Отзывы на книгу
Уникальность книги Дамира втом, что он сумел адаптировать
свои правила создания сильного текста ксамым
свежим ивостребованным форматам всоцсетях,
включая аудиочаты имобильные мессенджеры.
Раздел про подкасты, как иглаву овидеоформатах,
ячитала скарандашом вруке. Посути, вы получаете
ключ ксамому важному вработе над контентом: как
увлечь аудиторию, погрузив ее втекст, ввидео или сторис?
Как удержать иподвести кцелевому действию,
следуя отпервой фразы ковторой, отвторой ктретьей,
когда остановиться инечитать дальше— невозможно.
Хотите победить рассредоточенность вашего подписчика?
Берите книгу ипишите. Даже если никогда
раньше неписали, увас получится. Вней есть все—
отопределения Reels доспособов удержания внимания.
И,конечно, нельзя неупомянуть фантастически легкий
авторский стиль. Асамое интересное то, что вкниге
еще испрятаны советы поповышению конверсии через
контент, посозданию сообществ ивыстраиванию воронок
продаж. Это уже некопирайтинг, аполноценный
контент- маркетинг.
Ольга Берек, @olgaberek, бизнес- блогер,
президентНациональной ассоциации блогеров
Стр.4
Примечания
1
Шугерман Д. Как создать крутой рекламный текст: Принципы
выда ющегося американского копирайтера.— М.: Альпина Паблишер,
2020.
2
Подробнее см.: Макки Р. Истории на миллион долларов: Мастеркласс
для сценаристов, писателей и не только.— М.: Альпина
нон-фикшн, 2008; Воглер К. Путешествие писателя: Мифологические
структуры в литературе и кино.— М.: Альпина нонфикшн,
2015; Снайдер Б. Спасите котика и другие секреты сценарного
мастерства.— М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014; Филд С.
Киносценарий: Основы написания.— М.: Эксмо, 2016; Пропп В.
Морфология волшебной сказки.— М.: Колибри, 2020; Аристотель.
Поэтика.— М.: Азбука, 2015.
3
Howard Luck Gossage. The Book of Gossage: A Compilation, which
Includes “Is There Any Hope for Advertising?”. Copy Workshop, 1995.
4
Здесь и далее в примерах и текстах из социальных сетей сохранены
оригинальные стиль, орфография и пунктуация.— Прим.
ред.
5
6
7
8
9
Исследование Mediascope, март 2021 года.
Огилви Д. Огилви о рекламе.— М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020.
Лицо, принима ющее решение.— Прим. ред.
https://restorator.chef.ru/.
Чуковский К. Живой как жизнь: О русском языке.— М.: Время,
2014.
10
Кстати, и в этой отрасли есть подвижки— например, все официальные
документы в Тинькофф Банке пишутся нормальным
человеческим языком (спасибо Максиму Ильяхову и Ко), «Сбер»
тоже движется в этом направлении. Возможно, мы застанем
577
Стр.578
МЕТОД СКОЛЬЗКОЙ ГОРКИ
11
12
время, когда даже из документации в ЖКХ-сфере исчезнут формулировки
вроде «Мы, нижеподписавшиеся».
Галь Н. Слово живое и мертвое.— М.: АСТ, 2020.
Если интересно, как выглядит подобный текст, попробуйте прочитать
роман «Соглядатай» ярчайшего представителя французской
школы «нового романа» Алена Роб-Грийе.
13
Карри М. Режим гения. Распорядок дня великих людей.— М.:
Альпина Паблишер, 2018.
14
Точнее, почти любая. За 15 лет работы я встретил лишь одну
сферу, для которой работа с социальными сетями не подходит.
Это ритуальный бизнес. Не буду вдаваться в подробности— это
крайне чувствительная для всех тема. Однако скажу, что и здесь
есть ряд исключений, например, аккаунт девушки-танатолога,
аккаунты бюро судебно-медицинской экспертизы и даже клуб
бальзамировщиков в Facebook.
15
16
17
Ключевые показатели эффективности.— Прим. ред.
Де Боно Э. Искусство думать.— М.: Альпина Паблишер, 2019.
Де Боно Э. Гениально! Инструменты решения креативных задач.—
М.: Альпина Паблишер, 2018
18
Де Боно Э. Искусство думать: Латеральное мышление как способ
решения сложных задач.— М.: Альпина Паблишер, 2019
19
Альтшуллер Г. Найти идею. Введение в ТРИЗ— теорию решения
изобретательских задач.— М.: Альпина Паблишер, 2018.
