ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра психологии
Шибаева Л.В.
Психолого-педагогическое сопровождение реализации
основных и дополнительных образовательных программ
в образовательных организациях
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Направленность
«Психология образования»
(уровень бакалавриата)
Сургут, 2023
– 1 –
Стр.1
УДК 88.623.273.-9
Печатается по рекомендации
ББК 159.923.2:378.14(075.8)
Ш55
отдела мониторинга качества обучения
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры психологии
15марта 2023 года, протокол № 5
Рецензент:
Бостанджиева Т.М.,
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
Шибаева, Л. В.
Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных
Ш55
образовательных программ в образовательных организациях : учебно-методическое пособие
: направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, направленность
«Психология образования» (уровень бакалавриата) / Л. В. Шибаева ; Департамент образования
и науки ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры
«Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский
государственный педагогический университет», 2023. – 76, [1] с. – Текст : непосредственный.
Учебно-методическое пособие предназначено для оказания помощи бакалаврам в процессе теоретической
и практической подготовки к профессиональной деятельности в качестве школьного педагогапсихолога,
готового в сотрудничестве с участниками образовательных сообществ школ к планированию
и реализации программ сопровождения, способствующих становлению возрастно-нормативных достижений
школьников, отвечающих федеральным государственным стандартам образования.
Пособие призвано помочь обучающимся в овладении ими компетенциями, отвечающими обобщенной
трудовой функции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных
организациях общего, профессионального и дополнительного образования».
В пособии содержатся задания, позволяющие обучающимся овладевать средствами и способами решения
учебно-профессиональных задач школьного педагога-психолога, которые соответствуют компонентам
компетенций в составе разделов дисциплин «Сопровождение образовательных программ в ДОО, НОО,
ООО», практикума «Методика сопровождение образовательных программ». В пособии приведены иллюстрации
того, как может осуществляться анализ и экспертная оценка развивающего эффекта программ психолого-педагогического
взаимодействия при постановки целей, планировании и разработке сценариев развивающих
занятий, локальных и масштабных программ основного и дополнительного образования
в процессе создания развивающего образовательного пространства школы.
Представленные в учебно-методическом пособии задания позволят студентам ориентироваться
в направлениях деятельности школьного педагога-психолога, готового к разнообразным направлениям
сотрудничества, интегрирующего деятельность педагогов-психологов, педагогов, родителей и учеников
по достижению возрастно-нормативных новообразований, отвечающих становлению позиции субъекта
учения и субъекта жизнедеятельности.
УДК 88.623.273.-9
ББК 159.923.2:378.14(075.8)
© Шибаева Л.В., 2023
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023
– 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ...................................................................................................................................... 4
Раздел 1. Подходы к характеристике программ основного и дополнительного образования
в школьной организации, варианты участия педагога-психолога в их сопровождении ................. 14
Раздел 2. Индивидуальные образовательные программы для контингента школьников
с особыми образовательными потребностями как результат психолого-педагогического
взаимодействия .................................................................................................................................. 19
Раздел 3. Взаимодействие психологов и педагогов при проектировании развивающей
образовательной среды ...................................................................................................................... 23
Заключение ....................................................................................................................................... 31
Рекомендуемая литература ............................................................................................................ 33
Приложения ...................................................................................................................................... 35
Приложения к разделу 1 .................................................................................................................... 35
Приложение 1.1. Требования к учебной программе дисциплины (курса) .................................. 35
Приложение 1.2. Схема анализа и оценки компонентов программ дополнительного
образования и локальных программ деятельности психологической службы ................................ 36
Приложение 1.3. Схемы психологического анализа уроков ....................................................... 38
Приложения к разделу 2 .................................................................................................................... 49
Приложение 2.1. Технология индивидуального психолого-педагогического сопровождения
школьников М.Р. Битяновой ............................................................................................................. 49
Приложение 2.2. Карта наблюдения для характеристики отношения школьника
к образовательной среде .................................................................................................................... 50
Приложение 2.3. Описание трех групп неуспешных в учении школьников и стратегий
психолого-педагогического взаимодействия преодоления их неуспешности ................................. 52
Приложения к разделу 3 .................................................................................................................... 54
Приложение 3.1. Схематический план взаимодействий педагогов
и психолога-организатора развивающей стратегии школы ............................................................. 54
Приложение 3.2. Структура фрагмента программы, рекомендуемая студентам:
обоснование программы, тематический план, сценарии занятий, приемы диагностики.
