Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Грамматический справочник: традиционно-системное и функционально-системное описание русской грамматики (900,00 руб.)

0   0
Первый авторМаксимов В. И.
ИздательствоСПб.: Златоуст
Страниц221
ID840150
АннотацияГрамматический справочник содержит краткое описание грамматических средств русского языка и предназначен для тех, кто хочет получить сведения об их значении, произношении, употреблении в разных стилях речи, правильном написании, об основных понятиях и терминах грамматики. В справочнике две части. В первой части представлено традиционно-системное описание грамматических средств русского языка, которое принято в академических и вузовских грамматиках, во второй — их функционально-системное описание. Имеются таблицы, предметный указатель и список основной литературы.
Кому рекомендованоКнига предназначена для лингвистов, преподавателей, аспирантов и студентов филологических факультетов, учителей средней школы.
ISBN978-5-86547-563-7
УДК811.161.1'36
ББК81.2Рус-5
Максимов, В.И. Грамматический справочник: традиционно-системное и функционально-системное описание русской грамматики / В.И. Максимов .— Санкт-Петербург : Златоуст, 2010 .— 221 с. — ISBN 978-5-86547-563-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/840150 (дата обращения: 30.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Грамматический_справочник_традиционно-системное_и_функционально-системное_описание_русской_грамматики.pdf
УДК 821.161.1 ББК 81.2Рус-5 М 171 Максимов, В. И. Грамматический справочник : традиционно-системное и функционально-системное описание русской грамматики / В.И. Максимов. — СПб. : Златоуст, 2010. — 220 с. Рецензенты: доктор филологических наук, профессор Г.М. Васильева; кандидат педагогических наук, профессор В.В. Стародуб Редактор: В.В. Евтюхина Корректор: Т.А. Горячева Компьютерная верстка: С.С. Вострикова Обложка: Л.О. Пащук Грамматический справочник содержит краткое описание грамматических средств русского языка и предназначен для тех, кто хочет получить сведения об их значении, произношении, употреблении в разных стилях речи, правильном написании, об основных понятиях и терминах грамматики. В справочнике две части. В первой части представлено традиционно-системное описание грамматических средств русского языка, которое принято в академических и вузовских грамматиках, во второй — их функционально-системное описание. Имеются таблицы, предметный указатель и список основной литературы. Книга предназначена для лингвистов, преподавателей, аспирантов и студентов филологических факультетов, учителей средней школы. ISBN 978-5-86547-563-7 © В.И. Максимов (текст), 2010 © «Златоуст» (редакционно-изда тельское оформление,издание, лицензионные права), 2010 Подготовка оригинал-макета: издательство «Златоуст». Подписано в печать 08.07.10. Формат 60х90/16. Печ.л. 13,75. Печать цифровая. Тираж 500 экз. Код продукции: ОК 005-93-953005. Санитарно-эпидемиологическое заключение на продукцию издательства Государственной СЭС РФ № 78.01.07.953.П.011312.06.10 от 30.06.2010 г. Издательство «Златоуст»: 197101, Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д. 24, оф. 24. Тел.: (+7-812) 346-06-68, факс: (+7-812) 703-11-79, e-mail: sales@zlat.spb.ru, http://www.zlat.spb.ru Отпечатано в типографии «Ком-принт». Санкт-Петербург, Петроградская наб., д. 34. Тел./факс: (+7-812) 635-68-24.
