Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636228)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Современный русский язык. Историческое комментирование : учебно-методическое пособие (1200,00 руб.)

0   0
Первый авторШтрекер
ИздательствоМ.: Директ-Медиа
Страниц273
ID836870
АннотацияУчебно-методическое пособие включает теоретическую и практическую части. В теоретической части дается сопоставление лексической, фонетической и морфологической систем древнерусского и современного русского языка. Практическая часть представляет собой разработку семинарских занятий, включающую определение целей занятий, контрольные вопросы, упражнения на закрепление изученного материала, задания по анализу языкового материала школьных учебников, список рекомендуемой литературы. Показаны возможности использования историко-лингвистических сведений на уроках русского языка и литературы, в том числе в начальных классах, работающих по альтернативным учебным программам. Для студентов и преподавателей педагогических вузов, учителей.
ISBN978-5-4499-3473-4
Штрекер, Н.Ю. Современный русский язык. Историческое комментирование : учебно-методическое пособие / Н.Ю. Штрекер .— Москва : Директ-Медиа, 2023 .— 273 с. — ISBN 978-5-4499-3473-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/836870 (дата обращения: 22.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Современный_русский_язык._Историческое_комментирование__учебно-методическое_пособие.pdf
УДК 811.161.1(075) ББК 81.411.2я73 Ш93 Курцева З. И., д-р пед. наук, проф., проф. каф. риторики и культуры речи Московского педагогического государственного университета Еремин А. Н., д-р филол. наук, проф., зав. каф. русского языка Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского; Рецензенты: Штрекер, Н. Ю. Ш93 Современный русский язык. Историческое комментирование : учебно-методическое пособие / Н. Ю. Штрекер. — Москва : Директ-Медиа, 2023. — 272 с. ISBN 978-5-4499-3473-4 Учебно-методическое пособие включает теоретическую и практическую части. В теоретической части дается сопоставление лексической, фонетической и морфологической систем древнерусского и современного русского языка. Практическая часть представляет собой разработку семинарских занятий, включающую определение целей занятий, контрольные вопросы, упражнения на закрепление изученного материала, задания по анализу языкового материала школьных учебников, список рекомендуемой литературы. Показаны возможности использования историколингвистических сведений на уроках русского языка и литературы, в том числе в начальных классах, работающих по альтернативным учебным программам. Для студентов и преподавателей педагогических вузов, учителей. по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Допущено Учебно-методическим объединением УДК 811.161.1(075) ББК 81.411.2я73 ISBN 978-5-4499-3473-4 © Штрекер Н. Ю., текст, 2023 © Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2023
Стр.3
Оглавление Предисловие ............................................................................................................ 7 Теоретическая часть ........................................................................................ 13 Введение ............................................................................................................ 13 § 1. Основные этапы исторического развития языка .......... 13 § 2. Общественно-исторические условия возникновения письменности у славян ...................................... 15 Первые сведения о славянах ......................................................... 15 Расселение славянских племен ................................................... 17 Восточнославянские племена ...................................................... 18 Возникновение письменности у восточных славян ........................................................................................................ 20 Просветительская деятельность Кирилла и Мефодия ............................................................................................... 22 Славянские азбуки .............................................................................. 25 Кириллическая азбука ..................................................................... 27 § 3. Источники изучения истории языка .................................... 30 § 4. Краткий обзор выдающихся памятников русской письменности .......................................................................... 33 § 5. Вклад отечественной филологической науки в разработку проблем истории русского языка ...................... 38 Раздел Ι Лексика ............................................................................................ 42 § 6. Семантическая структура слова .............................................. 42 § 7. Лексико-тематические группы ................................................ 43 § 8. Лексика с точки зрения ее происхождения ....................... 48 Некоторые выводы ................................................................................. 51 Раздел ІІ Фонетика ....................................................................................... 51 Вводные замечания ................................................................................ 51 § 9. Строение слога .................................................................................. 52 § 10. Система гласных фонем ............................................................. 53 § 11. Редуцированные гласные ъ, ь ................................................ 55 § 12. Древнерусский звук [е] Ђ .......................................................... 60 § 13. Гласные [о] носовой Ѫ и [е] носовой Ѧ .............................. 62
Стр.4
§ 14. История аканья .............................................................................. 64 § 15. Система безударных гласных современного русского языка и орфография .......................................................... 66 § 16. Полногласие и неполногласие ............................................... 68 § 17. Система согласных фонем русского языка ..................... 70 § 18. Шипящие [ж], [ш] .......................................................................... 71 § 19. Аффрикаты [ч'] и [ц] .................................................................... 72 § 20. Переход сочетаний [кы], [гы], [хы] в [к'и], [г'и], [х'и] ....................................................................................... 73 § 21. Согласные [в] — [в'], [ф] — [ф'] ............................................. 74 § 22. Согласный [j]. Судьба согласных в сочетании с [j] ........................................................................................ 75 § 23. Согласные глухие и звонкие ................................................... 