Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ в образовательных организациях (220,00 руб.)

0   0
АвторыШибаева Людмила Васильевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц77
ID840569
АннотацияУчебно-методическое пособие предназначено для оказания помощи бакалаврам в процессе теоретической и практической подготовки к профессиональной деятельности в качестве школьного педагога-психолога, готового в сотрудничестве с участниками образовательных сообществ школ к планированию и реализации программ сопровождения, способствующих становлению возрастно-нормативных достижений школьников, отвечающих федеральным государственным стандартам образования. Пособие призвано помочь обучающимся в овладении ими компетенциями, отвечающими обобщенной трудовой функции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования». В пособии содержатся задания, позволяющие обучающимся овладевать средствами и способами решения учебно-профессиональных задач школьного педагога-психолога, которые соответствуют компонентам компетенций в составе разделов дисциплин «Сопровождение образовательных программ в ДОО, НОО, ООО», практикума «Методика сопровождение образовательных программ». В пособии приведены иллюстрации того, как может осуществляться анализ и экспертная оценка развивающего эффекта программ психолого-педагогического взаимодействия при постановки целей, планировании и разработке сценариев развивающих занятий, локальных и масштабных программ основного и дополнительного образования в процессе создания развивающего образовательного пространства школы. Представленные в учебно-методическом пособии задания позволят студентам ориентироваться в направлениях деятельности школьного педагога-психолога, готового к разнообразным направлениям сотрудничества, интегрирующего деятельность педагогов-психологов, педагогов, родителей и учеников по достижению возрастно-нормативных новообразований, отвечающих становлению позиции субъекта учения и субъекта жизнедеятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ в образовательных организациях : учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, направленность "Психология образования" (уровень бакалавриата) / Л. В. Шибаева .— Сургут : РИО СурГПУ, 2023 .— 77 с. — URL: https://rucont.ru/efd/840569 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Психолого-педагогическое_сопровождение_реализации_основных_и_дополнительных_образовательных_программ_в_образовательных_организациях.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра психологии Шибаева Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ в образовательных организациях УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Направленность «Психология образования» (уровень бакалавриата) Сургут, 2023 – 1 –
Стр.1
УДК 88.623.273.-9 Печатается по рекомендации ББК 159.923.2:378.14(075.8) Ш55 отдела мониторинга качества обучения БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры психологии 15марта 2023 года, протокол № 5 Рецензент: Бостанджиева Т.М., кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Шибаева, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных Ш55 образовательных программ в образовательных организациях : учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, направленность «Психология образования» (уровень бакалавриата) / Л. В. Шибаева ; Департамент образования и науки ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023. – 76, [1] с. – Текст : непосредственный. Учебно-методическое пособие предназначено для оказания помощи бакалаврам в процессе теоретической и практической подготовки к профессиональной деятельности в качестве школьного педагогапсихолога, готового в сотрудничестве с участниками образовательных сообществ школ к планированию и реализации программ сопровождения, способствующих становлению возрастно-нормативных достижений школьников, отвечающих федеральным государственным стандартам образования. Пособие призвано помочь обучающимся в овладении ими компетенциями, отвечающими обобщенной трудовой функции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования». В пособии содержатся задания, позволяющие обучающимся овладевать средствами и способами решения учебно-профессиональных задач школьного педагога-психолога, которые соответствуют компонентам компетенций в составе разделов дисциплин «Сопровождение образовательных программ в ДОО, НОО, ООО», практикума «Методика сопровождение образовательных программ». В пособии приведены иллюстрации того, как может осуществляться анализ и экспертная оценка развивающего эффекта программ психолого-педагогического взаимодействия при постановки целей, планировании и разработке сценариев развивающих занятий, локальных и масштабных программ основного и дополнительного образования в процессе создания развивающего образовательного пространства школы. Представленные в учебно-методическом пособии задания позволят студентам ориентироваться в направлениях деятельности школьного педагога-психолога, готового к разнообразным направлениям сотрудничества, интегрирующего деятельность педагогов-психологов, педагогов, родителей и учеников по достижению возрастно-нормативных новообразований, отвечающих становлению позиции субъекта учения и субъекта жизнедеятельности. УДК 88.623.273.-9 ББК 159.923.2:378.14(075.8) © Шибаева Л.В., 2023 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023 – 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ...................................................................................................................................... 4 Раздел 1. Подходы к характеристике программ основного и дополнительного образования в школьной организации, варианты участия педагога-психолога в их сопровождении ................. 14 Раздел 2. Индивидуальные образовательные программы для контингента школьников с особыми образовательными потребностями как результат психолого-педагогического взаимодействия .................................................................................................................................. 19 Раздел 3. Взаимодействие психологов и педагогов при проектировании развивающей образовательной среды ...................................................................................................................... 23 Заключение ....................................................................................................................................... 31 Рекомендуемая литература ............................................................................................................ 33 Приложения ...................................................................................................................................... 35 Приложения к разделу 1 .................................................................................................................... 35 Приложение 1.1. Требования к учебной программе дисциплины (курса) .................................. 35 Приложение 1.2. Схема анализа и оценки компонентов программ дополнительного образования и локальных программ деятельности психологической службы ................................ 36 Приложение 1.3. Схемы психологического анализа уроков ....................................................... 38 Приложения к разделу 2 .................................................................................................................... 49 Приложение 2.1. Технология индивидуального психолого-педагогического сопровождения школьников М.Р. Битяновой ............................................................................................................. 49 Приложение 2.2. Карта наблюдения для характеристики отношения школьника к образовательной среде .................................................................................................................... 