Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Лингводидактическое описание компетенций в сфере русского языка как иностранного (уровень В2/ТРКИ-2) (1500,00 руб.)

0   0
АвторыПопова Т. И., Рогова К. А., Вознесенская И. М., Попова Т. И.
ИздательствоСПб.: Златоуст
Страниц221
ID840174
АннотацияНастоящее издание содержит системное представление содержания обучения / контроля на уровне В2 в области РКИ. В книге систематизированы дискурсивные практики современного российского общества, которые составляют основу обучения русскому языку инофонов. Описаны такие сферы человеческой жизни, как человек и его частная / личная жизнь; человек и его учебная деятельность; человек и его профессиональная деятельность; человек и государство; человек и общество; человек и его духовное развитие; природа и деятельность человека. Каждая сфера конкретизирована перечнем актуальных тем и подтем общения, а также набором основных текстовых жанров (как письменных, так и устных), которые характерны для указанных выше сфер. В основу их систематизации положено представление различных функционально-смысловых типов речи, коррелирующих с основными видами речевой деятельности.
Кому рекомендованоИздание адресовано широкому кругу пользователей — как российским, так и зарубежным преподавателям русского языка как иностранного, которые смогут использовать «Лингводидактическое описание компетенций в сфере русского языка как иностранного (уровень В2/ТРКИ-2)» в качестве методической основы при создании различных средств обучения: учебников, учебных пособий (в том числе на базе компьютерных технологий), а также при разработке контрольно-измерительных материалов по русскому языку как иностранному (уровень ТРКИ-2).
ISBN978-5-907493-26-1
УДК811.161.1(0.054.6)
ББК81.2Рус-99
Лингводидактическое описание компетенций в сфере русского языка как иностранного (уровень В2/ТРКИ-2) / Т.И. Попова, К.А. Рогова, И.М. Вознесенская; ред. Т.И. Попова .— Санкт-Петербург : Златоуст, 2022 .— 221 с. — Авт. указаны на обороте тит. л. — ISBN 978-5-907493-26-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/840174 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Лингводидактическое_описание_компетенций_в_сфере_русского_языка_как_иностранного_(уровень_В2ТРКИ-2).pdf
УДК 811.161.1 Авторы: Попова Т.И. (руководитель проекта) (введение, часть 1: разделы 1.4.1, 1.4.2, 1.4.3; 1.8; часть 2: разделы 2.4.1, 2.4.2, 2.4.3, 2.4.4; часть 3: раздел 3.3.9, заключение), Рогова К.А. (введение, часть 1: разделы 1.6.1, 1.6.2, 1.6.3, 1.8; часть 2: разделы 2.6.1, 2.6.2, 2.6.3; часть 3: раздел 3.3.9), Вознесенская И.М. (введение, часть 1: разделы 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3; часть 2: разделы 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3; часть 3: раздел 3.3.9), Гончар И.А. (введение, часть 1: разделы 1.5.1, 1.5.2, 1.5.3, 1.8; часть 2: разделы 2.5.1, 2.5.2, 2.5.3, 2.5.4), Ерофеева И.Н. (введение, часть 1: раздел 1.8), Колесова Д.В. (введение, часть 1: разделы 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.3.1, 1.3.2, 1.3.3, 1.8; часть 2: разделы 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4; часть 3: раздел 3.3.9), Марусенко Н.М. (введение, часть 3: раздел 3.4), Хорохордина О.В. (введение, часть 1: разделы 1.7.1, 1.7.2, 1.7.3; часть 2: разделы 2.7.1, 2.7.2, 2.7.3, 2.7.4, 2.7.5; часть 3: разделы 3.1, 3.2, 3.3), Федотова Н.Л. (введение, часть 2: разделы 2.1.4, 2.2.4, 2.3.5, 2.4.5, 2.5.5, 2.6.4) Лингводидактическое описание компетенций в сфере русского языка как иностранного (уровень В2/ ТРКИ-2) / под ред. Т.И. Поповой. — Санкт-Петербург : Златоуст, 2022. — 220 с. — Текст : непосредственный. ISBN 978-5-907493-26-1 Затраты на реализацию Проекта частично покрыты за счет Гранта, предоставленного фондом «Русский мир». Договор от 01.04.2017 № 16511Гр/II-244-17 Рекомендовано Комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации по разработке методического обеспечения проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и контрольных измерительных материалов для его подготовки и проведения к использованию в качестве методических материалов при создании различных средств обучения — учебников, учебных пособий (в том числе на базе компьютерных технологий). Протокол № З от «31» октября 2018 года Рецензенты: В.И. Коньков, д-р филол. наук проф. кафедры медиалингвистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ; Л.П. Клобукова, руководитель Экспертной группы комиссии по разработке методического обеспечения проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации; д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАО Зав. редакцией: А.В. Голубева Редактор: О.С. Капполь Корректор: И.В. Евстратова Оригинал-макет: Л.О. Пащук Обложка: Студия Д’Арт Настоящее издание содержит системное представление содержания обучения / контроля на уровне В2 в области РКИ. В книге систематизированы дискурсивные практики современного российского общества, которые составляют основу обучения русскому языку инофонов. Описаны такие сферы человеческой жизни, как человек и его частная / личная жизнь; человек и его учебная деятельность; человек и его профессиональная деятельность; человек и государство; человек и общество; человек и его духовное развитие; природа и деятельность человека. Каждая сфера конкретизирована перечнем актуальных тем и подтем общения, а также набором основных текстовых жанров (как письменных, так и устных), которые характерны для указанных выше сфер. В основу их систематизации положено представление различных функционально-смысловых типов речи, коррелирующих с основными видами речевой деятельности. Издание адресовано широкому кругу пользователей — как российским, так и зарубежным преподавателям русского языка как иностранного, которые смогут использовать «Лингводидактическое описание компетенций в сфере русского языка как иностранного (уровень В2/ТРКИ-2)» в качестве методической основы при создании различных средств обучения: учебников, учебных пособий (в том числе на базе компьютерных технологий), а также при разработке контрольно-измерительных материалов по русскому языку как иностранному (уровень ТРКИ-2). © Попова Т.И., Рогова К.А., Вознесенская И.М., Гончар И.А., Ерофеева И.Н., Колесова Д.В., Марусенко Н.М., Хорохордина О.В., Федотова Н.Л., текст, 2022 © Санкт-Петербургский государственный университет, основной текст, 2022 © ООО Центр «Златоуст», редакционно-издательское оформление, лицензионные права, издание, распространение, 2022 Подготовка оригинал-макета: издательство «Златоуст». Подписано в печать 07.02.22. Формат 60х90/8. Печать офсетная. Тираж 200 экз. Заказ № 22020833. Код продукции: ОК 005-93-953005. Издательство «Златоуст»: 197101, Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д. 24в, пом. 1-Н. Тел.: (+7-812) 346-06-68, 703-11-78; e-mail: sales@zlat.spb.ru; http://www.zlat.spb.ru. Интернет-магазин издательства: www.zlatoust.store Отпечатано в ООО «Типография Лесник». 197183, Санкт-Петербург, ул. Сабировская, д. 37. Тел.: +7 (812) 649-73-09.