Стр.2
Содержание Тем, кто интересуется русским языком . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Список сокращений, принятых в справочнике . . . . . . . . . . . . . . 8 Первая часть. Описание грамматических средств в традиционной последовательности . . . . . . . . . . . 9 Основные понятия грамматики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Фонетика и графика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 Звуки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 Произношение гласных и согласных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 Ударение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 Интонация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Алфавит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 Словообразование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 Состав слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 Процесс образования слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 Способы, типы и средства словообразования . . . . . . . . . . . . . 25 Словообразовательная структура и морфемный состав слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 Морфология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 Имя существительное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 Понятие об имени существительном . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Стр.214
Содержание 215 Категория рода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 Категория числа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 Категория падежа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 Категория одушевленности и неодушевленности . . . . . . . 36 Склонение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 Несклоняемые существительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 Правописание падежных форм существительных . . . . . . . 47 Образование существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 Правописание суффиксов существительных . . . . . . . . . . . 53 Имя прилагательное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 Понятие об имени прилагательном . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 Склонение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 Образование прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 Правописание прилагательных с суффиксами . . . . . . . . . 61 Правописание сложных прилагательных . . . . . . . . . . . . . . 62 Имя числительное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 Понятие об имени числительном . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 Склонение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66 Правописание числительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 Местоимение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 Понятие о местоимении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 Склонение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 Правописание местоимений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 Глагол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78 Понятие о глаголе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78 Спряжение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79 Классы глаголов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 Виды глагола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84 Глаголы движения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87 Переходные и непереходные глаголы . . . . . . . . . . . . . . . . . 89 Наклонение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 Причастие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91 Деепричастие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95 Образование глаголов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97 Правописание глаголов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99 Правописание причастий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99 Наречие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 Понятие о наречии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 Степени сравнения наречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 Образование наречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 Правописание наречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Стр.215
216 Содержание Предлог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104 Понятие о предлоге . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104 Значение и употребление предлогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105 Правописание предлогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 Союз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 Понятие о союзе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 Синтаксические свойства союзов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114 Правописание союзов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116 Частица . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116 Понятие о частицах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116 Функции частиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116 Правописание частиц не и ни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 Междометие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119 Синтаксис . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119 Словосочетание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119 Простое предложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120 Понятие о простом предложении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120 Типы простого предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 Главные члены предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124 Подлежащее . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124 Сказуемое . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126 Второстепенные члены предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130 Дополнение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130 Определение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132 Обстоятельства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 Порядок слов в двусоставном предложении . . . . . . . . . . . 135 Односоставные предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136 Предложения с однородными членами . . . . . . . . . . . . . . . 137 Знаки препинания при однородных членах предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138 Обособленные члены предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140 Вводные слова, словосочетания и предложения . . . . . . . . 140 Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 Сложное предложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142 Понятие о сложном предложении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142 Сложносочиненные предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143 Знаки препинания в сложносочиненном предложении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144 Сложноподчиненные предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Стр.216
Содержание 217 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151 Бессоюзное сложное предложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 Сложное синтаксическое целое . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153 Средства связи самостоятельных предложений и частей текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154 Прямая и косвенная речь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156 Вторая часть. Описание грамматических средств в зависимости от выражаемого ими смысла . . . . . . . . . . . . . . . . . 159 Типы простых предложений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159 Субъектнопредикатные отношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159 Значения отрицания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161 Значения предиката и субъекта и способы их выражения . . . . . 162 Характер протекания действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163 Квалификация субъекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164 Классификация предметов (явлений) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165 Характеристика субъекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166 Возможность, необходимость и долженствование действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168 Желание и пожелание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170 Нежелательность, невозможность действия . . . . . . . . . . . . . . 171 Отношение действия к субъекту и объекту . . . . . . . . . . . . . . . 171 Наличие или отсутствие чеголибо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173 Качественные и количественные изменения . . . . . . . . . . . . . 173 Значения объекта и способы их выражения . . . . . . . . . . . . . . . . . 174 Значения атрибута и способы выражения . . . . . . . . . . . . . . . . 178 его Значения обстоятельств и способы их выражения . . . . . . . . . . . . 182 Пространственные значения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183 Временные значения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186 Причинные значения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190 Значения следствия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192 Значения условия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192 Значения уступки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194 Значения цели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
Стр.217
218 Содержание Значения способа действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197 Значения сравнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199 Сопоставительные значения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201 Предметный указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
Стр.218

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