКнига будет полезна как теологам, философам, ученым-гуманитариям, так и всем православным христианам, стремящимся обрести в богословии действенное подспорье для духовной жизни, христианского служения, богопознания и единения с Богом.
ISBN978-5-7429-1170-8
УДК27-284
ББК86.37-4
Чурсанов, С.А. Лицом к лицу. Понятие личности в православном богословии XX века / Православ. Свято-Тихонов. гуманитар. ун-т; С.А. Чурсанов .— 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Изд-во ПСТГУ, 2019 .— 265 с. — ISBN 978-5-7429-1170-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/866331 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Лицом_к_лицу.pdf
Стр.2
Стр.260
Стр.261
Стр.262
Стр.263
Лицом_к_лицу.pdf
ББК 86.3УДК 27-2847-4 Ч-93 Рекомендовано к публикации д-р филос. наук, проф. Факультета гуманитарных наук НИУ «Высшая школа экономики» А. Л. Доброхотов Редакционно-издательским советом ПСТГУ Рецензенты: и Северной Ирландии Сурожской епархии Русской Православной Церкви протоиерей Георгий Завершинский д-р богословия (PhD), благочинный приходов Шотландии Свтт. Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский (фрагменты фресок XIV в. Дечаны, Сербия) На обложке: Ч-93 Лицом к лицу: Понятие личности в православном бо го словии XX века / С. А. Чурсанов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издво ПСТГУ, 2019. – 264 с. Чурсанов С. А. ISBN 978-5-7429-1170-8 На страницах книги автор, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, опираясь на святоотеческие труды и работы ведущих православных богословов XX–XXI вв., последовательно и систематично раскрывает богословское содержание и место понятия «лицо», или «личность» (prÒswpon), в православной триадологии и христологии. Особое внимание он уделяет следствиям из православного догматического богословия для христианского понимания человеческой личности. Текст книги отличают ясность мысли, четкость богословского языка и логическая выверенность повествования. Книга будет полезна как теологам, философам, ученым-гуманитариям, так и всем православным христианам, стремящимся обрести в богословии действенное подспорье для духовной жизни, христианского служения, богопознания и единения с Богом. В третье, переработанное и дополненное, издание включено приложение, посвященное богословскому ви дению межличностного общения, вне которого невозможны ни христианский рост человека, ни сама христианская жизнь. ББК 86.3УДК 27-2847-4 ISBN 978-5-7429-1170-8 © Чурсанов С. А., 2018 © Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2019
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие (А. Л. Доброхотов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 Глава 1. Понятие лица в тро ичном богословии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16 1.1. Философский контекст и терминология начала эпохи Вселенских Соборов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21 1.1.1. Философский контекст. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21 1.1.2. Этимология и основные значения слов prÒswpon, fÚsij, oÙs…a и ØpÒstasij . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 1.1.3. Соотношение понятий prÒswpon, fÚsij, oÙs…a и ØpÒstasij. . . . . 35 в1.2. Понятие лица и основные богословские термины православной триадологии IV века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39 1.2.1. Триадология святителя Афанасия Великого. . . . . . . . . . . . . . . .41 1.2.2. Триадология Великих Каппадокийцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43 1.3. Понятие лица в православной триадологии XX века. . . . . . . . . . .54 1.3.1. Неопределимость понятий лица и ипостаси . . . . . . . . . . . . . . .54 1.3.2. Учение о монархии Отца и онтологическая первичность лица . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .56 1.3.3. Понятие лица в методологии православной триадологии . . . .66 Глава 2. Понятие лица в христологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .76 в2.1. Богословское понимание личности православной христологии V–VII веков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77 2.1.1. Две природы в одном Лице и одной Ипостаси Христа . . . . . . .78 2.1.2. Несторианство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .86 2.1.3. Аполлинарианство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .90 2.1.4. Монофизитство, моноэнергизм и монофелитство . . . . . . . . . .93 2.1.5. Христология и тро ичное богословие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .101 2.2. Выражение понятия личности средствами естественного языка в православном богословии . . . . . . . . . . . . . . . .106 2.2.1. Субъект и предикат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .107 2.2.2. Местоимение и наречие «как» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .109 2.2.3. Имя собственное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 2.2.4. Грамматическая категория рода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116 2.3. Понятие личности в православной христологии XX века. . . . . .120 2.3.1. Лицо и единая сложная Ипостась Христа. . . . . . . . . . . . . . . .121 2.3.2. Понятие лица в методологии православной христологии . . . . 126 Глава 3. Понятие личности в антропологии и гуманитарных исследованиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .132 260
Стр.260
3.1. Богословское понимание человека как личности. . . . . . . . . . . . .133 3.1.1. Несводимость личности к природе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .134 3.1.2. Свобода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .138 3.1.3. Открытость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .142 3.1.4. Творчество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146 3.1.5. Уникальность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .148 3.1.6. Целостность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .150 3.1.7. Непознаваемость объективирующими методами . . . . . . . . . . 151 в3.2. Богословское понимание личности православной антропологии XX века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .153 3.2.1. Учение об обóжении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .153 3.2.2. Проблема индивидуализма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .155 3.2.3. Проблема смерти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .162 3.2.4. Определяющий признак человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .164 3.2.5. Любовь как полнота личностного образа бытия. . . . . . . . . . .168 в3.3. Богословское понимание личности православных гуманитарных исследованиях XX века . . . . . . . . . . . 172 3.3.1. Религиоведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172 3.3.2. Социология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .177 3.3.3. Культурология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178 3.3.4. Экология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .189 Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .191 мето1. Понятие лица, или личности, в структуре дологической парадигмы православного богословия . . . . . . . . . 191 2. Богословское понимание человеческой личности в структуре методологической парадигмы православной антропологии и гуманитарных исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194 3. Богословский потенциал личностной терминологической системы и перспективные направления ее дальнейших исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201 Приложение. Пять богословских принципов совершенного межличностного общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .210 Список источников и литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .226 Понятийно-тематический указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .244 Именной указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .249 Указатель ссылок на Священное Писание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .252 Summary . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .257 261