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение ...............................................................................................................................................................................7 Часть 1. Коммуникативная компетенция учащегося в различных сферах человеческой жизни. Уровень В2 .............................................................................................................................................................9 1.1. Человек и его частная/личная жизнь ..........................................................................................................................9 1.1.1. Общая характеристика ........................................................................................................................................9 1.1.2. Темы и подтемы...................................................................................................................................................9 1.1.3. Виды речевой деятельности, сферы общения и репертуар речевых жанров ............................................. 11 1.1.3.1. Чтение ................................................................................................................................................... 11 1.1.3.2. Аудирование .........................................................................................................................................12 1.1.3.3. Говорение ..............................................................................................................................................16 1.1.3.4. Письмо ..................................................................................................................................................17 1.2. Человек и его учебная деятельность .........................................................................................................................19 1.2.1. Общая характеристика ......................................................................................................................................19 1.2.2. Темы и подтемы.................................................................................................................................................19 1.2.3. Виды речевой деятельности, сферы общения и репертуар речевых жанров ..............................................20 1.2.3.1. Чтение ...................................................................................................................................................20 1.2.3.2. Аудирование .........................................................................................................................................22 1.2.3.3. Говорение ..............................................................................................................................................23 1.2.3.4. Письмо ..................................................................................................................................................24 1.3. Человек и его профессиональная деятельность .......................................................................................................26 1.3.1. Общая характеристика ......................................................................................................................................26 1.3.2. Темы и подтемы.................................................................................................................................................26 1.3.3. Виды речевой деятельности, сферы общения и репертуар речевых жанров ..............................................26 1.3.3.1. Чтение ...................................................................................................................................................26 1.3.3.2. Аудирование .........................................................................................................................................28 1.3.3.3. Говорение ..............................................................................................................................................29 1.3.3.4. Письмо ..................................................................................................................................................30 1.4. Человек и государство ................................................................................................................................................32 1.4.1. Общая характеристика ......................................................................................................................................32 1.4.2. Темы и подтемы.................................................................................................................................................32 1.4.3. Виды речевой деятельности, сферы общения и репертуар речевых жанров ..............................................33 1.4.3.1. Чтение ...................................................................................................................................................33 1.4.3.2. Аудирование .........................................................................................................................................34 1.4.3.3. Говорение ..............................................................................................................................................35 1.4.3.4. Письмо ..................................................................................................................................................35 1.5. Человек и общество ....................................................................................................................................................37 1.5.1. Общая характеристика ......................................................................................................................................37 1.5.2. Субъекты общения волонтерской деятельности и их функции ....................................................................37 1.5.3. Виды речевой деятельности, сферы общения и репертуар речевых жанров ..............................................38 1.5.3.1. Чтение ...................................................................................................................................................38 1.5.3.2. Аудирование .........................................................................................................................................39 1.5.3.3. Говорение ..............................................................................................................................................39 1.5.3.4. Письмо ..................................................................................................................................................40 1.6. Человек и его духовное развитие ..............................................................................................................................41 1.6.1. Общая характеристика ......................................................................................................................................41 1.6.2. Темы и подтемы.................................................................................................................................................41
Стр.3