Образец рецензии на программу ....................................................................................................... 55
Приложение 3.3. Параметры целостной учебно-воспитательной ситуации
в концепции В.Я. Ляудис ................................................................................................................... 61
Приложение 3.4. Программа «Саморазвитие» для подростков ................................................... 62
Приложение 3.5. Организационная схема 2-х годичной программы локальных
и масштабных читательских конференций «Словесное творчество» .............................................. 64
Приложение 3.6. Таксономия учебных заданий для оценки развивающего потенциала
В.Я. Ляудис – Д. Толлингеровой ....................................................................................................... 65
Приложение 3.7. Направления мониторинга для оценки эффективности
деятельности школы .......................................................................................................................... 66
Приложение 3.8. Образцы специализированных средств мониторинга для характеристики
достижений учеников, ориентированных на образовательную парадигму подхода
Давыдова В.В.-Эльконина Д.Б. ......................................................................................................... 67
Перечень использованной литературы ......................................................................................... 74
– 3 –
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Развитие сферы образования неразрывно связано с подготовкой кадров высшей квалификации,
способных влиять на ее преобразование. В качестве лидирующей группы кадров, способных
придать необходимую динамику внедрению в практику образования новейших достижений психологической
науки, должны выступать будущие профессионалы педагоги-психологи, обучающиеся
по направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.
Федеральный государственный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению
подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (Приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации № 122 от 22 февраля 2018 г.) рекомендует формировать профессиональные
компетенции, устанавливаемые программой бакалавриата, на основе профессиональных
стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе
анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке
труда. В соответствии с этой рекомендацией Организация может включать одну или несколько общепрофессиональных
и рекомендуемых профессиональных компетенций.
В соответствии с приказом Министерства труда России № 514н от 24 июля 2015 г. «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в качестве
центральной выступает обобщенная трудовая функция «Психолого-педагогическое сопровождение
образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального
и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ»
[36]. В состав центральных направлений обобщенной трудовой функции педагога-психолога
входит такая трудовая функция, как психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации
основных и дополнительных образовательных программ.
Реализация задач психолого-педагогического сопровождения основных и дополнительных образовательных
программ отражается в составе учебного плана бакалавриата по направлению подготовки
44.03.02 Психолого-педагогическое образование / Направленность Психология образования
в модуле «Психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ», а также в таких
модулях, как:
«Нормативные основы профессиональной деятельности»;
«Психолого-педагогическая диагностика»;
«Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога»;
«Психопрофилактическая работа педагога-психолога»;
«Проектная деятельность педагога-психолога»;
Работа педагога-психолога с родителями».
Дисциплина «Сопровождение образовательных программ ДОО, НОО, ООО», практикум «Методика
сопровождения образовательных программ» являются также условием формирования готовности
обучающихся к реализации задач и овладению содержанием учебных и производственных
практик: «Технологическая практика», Педагогическая практика (стажерская).
Учебно-методическое пособие призвано раскрыть содержание важных разделов учебной дисциплины
«Сопровождение образовательных программ в ДОО, НОО, ООО» и практикума «Методика
сопровождения образовательных программ», которые касаются подготовки педагогов-психологов для
работы в составе школьных психологических служб.
Овладение содержанием этих дисциплин опирается на такие дисциплины подготовки,
как «Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Социальная психология»
и особенно тесно логически и содержательно-методически связано с содержанием дисциплины
«Педагогическая психология».
Цель и задачи освоения дисциплины
Цель овладения содержанием пособия для обучающихся состоит в том, чтобы усвоенные
на предыдущем этапе обучения когнитивные компоненты профессионально значимых компетенций
приобрели практико-ориентированный статус.
После того, как обучающиеся овладели положениями культурно-исторического и деятельного
подхода в цикле предыдущих дисциплин (Общая психология, Психология развития, Педагогическая
психология), возникает необходимость овладеть ориентировочным и операционным и опытными
компонентами компетенций в составе специализированного направления – психолого-педагогическое
и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных
программ – для подготовки к реализации обобщенной трудовой функции этого же названия, пред–
4 –
Стр.4
полагающей планирование и реализацию взаимодействий со всеми участниками образовательных
отношений при решении всего спектра профессиональных задач достижения школьниками требований
ФГОС.
Это важно для того, чтобы обучающиеся не только умели актуализировать базовые достижения
в психологии образования, но и умели бы придавать им статус реальных инструментов решения
профессиональных задач в современной практике образования, отражать их в содержании подготавливаемых
ими программ взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений
и в образовательных событиях, запланированных в составе этих программ.
К основным задачам, которые могут быть решены с помощью настоящего учебно-методического
пособия, относятся следующие:
1. Ориентировка обучающихся в видах и функциях образовательных программ основного
и дополнительного образования в общеобразовательных школах, в структурных компонентах текста
программ, отвечающих нормативным требованиям, в принципах программирования образовательных
событий на основе ценностно-смысловой и технологической согласованности действий участников
образовательных отношений.
2. Овладение обучающимися технологиями разработки индивидуальных образовательных
программ для контингента школьников с особыми образовательными потребностями, испытывающими
затруднения в динамике возрастно-нормативных достижений, программирования взаимодействий
с педагогами и родителями на основе оптимальных педагогических технологий обучения
и воспитания в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями.
3. Овладение обучающимися продуктивной позицией участника проектирования развивающей
образовательной среды, готовых к разработке психологических рекомендаций при сопровождении
основных общеобразовательных программ на ступенях школьного образования.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате прохождения разделов учебной дисциплины «Сопровождение образовательных
программ в ДОО, НОО, ООО», практикума «Методика сопровождения образовательных программ»
обучающийся должен овладеть следующими компонентами компетенций:
– 5 –
Стр.5