77 § 24. Согласные твердые и мягкие ................................................. 78 Некоторые выводы ................................................................................. 81 Раздел III Морфология ............................................................................... 82 § 25. Общее понятие о частях речи ................................................. 82 Знаменательные части речи .............................................................. 85 Имя существительное ........................................................................... 85 § 26. История имен существительных .......................................... 85 § 27. Категория рода ............................................................................... 86 § 28. Категория числа. Утрата двойственного числа ........... 89 § 29. Склонение имен существительных .................................... 92 § 30. История I типа склонения существительных современного русского языка .......................................................... 96 § 31. История II типа склонения существительных современного русского языка .......................................................... 98 § 32. История III типа склонения существительных современного русского языка ........................................................ 101 § 33. История склонения имен существительных во множественном числе ................................................................... 101 § 34. Разносклоняемые существительные ............................... 106 § 35. Звательная форма ....................................................................... 108 4
Стр.5
§ 36. Развитие категории одушевленности в древнерусском языке ...................................................................... 109 Некоторые выводы .............................................................................. 112 Местоимение ........................................................................................... 112 § 37. История местоимений к моменту появления письменности .......................................................................................... 112 § 38. История личных местоимений ........................................... 113 § 39. История неличных местоимений ...................................... 115 Имя прилагательное ........................................................................... 121 § 40. История кратких и полных прилагательных ............. 121 § 41. Склонение имен прилагательных..................................... 125 § 42. Степени сравнения прилагательных .............................. 128 История слов, обозначающих число ........................................... 129 § 43. Проблема возникновения числительных как особой части речи ........................................................................ 129 § 44. Количественные числительные ........................................ 132 § 45. Порядковые числительные .................................................. 139 Глагол .......................................................................................................... 139 § 46. Общие сведения об истории глагола .............................. 139 § 47. Основы глагола. Классы глаголов ..................................... 141 § 48. История форм настоящего времени. Разноспрягаемые глаголы .......................................... 142 § 49. История форм прошедшего времени .............................. 146 Аорист ..................................................................................................... 146 Имперфект ........................................................................................... 148 Перфект ................................................................................................. 149 Плюсквамперфект ........................................................................... 150 § 50. История форм будущего времени ..................................... 151 § 51. Становление и развитие категории вида в древнерусском языке ...................................................................... 153 § 52. История условного наклонения ......................................... 155 § 53. История повелительного наклонения ........................... 156 § 54. История инфинитива ............................................................... 158 5
Стр.6
§ 55. История причастий и возникновение деепричастий в русском языке ...................................................... 159 Причастия действительного залога настоящего времени ....................................................................... 159 Причастия действительного залога прошедшего времени ..................................................................... 161 Причастия страдательного залога .......................................... 162 Наречие........................................................................................................ 164 § 56. Наречия и история их образования .................................. 164 Некоторые выводы ............................................................................... 167 Практическая часть ........................................................................................ 169 Вводные замечания ................................................................................... 169 Планы-задания к практическим занятиям по курсу ............... 171 План-задание № 1 .................................................................................. 171 План-задание № 2 .................................................................................. 189 План-задание № 3 .................................................................................. 202 План-задание № 4 .................................................................................. 214 План-задание № 5 .................................................................................. 224 План-задание № 6 .................................................................................. 235 План-задание № 7 .................................................................................. 240 План-задание № 8 .................................................................................. 246 План-задание № 9 .................................................................................. 256 Вопросы к зачету ............................................................................................. 261 Литература .......................................................................................................... 263 Приложение ........................................................................................................ 267
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