1.6.3. Виды речевой деятельности, сферы общения и репертуар речевых жанров ..............................................42 1.6.3.1. Чтение ..................................................................................................................................................42 1.6.3.2. Аудирование ........................................................................................................................................42 1.6.3.3. Говорение ..............................................................................................................................................43 1.6.3.4. Письмо ..................................................................................................................................................44 1.7. Природа и человек ......................................................................................................................................................45 1.7.1. Общая характеристика ......................................................................................................................................45 1.7.2. Темы и подтемы предметной области «Природа и человек» ........................................................................45 1.7.3. Виды речевой деятельности, сферы общения и репертуар речевых жанров ..............................................45 1.7.3.1. Чтение ...................................................................................................................................................45 1.7.3.2. Аудирование .........................................................................................................................................49 1.7.3.3. Говорение ..............................................................................................................................................51 1.7.3.4. Письмо ..................................................................................................................................................54 1.8. Требования к владению коммуникативной компетенцией .....................................................................................56 Часть 2. Типовые тексты и их характеристика ................................................................................................................70 2.1. Человек и его частная/личная жизнь .........................................................................................................................70 2.1.1. Сферы функционирования текстов .................................................................................................................70 2.1.2. Социально-бытовая сфера ................................................................................................................................70 2.1.2.1. Информативный и праздноречевой диалоги .....................................................................................70 2.1.2.2. Диалог регулирования межличностных отношений .......................................................................73 2.1.2.3. Праздноречевой диалог/полилог ........................................................................................................76 2.1.2.4. Частное письмо. Оценочная характеристика поведения и поступков человека в сфере частной жизни, выражение чувств, отношения, признания ..............................................79 2.1.3. Социокультурная сфера ....................................................................................................................................81 2.1.3.1. Дневник .................................................................................................................................................81 2.1.3.2. Запись в блоге .......................................................................................................................................82 2.1.3.3. Интервью-портрет................................................................................................................................83 2.1.3.4. Проблемное интервью со специалистом, объясняющим какое-либо явление частной жизни человека ................................................................................................................................................86 2.1.4. Интонационное оформление звучащих текстов .............................................................................................88 2.2. Человек и его учебная деятельность ........................................................................................................................91 2.2.1. Сферы функционирования текстов .................................................................................................................91 2.2.2. Социокультурная сфера ....................................................................................................................................91 2.2.2.1. Лекция ...................................................................................................................................................91 2.2.2.2. Объявление в социальной сети ...........................................................................................................93 2.2.2.3. Рассказ о событии (пост в социальной сети) ...................................................................................95 2.2.3. Социально-бытовая сфера ................................................................................................................................96 2.2.3.1. Бытовой разговор ................................................................................................................................96 2.2.3.2. Студенческий форум ............................................................................................................................97 2.2.3.3. Поздравление ........................................................................................................................................99 2.2.4. Интонационное оформление звучащего текста ............................................................................................100 2.3. Человек и его профессиональная деятельность .....................................................................................................102 2.3.1. Сферы функционирования текстов ...............................................................................................................102 2.3.2. Официально-деловая сфера............................................................................................................................102 2.3.2.1. Просьба (документ, заявление) .........................................................................................................102 2.3.2.2. Полилог-расспрос (собеседование) .................................................................................................103 2.3.2.3. Рекомендация (официальное рекомендательное письмо) ..............................................................105 2.3.3. Социально-бытовая сфера ..............................................................................................................................106 2.3.3.1. Рассказ о текущей рабочей ситуации (личное электронное письмо другу) .................................106 2.3.4. Социокультурная сфера ..................................................................................................................................107 2.3.4.1. Диалог-расспрос (интервью) ............................................................................................................107 2.3.4.2. Совет (медиатекст, СМИ) ..................................................................................................................109 4 ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В СФЕРЕ РКИ