20
Прикен М. Гейзер в голове. Креативные техники и мыслительные
стратегии для рекламы, маркетинга и СМИ.— СПб.: Дитон,
2012.
21
22
Де Боно Э. Шесть шляп мышления.— Минск: Попурри, 2009
Каплунов Д. Нейрокопирайтинг. 100 приемов влияния с помощью
текста.— М.: Бомбора, 2017.
23
24
25
Не забывайте, что перед «или» нужна запятая, а следу ющее после
«или» слово в заголовке надо писать с большой буквы.
ROI— это показатель возврата инвестиций. Прим. ред.
Очень личная ремарка. Друзья, пожалуйста, помните, что «кОмпания»
и «кАмпания»— два совершенно разных слова.
26
Ламотт Э. Птица за птицей: Заметки о писательстве и жизни
вцелом.— М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019.
578
Стр.579
ПРИМЕЧАНИЯ
27
Существует ряд бизнесов, в которых конфиденциальность почти
100%-ная,— медицина, психология, инвестиции и т. д. В этом
случае делайте акцент на других пунктах.
28
И вновь сделаю оговорку: у нас нет задачи заставить человека
купить что-то «втридорога», мы лишь актуализируем реальный
ценовой уровень.
29
30
31
Безусловно, это очень тонкая грань, и каждый раз при работе
над текстом Вы должны держать в голове, что не имеете права
навязывать человеку свою волю (или волю заказчика). Для себя
я сформулировал так: мои тексты и видео не должны создавать
искусственного ажиотажа (часто это называют «цыганским
гипнозом»), и потом читатель не должен испытывать покупательского
похмелья— состояния, когда человек болезненно сожалеет
о покупке, сделанной под влиянием эмоций.
Канеман Д. Думай медленно… решай быстро.— М.: АСТ, 2020.
Чалдини Р. Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся.—
СПб.: Питер, 2020.
32
Дилтс Р. Фокусы языка: Изменение убеждений с помощью
НЛП.— СПб.: Питер, 2021.
33
Зимбардо Ф. Эффект Люцифера: Почему хорошие люди превращаются
в злодеев.— М.: Альпина нон-фикшн, 2021.
34
Кови С. Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные
инструменты развития личности.— М.: Альпина Паблишер,
2015.
35
36
Исследование Mediascope, март 2021 года.
Если Вы когда-либо увидите обратный процесс— непосредственно
перед мероприятием заявляются скидки на билет, это
будет однозначно свидетельствовать о некомпетентности организаторов
и о полном провале продаж.
37
Этот же фактор лежит в основе популярности закрытых баров и
ночных клубов, у которых нет вывески. Располагаться они могут
в жилых домах или даже в промышленных зонах, и, чтобы попасть
внутрь, необходима рекомендация от постоянного посетителя
и прохождение строгого фейс-контроля.
38
Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях.— М.: Манн, Иванов
и Фербер, 2018.
579
Стр.580
МЕТОД СКОЛЬЗКОЙ ГОРКИ
39
Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях.— М.: Манн, Иванов
и Фербер, 2018.
40
Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях.— М.: Манн, Иванов
и Фербер, 2018.
41
Голдратт Э., Кокс Дж. Цель: процесс непрерывного улучшения.—
М.: Попурри, 2021.
42
Каррейру Дж. Дурная кровь: Тайны и ложь одного стартапа Кремниевой
долины.— М.: АСТ, 2020.
43
44
45
https://secretmag.ru/opinions/spiridonov.htm.
Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой.— М.: Прогресс книга, 2019.
Кстати, примечательно, что знаменитый советский филолог
Владимир Пропп пришел к аналогичным выводам, исследуя русский
фольклор, и описал их в своей книге «Исторические корни
волшебной сказки». СПб.: Питер, 2021.
46
Арабов Ю. Механика судеб: Опыт драматургии «действительной
жизни».— М.: Парад, 1997.
47
48
https://esquire.ru/rules/3879-jean-luc-godard/#part1.
Кстати, у супергероев также всегда есть своя ахиллесова пята.
Илья Муромец до 33 лет не мог ходить; у Бэтмена психологическая
травма из детства; Халк— глуповат и вспыльчив.
49
Я так часто упоминаю Бузову в книге, потому что Ольга— отличный
пример героя с проработанной цельной концепцией. Пусть
не всегда однозначной, но крайне убедительной и вовлека ющей
аудиторию.
