В учебном пособии освещена послепушкинская эпоха (1840—1900), когда литературные нормы и вкусы заметно менялись. <...> 5 Поэтический Олимп России в послепушкинское время . <...> 51 стилистика темы Эроса в поэзии: душа и чувство . <...> 253 Романтическая лирика в контексте теории чистого искусства . <...> 269 А.А. Фет — поэт весны и сокровенных чувств . <...> 508 Эволюция поэтики позднего романтизма (последние десятилетия XIX в.) <...> Послепушкинская поэзия 40—90-х годов XIX в. — это особый материк, со своими разительными контрастами, драматическими сюжетами и величественными достижениями. <...> Главная особенность поэтов Золотого века состоит в том, что каждый из них, при всем удивительном разнообразии индивидуальностей и талантов, выполнял духовную миссию, которую создатели поэзии осознавали как служение отечеству, своему обществу и народу России. содержание, мотивы, жанры послепушкинской поэзии, так же как средства и способы словесно-художественного творчества, хотя и развивались под знаком классической пушкинской поэзии и других поэтов пушкинской поры 1-й трети XIX в., но все же с 1 Ильин И.А. <...> В предлагаемой вниманию читателей книге принят другой принцип изложения — по поэтическим школам, группам и направлениям. так, в отдельных главах излагаются сведения о поэтике любомудров и славянофилов; рефлективной лирике; романтической лирике; демократической лирике; поэтике предсимволистов и т.д. <...> Вместе с тем внутри каждой главы рассмотрено творчество отдельных поэтов. <...> Фет, А. толстой, Мей, тютчев — вся плеяда дворянско-крепостнической и либеральной литературы была проведена сквозь строй пародий «искровцев»1 приглаженной, утонченной, рафинированно-созерцательной поэзии Фета «искровцы» обнажили лицо врага, лицо крепостника»2 . <...> 13 За исключением очень немногих поэтов, вышедших из разночинных и жения. таких поэтов, как А.А. Фет, А.Н. Майков, я. <...> и др., литературоведы нередко ставили на второе место по сравнению с поэтами демократического направления, придерживавшихся <...>
Русское_слово_в_лирике_XIX_века_(1840-1900).pdf
Л.К. Граудина, Г.И. Кочеткова
Русское слово
в лирике XIX века
1840—1900
Учебное пособие
Москва
Издательство «Флинта»
Издательство «Наука»
2010
1
Стр.1
УДК 821.161.1.0(075.8)
ББК 83.3(2Рос=Рус)1
Г77
Ответственный редактор
д-р филол. наук, профессор Г.Я. Солганик
Ре ц е н з е н т ы:
академик РАО, д-р филол. наук, профессор В.Г. Костомаров
д-р филол. наук, профессор О.В. Никитин
Граудина Л.К.
Г77
Русское слово в лирике XIX века. 1840—1900 : учеб. пособие /
Л.К. Граудина, Г.И. Кочеткова. — М. : Флинта : Наука, 2010. — 600 с.
ISBN 978-5-9765-0808-8 (Флинта)
ISBN 978-5-02-034809-7 (Наука)
Книга посвящена искусству слова в русской поэзии Золотого века,
которая внесла величайший, ни с чем не сравнимый вклад не только в
русскую, но и в общечеловеческую культуру. В учебном пособии освещена
послепушкинская эпоха (1840—1900), когда литературные нормы и
вкусы заметно менялись. Этапы эволюции русской лирики XIX в. осмыслены
в книге с позиций исторической поэтики с выходом ее в поэтику
лингвистическую, в теорию интерпретации и понимания стихотворного
текста, обрисовано многоцветье самых разных индивидуальностей и
творческих дарований — от корифеев до менее известных, иногда почти
забытых стихо творцев.
Для студентов, аспирантов гуманитарных учебных заведений, учеников
старших классов лицеев, гимназий и школ, а также для читателей,
интересующихся отечественной поэзией.
УДК 821.161.1.0(075.8)
ББК 83.3(2Рос=Рус)1
ISBN 978-5-9765-0808-8 (Флинта)
ISBN 978-5-02-034809-7 (Наука)
2
© Издательство «Флинта», 2010
© Л.К. Граудина, Г.И. Кочеткова, 2010
Стр.2
ОГЛавЛенИе
Введение ............................................................................................................................5
Поэтический Олимп России в послепушкинское время ...............................18
Часть I
ПОЭтИЗАцИя хРИстИАНсКИх ИДей, теМ РОДИНы,
ПРИРОДы И ЛюБВИ ...........................................21
христианство и поэтическое творчество ............................................................26
О поэтике русской стихотворной «молитвы» ...................................................31
Поэты о судьбе страны и народа: родина — природа — история ................51
стилистика темы Эроса в поэзии: душа и чувство .........................................83
средства, способы и приемы словесно-художественного творчества ......121
Часть II
ПОЭтИЧесКИе НАПРАВЛеНИя, шКОЛы, ГРУППы ......173
Поэтика любомудров и славянофилов ..............................................................174
Российский Леонардо да Винчи ..................................................................177
«В Россию веруя...» ...........................................................................................182
Ф.И. тютчев: поэт-мыслитель, создатель речей,
«которым не суждено умереть» ....................................................................199
Рефлективная лирика: особенности поэтики .................................................238
А.А. Григорьев — поэт «страданий, страсти и сомнений...» ................242
«Вера в идеал» А.Н. Плещеева .....................................................................253
Романтическая лирика в контексте теории чистого искусства ................269
А.А. Фет — поэт весны и сокровенных чувств ........................................271
«Приди, товарищ дум, мой стих благоуханный!». Поэзия
А.Н. Майкова ......................................................................................................296
«служенье истине, добру и красоте...». Муза я.П. Полонского .......326
3
Стр.3
Женская поэзия — феномен XIX века ...............................................................337
«святое ремесло» К.К. Павловой ................................................................363
Исповедальная лирика е.П. Ростопчиной ...............................................373
История и фольклор в лирике русских романтиков ....................................391
«Духовное созерцание» А.К. толстого .......................................................392
Возвышенный мир поэзии Л.А. Мея ..........................................................422
Поэтика комических и сатирических стихотворных жанров
2-й половины XIX в. ................................................................................................438
Блестящая литературная шутка А.К. толстого
и братьев Жемчужниковых ...........................................................................440
О поэтике русской эпиграммы .....................................................................453
Демократическая гражданская лирика: особенности поэтики .................477
Н.А. Некрасов: «я лиру посвятил народу своему...» .............................480
«Наше сердце по2лно было к человечеству любовью...» О поэтах
некрасовской школы ........................................................................................508
Эволюция поэтики позднего романтизма
(последние десятилетия XIX в.) ..........................................................................535
В.с. соловьев — поэт духовного обновления .........................................561
Поэт–импрессионист, поэт недосказанной тайны
и ускользающей красоты. Иннокентий Анненский ..............................571
Заключение .................................................................................................................586
Источники цитируемых произведений .............................................................590
Литература ..................................................................................................................593
4
Стр.4