Стр.4
2.3.5. Интонационное оформление текста .............................................................................................................. 110 2.3.5.1. Диалог-расспрос (официально-деловая сфера, собеседование) .................................................... 110 2.3.5.2. Диалог-расспрос (социокультурная сфера, интервью)................................................................... 112 2.4. Человек и государство .............................................................................................................................................. 114 2.4.1. Сферы функционирования текстов ............................................................................................................... 114 2.4.2. Официально-деловая сфера............................................................................................................................ 114 2.4.2.1. Правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ ............ 114 2.4.2.2. Предвыборная программа кандидата ............................................................................................... 116 2.4.2.3. Консультация юриста......................................................................................................................... 118 2.4.2.4. Послание Президента Федеральному Собранию ........................................................................... 119 2.4.3. Социокультурная сфера ..................................................................................................................................120 2.4.3.1. Информационное сообщение ............................................................................................................122 2.4.4. Социально-бытовая сфера ..............................................................................................................................123 2.4.4.1. Монолог, аргументирующий точку зрения ......................................................................................123 2.4.5. Интонационное оформление текста ..............................................................................................................124 2.5. Человек и общество ..................................................................................................................................................126 2.5.1. Сферы функционирования текстов ...............................................................................................................126 2.5.2. Социокультурная сфера ..................................................................................................................................126 2.5.2.1. Представление общественной организации на странице социальной группы в Сети ...............126 2.5.2.2. Листовка с призывом улучшить облик города ................................................................................128 2.5.2.3. Отчет общественной организации на странице социальной группы в Сети ..............................129 2.5.2.4. Статья на сайте ...................................................................................................................................131 2.5.2.5. Инфограмма: причины потери жилья людьми ................................................................................134 2.5.2.6. Обсуждение на форуме (в социальной сети) ...................................................................................135 2.5.2.7. Видеообращение блогера (призыв) ..................................................................................................137 2.5.2.8. Видеорепортаж с места акции .........................................................................................................138 2.5.3. Социально-бытовая сфера ..............................................................................................................................141 2.5.3.1. Разговор в экстремальных условиях деятельности .......................................................................141 2.5.4. Официально-деловая сфера............................................................................................................................142 2.5.4.1. Обращение в прокуратуру ................................................................................................................142 2.5.5. Интонационное оформление звучащих текстов ...........................................................................................144 2.6. Человек и его духовное развитие ............................................................................................................................146 2.6.1. Сферы функционирования текстов ..............................................................................................................146 2.6.2. Официально-деловая сфера............................................................................................................................146 2.6.2.1. Тексты законов, регулирующие отношения в разных областях культуры ...................................146 2.6.2.2. Обсуждение закона №44-ФЗ в его отношении к искусству и научной деятельности .................148 2.6.3. Социокультурная сфера ..................................................................................................................................149 2.6.3.1. Интервью о жизни и деятельности ученого ...................................................................................149 2.6.3.2. Тексты, анализирующие проблемы жизни человека творческих профессий ..............................154 2.6.3.3. Текст о композиторе с элементами его биографии, оказавшими влияние на его творчество ....155 2.6.3.4. Текст о деятельности режиссера: выбор пьесы и актера ...............................................................156 2.6.3.5. Текст-мнение о спектакле (в интернете) .........................................................................................158 2.6.3.6. Интервью с актером о формировании его таланта .........................................................................159 2.6.3.7. Рассказ о знаменитом актере .............................................................................................................160 2.6.3.8. Интервью о литературе, ее роли в развитии духовной жизни личности ......................................161 2.6.3.9. Тексты о назначении и возможностях религии в духовной жизни людей ...................................163 2.6.3.10. Тексты об эстетическом начале в деятельности преподавателя ..................................................165 2.6.3.11. Статья о современном спорте .........................................................................................................166 2.6.3.12. Текст о речевом поведении интеллектуально развитого человека .............................................167 2.6.4. Интонационное оформление текста ..............................................................................................................168 2.7. Природа и человек ....................................................................................................................................................170 2.7.1. Сферы функционирования текстов ...............................................................................................................170 2.7.2. Официально-деловая сфера............................................................................................................................171 2.7.2.1. Оповещение населения о приближении/развитии природного катаклизма .................................171 СОДЕРЖАНИЕ 5