50
Макки Р. Истории на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов,
писателей и не только. — М.: Альпина нон-фикшн,
2008.
51
52
53
Цит. по: Правила жизни Джона Ле Карре / Esquire (https://esquire.
ru/rules/142-john-le-carre/).
https://youtu.be/S6U0Jx-zBM8.
Автор книги «Дорожная карта шоураннера», консультировал
сценарные группы таких сериалов, как «Во все тяжкие», «Скандал»
и др.
54
Концепция Гранта Кардона, согласно которой, если приложить
в десять раз больше усилий, чем все остальные, на выходе получишь
результат в десять раз больший, чем у всех остальных. См.:
580
Стр.581
ПРИМЕЧАНИЯ
Кардон Г.: Правило в 10 раз больше: Единственное, что отличает
успех от поражения.— М.: АСТ, 2017.
55
56
57
https://www.instagram.com/stories/highlights/18078125395094114/.
Аккаунт @damirkhalilov.
Привожу эти категории здесь, поскольку копирайтер должен понимать,
кому будет показано объявление, которое он готовит.
58
Пример не оплачен рекламодателем. В этой книге вообще ничто
и никем не оплачено.
59
https://tiburon-research.ru/cases/issledovanie-podkasty-auditoriyareytingi-podkastov-i-podkasterov.
60
https://mediascope.net/upload/iblock/77d/Online%20audio%20ad_
Mediascope_141118.pdf.
61
Кстати,
в книге я почти не касаюсь вопроса SEO-оптимизации
текста. Причина проста: основная часть контента социальных
сетей либо вовсе не индексируется социальными сетями (как
посты и Stories в Instagram), либо индексируется со слабым приоритетом
(посты в «ВКонтакте»). Исключения— «Яндекс.Кью»,
«Яндекс.Дзен» и YouTube.
62
63
64
65
https://youtu.be/pMBz-246m2U.
https://vm.tiktok.com/ZSoB2gYW/.
Аккаунт @alex.tolkachev.
Настолько, что генеральный директор TikTok Кевин Майер назвал
Reels сервисом-подражателем и обвинил Facebook в нечестной
конкуренции.
66
Шугерман Д. Как создать крутой рекламный текст: Принципы
выдающегося американского копирайтера. — М.: Альпина Паблишер,
2020.
67
68
https://synonymonline.ru/.
Шаламов В. О правде в искусстве. Собр. соч. в 4 т. — М.: Вагриус,
1998.
69
70
Иванов Г. Петербургские ночи.— М.: Азбука, 2000.
Санников В. З. Каламбур как семантический феномен // Вопросы
языкознания. 1995. №3.
71
Чуковский К. Живой как жизнь: О русском языке. — М.: Время,
2014.
72
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гонзо-журналистика.
581
Стр.582
МЕТОД СКОЛЬЗКОЙ ГОРКИ
73
Ионицкий А. Лети с приветом!: 200 писем рекламодателям
от лучшего сейлза Большого Гнездниковского переулка.— М.:
Альпина Паблишер, 2015; Ионицкий А. Сноб: Беспрецедентные
письма.— М.: Альпина Паблишер, 2016.
74
Малый академический словарь.— М.: Институт русского языка
АН СССР, 1957–1984.
75
Мьюзак— фоновая музыка разного качества, доносящаяся из
колонок и громкоговорителей в общественных местах. Музыкант
Брайан Ино ввел аналогичный по значению термин «музыка
для аэропортов».
76
Grammar Nazi— выражение сетевого фольклора, характеризующее
человека, который, «пренебрегая интересами коммуникации,
обсуждает не заявленную тему, аошибки в письменной
речи собеседника. Для Grammar Nazi характерно прежде
всего желание исправлять речь собеседника, а не разговаривать
сним» (определение Максима Кронгауза).
77
Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания.—
М.: Альпина нон-фикшн, 2020.
78
Чирилло Ф. Метод Помидора: Управление временем, вдохновением
и концентрацией.— М.: Бомбора, 2020.
79
Да Винчи Леонардо. Суждения о науке и искусстве.— М.: Азбука,
2014.
80
81
Исследование Mediascope, март 2021 года.
Цит. по: Наденьте творческие вериги (по примеру Довлатова) //
Русский язык. №29 (365), 1-15.08.2004 (https://rus.1sept.ru/article.
php?ID=200402911).
82
Аграновский В. Вторая древнейшая: Беседы о журналистике.
http://lib.ru/newproza/agranowskij_w/agran_01.txt.
Стр.583