УДК 379.8:330(075)
ББК 65.497я73
А50
Печеркина А. А., канд. психол. наук, зав. каф. педагогики и психологии
образования, директор департамента психологии
Уральского федерального университета
Власова Н. Ю., д-р экон. наук, проф. каф. государственного
и муниципального управления Уральского государственного
экономического университета;
Рецензенты:
Аликперов, И. М.
А50
Фандрайзинг в креативных индустриях : учебное пособие /
ISBN 978-5-4499-3434-5
Фандрайзинг стал неотъемлемым условием деятельности образоваИ.
М. Аликперов. — 2-е изд. — Москва : Директ-Медиа, 2023. —
152 с.
тельных, культурных, социальных, научных организаций, которые
ищут и привлекают не только различные ресурсы для своего развития,
но создают фандрайзинговую инфраструктуру с участием власти и бизнеса,
реализующими свои задачи и получающими дивиденды от такого
партнерства. Автор делится своим накопленным опытом, опытом менеджеров
некоммерческих организаций, которые стали успешными, потому
что смогли наладить эффективное взаимодействие с донорами.
Данное пособие предназначено для студентов гуманитарных вузов,
решивших посвятить свою жизнь менеджменту в некоммерческих организациях,
креативных институциях, которые своим гражданским энтузиазмом,
неравнодушием, интеллектом, коммуникабельностью хотят
изменить общественную жизнь к лучшему, решить социальные проблемы,
обогатить повседневную жизнь яркими культурными событиями.
Также оно будет полезным для действующих специалистов в сфере
культуры, образования, социального обеспечения, которые сверят свой
опыт с современными тенденциями фандрайзинговой деятельности
или добавят свои рекомендации, потому что технологии и механизмы
фандрайзинга непрерывно совершенствуются.
УДК 379.8:330(075)
ББК 65.497я73
ISBN 978-5-4499-3434-5
© Аликперов И. М., текст, 2023
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2023
Стр.3
Оглавление
Предисловие ............................................................................................................ 5
Раздел 1. Введение в фандрайзинговую
деятельность: почему сегодня это условие успешной
деятельности креативных организаций? ............................................... 9
1.1. Фандрайзинг как современный инструмент
социального предпринимательства ..................................................... 9
1.2. Развитие креативных индустрий как объекта
фандрайзинга ................................................................................................. 14
1.3. Условия и возможности успешного
фандрайзинга ................................................................................................. 22
1.4. Планирование фандрайзинга ........................................................ 29
1.5. Методы фандрайзинга ...................................................................... 39
Раздел 2. Основные формы и ресурсы
фандрайзинговой деятельности некоммерческих
организаций ......................................................................................................... 45
2.1. Некоммерческие организации как объект
финансирования проектов ...................................................................... 45
2.2. Эндаумент-фонды ................................................................................ 51
2.3. Волонтерская деятельность ........................................................... 54
2.4. Правила обращения в фонды за поддержкой ....................... 61
2.5. Грантовая деятельность — правила составления
заявки на грант, ее структура, отчетность по гранту ............... 66
Раздел 3. Спонсорство как форма донорства
некоммерческих проектов ............................................................................ 88
3.1. Гармонизация целей НКО, бизнеса и территории ............. 88
3.2. Тренды общества, интересные бизнесу
для поддержки ............................................................................................... 93
3.3. Подготовка презентации для спонсоров ............................. 102
3.4. Спонсорские пакеты ........................................................................ 115
Стр.4
3.5. Сторителлинг и самопрезентация
как инструменты привлечения внимания доноров ............... 119
3.6. Коммуникации с потенциальными спонсорами,
измерение их эффективности ............................................................. 128
Послесловие ........................................................................................................ 139
Практические задания .................................................................................. 140
Глоссарий ............................................................................................................. 143
Список литературы ........................................................................................ 148
Интернет-ресурсы ...................................................................................... 150
Стр.5