Стр.5
2.7.2.2. Заявление в администрацию населенного пункта о предоставлении материальной и финансовой помощи в связи с негативными последствиями воздействия природного катаклизма...........................................................................................................................................172 2.7.2.3. Благодарность на сайте госструктуры (МЧС РФ) в интернете ....................................................175 2.7.3. Социокультурная сфера ..................................................................................................................................177 2.7.3.1. Научно-публицистическая статья о проблеме окружающей среды (объяснение и аргументация) ............................................................................................................177 2.7.3.2. Репортаж с рекламной составляющей об экотуризме ....................................................................179 2.7.3.3. Художественный текст о характере животного ...............................................................................181 2.7.4. Социально-бытовая сфера ..............................................................................................................................182 2.7.4.1. Эмоциональный диалог — обыденный репортаж-аффектив во время природного катаклизма............................................................................................................................................182 2.7.4.2. Артистический бытовой письменный полилог о забавных случаях взаимодействия людей и животных .............................................................................................................................184 2.7.5. Интонационное оформление текста ..............................................................................................................186 Часть 3. Содержание языковой компетенции. Кодификатор .......................................................................................189 3.1. Фонетика. Графика ...................................................................................................................................................189 3.2. Словообразование. Морфология ............................................................................................................................189 3.2.1. Состав слова ...................................................................................................................................................189 3.2.2. Имя существительное .....................................................................................................................................189 3.2.3. Имя прилагательное .......................................................................................................................................190 3.2.4. Местоимение ..................................................................................................................................................190 3.2.5. Глагол ..............................................................................................................................................................190 3.2.6. Имя числительное ..........................................................................................................................................191 3.2.7. Наречие ...........................................................................................................................................................191 3.2.8. Служебные части речи ...................................................................................................................................191 3.3. Синтаксис .................................................................................................................................................................192 3.3.1. Виды простого предложения .........................................................................................................................192 3.3.2. Субъект и предикат в предложении. Согласование субъекта и предиката ...............................................192 3.3.3. Способы выражения логико-смысловых отношений в простом предложении ........................................193 3.3.4. Прямая и косвенная речь ...............................................................................................................................193 3.3.5. Порядок слов в предложении ........................................................................................................................193 3.3.6. Виды сложного предложения .........................................................................................................................193 3.3.7. Трансформация синтаксических единиц различных видов и уровней .....................................................194 3.3.8. Функционально-стилистическое употребление грамматических и лексических единиц ......................194 3.3.9. Употребление грамматических и лексических единиц в функционально-смысловых типах речи ........194 3.4. Лексика ......................................................................................................................................................................203 3.4.1. Модель представления лексического материала ..........................................................................................203 1. Человек и его частная/личная жизнь .........................................................................................................204 2. Человек и его учебная деятельность .........................................................................................................205 3. Человек и его профессиональная деятельность .......................................................................................206 4. Человек и государство ................................................................................................................................207 5. Человек и общество ...................................................................................................................................209 6. Человек и его духовное развитие ..............................................................................................................210 7. Человек и природа ......................................................................................................................................212 Заключение .......................................................................................................................................................................214 Приложение. Список стратегий и тактик .....................................................................................................................215 Использованная литература ............................................................................................................................................216 6 ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В СФЕРЕ РКИ
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