50 Приложение 2.3. Описание трех групп неуспешных в учении школьников и стратегий психолого-педагогического взаимодействия преодоления их неуспешности ................................. 52 Приложения к разделу 3 .................................................................................................................... 54 Приложение 3.1. Схематический план взаимодействий педагогов и психолога-организатора развивающей стратегии школы ............................................................. 54 Приложение 3.2. Структура фрагмента программы, рекомендуемая студентам: обоснование программы, тематический план, сценарии занятий, приемы диагностики. Образец рецензии на программу ....................................................................................................... 55 Приложение 3.3. Параметры целостной учебно-воспитательной ситуации в концепции В.Я. Ляудис ................................................................................................................... 61 Приложение 3.4. Программа «Саморазвитие» для подростков ................................................... 62 Приложение 3.5. Организационная схема 2-х годичной программы локальных и масштабных читательских конференций «Словесное творчество» .............................................. 64 Приложение 3.6. Таксономия учебных заданий для оценки развивающего потенциала В.Я. Ляудис – Д. Толлингеровой ....................................................................................................... 65 Приложение 3.7. Направления мониторинга для оценки эффективности деятельности школы .......................................................................................................................... 66 Приложение 3.8. Образцы специализированных средств мониторинга для характеристики достижений учеников, ориентированных на образовательную парадигму подхода Давыдова В.В.-Эльконина Д.Б. ......................................................................................................... 67 Перечень использованной литературы ......................................................................................... 74 – 3 –
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Развитие сферы образования неразрывно связано с подготовкой кадров высшей квалификации, способных влиять на ее преобразование. В качестве лидирующей группы кадров, способных придать необходимую динамику внедрению в практику образования новейших достижений психологической науки, должны выступать будущие профессионалы педагоги-психологи, обучающиеся по направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Федеральный государственный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 122 от 22 февраля 2018 г.) рекомендует формировать профессиональные компетенции, устанавливаемые программой бакалавриата, на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда. В соответствии с этой рекомендацией Организация может включать одну или несколько общепрофессиональных и рекомендуемых профессиональных компетенций. В соответствии с приказом Министерства труда России № 514н от 24 июля 2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в качестве центральной выступает обобщенная трудовая функция «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ» [36]. В состав центральных направлений обобщенной трудовой функции педагога-психолога входит такая трудовая функция, как психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ. Реализация задач психолого-педагогического сопровождения основных и дополнительных образовательных программ отражается в составе учебного плана бакалавриата по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование / Направленность Психология образования в модуле «Психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ», а также в таких модулях, как:  «Нормативные основы профессиональной деятельности»;  «Психолого-педагогическая диагностика»;  «Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога»;  «Психопрофилактическая работа педагога-психолога»;  «Проектная деятельность педагога-психолога»;  Работа педагога-психолога с родителями». Дисциплина «Сопровождение образовательных программ ДОО, НОО, ООО», практикум «Методика сопровождения образовательных программ» являются также условием формирования готовности обучающихся к реализации задач и овладению содержанием учебных и производственных практик: «Технологическая практика», Педагогическая практика (стажерская). Учебно-методическое пособие призвано раскрыть содержание важных разделов учебной дисциплины «Сопровождение образовательных программ в ДОО, НОО, ООО» и практикума «Методика сопровождения образовательных программ», которые касаются подготовки педагогов-психологов для работы в составе школьных психологических служб. Овладение содержанием этих дисциплин опирается на такие дисциплины подготовки, как «Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Социальная психология» и особенно тесно логически и содержательно-методически связано с содержанием дисциплины «Педагогическая психология». Цель и задачи освоения дисциплины Цель овладения содержанием пособия для обучающихся состоит в том, чтобы усвоенные на предыдущем этапе обучения когнитивные компоненты профессионально значимых компетенций приобрели практико-ориентированный статус. После того, как обучающиеся овладели положениями культурно-исторического и деятельного подхода в цикле предыдущих дисциплин (Общая психология, Психология развития, Педагогическая психология), возникает необходимость овладеть ориентировочным и операционным и опытными компонентами компетенций в составе специализированного направления – психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ – для подготовки к реализации обобщенной трудовой функции этого же названия, пред– 4 –
Стр.4
полагающей планирование и реализацию взаимодействий со всеми участниками образовательных отношений при решении всего спектра профессиональных задач достижения школьниками требований ФГОС. Это важно для того, чтобы обучающиеся не только умели актуализировать базовые достижения в психологии образования, но и умели бы придавать им статус реальных инструментов решения профессиональных задач в современной практике образования, отражать их в содержании подготавливаемых ими программ взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений и в образовательных событиях, запланированных в составе этих программ. К основным задачам, которые могут быть решены с помощью настоящего учебно-методического пособия, относятся следующие: 1. Ориентировка обучающихся в видах и функциях образовательных программ основного и дополнительного образования в общеобразовательных школах, в структурных компонентах текста программ, отвечающих нормативным требованиям, в принципах программирования образовательных событий на основе ценностно-смысловой и технологической согласованности действий участников образовательных отношений. 2. Овладение обучающимися технологиями разработки индивидуальных образовательных программ для контингента школьников с особыми образовательными потребностями, испытывающими затруднения в динамике возрастно-нормативных достижений, программирования взаимодействий с педагогами и родителями на основе оптимальных педагогических технологий обучения и воспитания в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями. 3. Овладение обучающимися продуктивной позицией участника проектирования развивающей образовательной среды, готовых к разработке психологических рекомендаций при сопровождении основных общеобразовательных программ на ступенях школьного образования. Требования к результатам освоения дисциплины В результате прохождения разделов учебной дисциплины «Сопровождение образовательных программ в ДОО, НОО, ООО», практикума «Методика сопровождения образовательных программ» обучающийся должен овладеть следующими компонентами компетенций: – 5 –
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