УДК 811.161.1
Белякова Н. Н.
Как строится русский глагол? Особенности формообразования: мор
фология, ударение. — 3е изд., испр. — СПб: «Златоуст», 2016. — 97 с.
Belyakova N. N.
How do we form a Russian verb? Peculiarities of formation: morphology,
stress. — 3rd revised ed. — St. Petersburg: Zlatoust, 2016. — 97 p.
Зав. редакцией: А. В. Голубева
Редактор: А. В. Аверина
Корректор: И. В. Евстратова
Оригиналмакет: Л. О. Пащук
В пособии в занимательной и доступной для иностранных учащихся форме пред
ставлена сложнейшая проблема словоизменения русского глагола. Пособие содер
жит краткое описание проблемы, систему грамматических заданий, обеспечиваю
щих уяснение особенностей формообразования, алгоритмизированные таблицы клас
сов и групп и список глаголов, входящих в лексический минимум I сертификацион
ного уровня, с указанием класса/группы и особенностей ударения во всех формах.
Пособие адресовано широкому кругу учащихся и может использоваться для станов
ления навыка на начальном этапе обучения, для автоматизации его на продвинутом,
а также как пример авторской лингвометодической концепции на курсах повышения
квалификации преподавателей.
ISBN 9785865472607
© Белякова Н. Н., 2000, 2002, 2007
© ЗАО «Златоуст», 2000, 2002, 2007
Подготовка оригиналмакета: издательство «Златоуст».
Подписано в печать 20.06.06. Формат 60х90/16. Печ. л. 6. Печать офсетная. Тираж 3000 экз.
Код продукции: ОК 00593953005.
Лицензия на издательскую деятельность ЛР № 062426 от 23 апреля 1998 г.
Санитарноэпидемиологическое заключение на продукцию издательства Государственной СЭС РФ
№ 78.01.07.953.П.001928.03.05 от 11.03.2005 г.
Издательство «Златоуст»: 197101, С.Петербург, Каменноостровский пр., д. 24, кв. 24.
Тел.: (7812) 3460668, 7031154; факс: (7812) 7031179; email: sales@zlat.spb.ru,
editor@zlat.spb.ru; http://www.zlat.spb.ru.
Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии «Береста».
С.Петербург, ул. К. Томчака, 28. Тел. 3889000.
2
Стр.2
Содержание
Предисловие для преподавателей .......................................................................... 5
Предисловие для учащихся .................................................................................. 8
Список сокращений .............................................................................................. 9
Литература к теме ............................................................................................... 10
Часть I. Словоизменительная классификация русского глагола в целях
преподавания русского языка как иностранного ...................................... 11
1. Общие замечания.............................................................................................. 11
1.1. Формообразующие основы русского глагола ............................................. 11
1.1.1. Основа инфинитива ........................................................................... 12
1.1.2. Основа прошедшего времени ............................................................ 12
1.1.3. Основа настоящегобудущего времени.............................................. 13
1.2. Образование от основ инфинитива, прошедшего и настоящего
будущего времени соответствующих форм глагола .......................................... 15
1.3. Ударение в глагольных формах ................................................................. 17
1.3.1. Ударение в формах настоящегобудущего времени ............................ 17
1.3.2. Ударение в формах прошедшего времени .......................................... 18
2. Характеристика словоизменительных классов и групп русского глагола ......... 19
2.1. Продуктивные классы ..............................................................................20
2.2. Непродуктивные группы ......................................................................... 21
2.3. Перечень исходных глаголов, входящих в непродуктивные группы ....... 29
Часть II. Формирование практических навыков в области глагольного
словоизменения .................................................................................. 33
1. Задания ........................................................................................................... 33
2. Таблицы...........................................................................................................58
2.1. Словоизменительные классы и группы глаголов .......................................58
I класс. Глаголы на ать, ять, еть .........................................................58
II класс. Глаголы на овать, евать ......................................................... 59
III класс. Глаголы на нуть ...................................................................... 60
IV класс. Глаголы на ить ....................................................................... 61
1 группа. Глаголы на ать, ять .............................................................. 62
2 группа. Глаголы на ать, ять, еть..................................................... 63
3 группа. Глаголы на нуть ...................................................................... 64
4 группа. Глаголы на зти, зть, сти, сть ........................................... 65
5 группа. Глаголы на чь ........................................................................... 67
6 группа. Глаголы на ать, ять .............................................................. 68
3
Стр.3
7 группа. Глаголы на ереть ..................................................................... 69
8 группа. Глаголы на ороть, олоть ....................................................... 70
9 группа. Глаголы на авать .....................................................................71
10 группа. Глаголы на ить ...................................................................... 72
11 группа. Глаголы на ыть ...................................................................... 73
12 группа. Глаголы на уть, ить, ыть, ать, ять, еть ..................... 74
2.2. Одиночные глаголы (глаголы, стоящие обособленно в системе русского
спряжения) .................................................................................................... 76
3. Глаголы, входящие в лексический минимум I сертификационного уровня
(ТРКИ1), расположенные по классам и группам, с указанием ударения в
инфинитиве, настоящембудущем и прошедшем времени ................................... 80
3.1. Словоизменительные классы и группы глаголов ...................................... 80
I класс. Глаголы на ать, ять, еть ........................................................ 80
II класс. Глаголы на овать, евать ......................................................... 84
III класс. Глаголы на нуть ...................................................................... 84
IV класс. Глаголы на ить ....................................................................... 85
1 группа. Глаголы на ать, ять .............................................................. 88
2 группа. Глаголы на ать, ять, еть..................................................... 89
3 группа. Глаголы на нуть ...................................................................... 90
4 группа. Глаголы на зти, зть, сти, сть ........................................... 90
5 группа. Глаголы на чь ........................................................................... 91
6 группа. Глаголы на ать, ять .............................................................. 91
7 группа. Глаголы на ереть ..................................................................... 92
8 группа. Глаголы на ороть, олоть ....................................................... 92
9 группа. Глаголы на авать .................................................................... 92
10 группа. Глаголы на ить ...................................................................... 93
11 группа. Глаголы на ыть и глагол петь ................................................ 93
12 группа. Глаголы на уть, ить, ыть, ать, ять, еть .................... 94
3.2. Одиночные глаголы ................................................................................ 95
4
Стр.4