УДК 159.9
ББК 88.3
П92
П92 Пчелкина Е. Л.
С какой планеты ваш ребёнок. Практикум по нейропедагогике для
родителей и преподавателей. – М.: КТК «Галактика», 2022. – 86 с. ил.
ISBN 978-5-6046760-1-1
Нейропедагогика – молодое направление в педагогике, авторами
которого являются Валентина Дмитриевна Еремеева и Тамара Петровна
Хризман. Главная цель нейропедагогики: помочь взрослому
понять ребёнка, а ребёнку понять, что от него хотят взрослые (родители,
учителя).
Возможно, комуто из вас известны такие диагнозы, как ОНР,
ЗПР и др., которые ставят детям на медикопедагогических комиссиях
в дошкольном возрасте. Но далеко не все проблемы у ребёнка
связаны с задержками в развитии, которые необходимо лечить и/или
корректировать. Некоторые вопросы решаются легко, если только
знать простые «секреты» нейропедагогики и уметь их учитывать в
контакте с каждым конкретным ребёнком.
Эта книга поможет выявить у ребёнка врождённые нейрофизиологические
особенности и сориентирует родителей и педагогов, что
с этим делать. Материалы книги подскажут, как подготовить ребёнка
к школе, чтобы его обучение было в радость, а если ребёнок школьник,
то как справиться с теми проблемами, которые у него уже имеются.
И для этого не нужно быть специалистом в области психологии или
нейрофизиологии.
Материал книги изложен доступным языком и предназначен для
родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных
классов, педагогов коррекционных направлений работы с детьми
и дополнительного образования, студентов педагогических образовательных
учреждений.
Все права защищены. Любая часть этой книги не может быть воспроизведена
в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без
письменного разрешения владельцев авторских прав.
Материал, изложенный в данной книге, многократно проверен. Но, поскольку
вероятность технических ошибок все равно существует, издательство
не может гарантировать абсолютную точность и правильность приводимых
сведений. В связи с этим издательство не несет ответственности за возможные
ошибки, связанные с использованием книги.
© Пчелкина Е. Л., 2021
ISBN 9785604676011
© Оформление, издание, КТК «Галактика», 2022
Стр.4
Оглавление
Обращение к читателям .............................................. 5
Каналы восприятия информации .................................. 7
Общая информация о каналах восприятия .................................... 7
Особенности проявления ведущего канала восприятия у детей .... 8
Визуалы .................................................................................................. 8
Аудиалы ................................................................................................ 12
Кинестетики .......................................................................................... 15
Определение ведущего канала ................................................... 17
Рекомендации и упражнения по развитию каналов восприятия ... 19
Игры для развития зрительного канала восприятия ................. 20
Игра «Найди отличия» ..................................................................... 20
Игра «Внимательные глазки» ........................................................... 21
Игра «Что изменилось?» .................................................................. 21
Игра «Повтори узор» ....................................................................... 22
Игра «Сколько?» ............................................................................. 24
Игра «Чего нет?» ............................................................................. 24
Игры с палочками ............................................................................ 25
1 этап ........................................................................................ 25
2 этап ........................................................................................ 26
3 этап ........................................................................................ 27
4 этап ........................................................................................ 28
5 этап ........................................................................................ 29
Игра «Где спрятался?» ..................................................................... 29
Игра «Найди одинаковые предметы» ............................................... 30
Игра «Найди предмет» .................................................................... 31
Игры для развития слухового канала восприятия ......................32
Игра «Чей это голос?» ..................................................................... 32
Игра «Звуки вокруг нас» .................................................................. 33
Упражнение на запоминание последовательности звуков .............. 34
Игра «Скажи по-разному» ................................................................ 35
Игра «Эхо»....................................................................................... 36
Игра «Умелые повторялки» .............................................................. 36
Игра «Звуковые дорожки» ............................................................... 37
Игра «Музыкальные минутки» .......................................................... 38
Игры для развития двигательного (кинестетического)
канала восприятия ................................................................... 39
Игра «Кто это?» ............................................................................... 39
Стр.5
4
Оглавление
Игра «Что я сегодня?» ..................................................................... 40
Игра «Покажи руками» ..................................................................... 40
Игра «Поём песенку хлопками» ....................................................... 41
Игра «Удивительные танцы» ............................................................ 42
Игра «Моя главная работа» .............................................................. 42
Игра «Пантомима, или угадай историю» .......................................... 44
Игра «Ловкие руки не знают скуки» .................................................. 45
Игра «По любой дорожке пройдут мои ножки» ................................. 45
Игры для развития переключаемости между каналами
восприятия .............................................................................. 47
Видео-песенки ................................................................................ 47
Видеорассказы (стихи, сказки) ....................................................... 48
Игра «Оживим стихотворение» ........................................................ 48
Упражнение «Хоровое чтение» ........................................................ 48
Игра «Путанка» ................................................................................ 49
Игра «Чему верить?» ....................................................................... 49
Игра «Зеркало» ............................................................................... 50
Основные нейрофизиологические особенности
ребёнка: рекомендации по их учёту .............................51
Ведущее направление движения ................................................. 51
Ведущее направление вращения ................................................ 54
Ведущий глаз .............................................................................. 57
Ведущее ухо ................................................................................ 59
Ведущая рука .............................................................................. 59
Ведущее полушарие головного мозга ..........................67
Особенности полушарий головного мозга ................................... 67
Левое полушарие и его функции ........................................................... 67
Правое полушарие и его функции ......................................................... 68
Определение ведущего полушария головного мозга ................... 70
Рекомендации по развитию неведущего полушария ................... 72
Рекомендации по развитию взаимосвязи между полушариями
головного мозга .......................................................................... 78
Несколько слов о темпераментах ................................82
Заключение .............................................................84
Литература..............................................................85
Стр.6