Стр.261
CONTENTS Foreword by A. L. Dobrohotov . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 Introduction . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 Chapter 1. The Notion of Person in Trinitarian Theology . . . . . . . . . . . . . . . .16 1.1. Philosophical Context and Terminology at the Beginning of the Ecumenical Councils’ Age. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21 1.1.1. Philosophical Context . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21 1.1.2. Etymology and Basic Meanings of the Words prÒswpon, fÚsij, oÙs…a, and ØpÒstasij . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24 1.1.3. Relationship between the Notions prÒswpon, fÚsij, oÙs…a, and ØpÒstasij . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35 in1.2. The Notion of Person and Basic Theological Terms Orthodox Trinitarian Theology of the IV Century. . . . . . . . . . . . . . . . . .39 1.2.1. Trinitarian Theology of Saint Athanasius the Great . . . . . . . . . . . .41 1.2.2. Trinitarian Theology of the Cappadocian Fathers. . . . . . . . . . . . . .43 of1.3. The Notion of Person in Orthodox Trinitarian Theology the XX Century. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54 1.3.1. Indefi nability of the Notions of Person and Hypostasis . . . . . . . . . .54 1.3.2. The Doctrine of the Monarchy of the Farther and Ontological Priority of Person . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .56 1.3.3. The Notion of Person in Orthodox Trinitarian Methodology . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .66 Chapter 2. The Notion of Person in Christology . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .76 2.1. Theological Understanding of Person in Orthodox Christology of the V–VII Centuries. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77 2.1.1. Two Natures in One Person and One Hypostasis of Christ. . . . . . .78 2.1.2. Nestorianism. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .86 2.1.3. Apollinarianism . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .90 2.1.4. Monophysitism, Monoenergetism and Monothelitism . . . . . . . . . . .93 2.1.5. Christology and Trinitarian Theology . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .101 2.2. The Expression of the Notion of Person through the General Linguistic Means . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .106 2.2.1. Subject and Predicate. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .107 2.2.2. Pronouns and the Adverb “How”. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .109 2.2.3. Personal Names . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 2.2.4. Grammatical Gender . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116 2.3. The Notion of Person in Orthodox Christology of the XX Century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .120 262
Стр.262
2.3.1. Person and One Composite Hypostasis of Christ . . . . . . . . . . . . . .121 2.3.2. The Notion of Person in Orthodox Christological Methodology. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .126 Chapter 3. The Notion of Person in Anthropology and the Humanities . . . . .132 3.1. The Theological Understanding of Human Being as a Person. . . . . .133 3.1.1. Irreducibility of Person to Nature . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .134 3.1.2. Freedom . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .138 3.1.3. Openness. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .142 3.1.4. Creativity . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146 3.1.5. Uniqueness . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .148 3.1.6. Integrity . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .150 3.1.7. Unknowability by means of Objectifying Methods . . . . . . . . . . . . . 151 3.2. The Theological Understanding of Person in Orthodox Anthropology of the XX Century. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .153 3.2.1. The Doctrine of Deifi cation . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .153 3.2.2. The Problem of Individualism . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .155 3.2.3. The Problem of Death . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .162 3.2.4. The Essential Feature of Human Being . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .164 3.2.5. Love as Fullness of Personal Way of Being . . . . . . . . . . . . . . . . . .168 3.3. The Theological Understanding of Person in the Orthodox Humanities of the XX Century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172 3.3.1. Religious Studies. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172 3.3.2. Sociology. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .177 3.3.3. Culturology . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178 3.3.4. Ecology . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .189 Conclusion . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .191 of1. The Notion of Person in the Structure Orthodox Theological Methodology . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .191 2. The Theological Understanding of Human Person in Methodological Structure of Orthodox Anthropology and the Humanities. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .194 3. The Theological Potential of Personalistic Terminology System and Perspective Directions of Its Further Research . . . . . . . . . . . . . . . . . .201 Appendix. Five Theological Principles of Perfect Interpersonal Communion . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .210 Bibliography . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .226 Index of Subjects . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .244 Index of Names. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .249 Index of Bible References . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .252 Summary . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .257 263
Стр.263

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