Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 472963)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Город многоликий. Очерки о книгах и изобразительных материалах, посвященных Санкт-Петербургу ((18 - 20 вв.) (180,00 руб.)

0   0
Первый авторОстрой О. С.
Страниц140
ID827
АннотацияТри имени возглавляют когорту исследователей Петербурга: В.Я. Курбатов, Н.П. Анциферов, П.Н. Столпянский. Все они начинали на рубеже Х1Х – ХХ вв. Однако и до, и после этого существовала литература, главным героем которой был Петербург. Составитель предлагаемого пособия стремился помочь процессу его познания, рекомендуя и характеризуя книги и изобразительные матриалы, посвященные северной столице России. Здесь вы найдете литературу о городе в целом, его характере и облике на протяжении почти трех столетий.
Кому рекомендованоДля широкого круга читателей.
Острой, О.С. Город многоликий. Очерки о книгах и изобразительных материалах, посвященных Санкт-Петербургу ((18 - 20 вв.) / О.С. Острой .— 2000 .— 140 с.

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Оглавление Предисловие Петербург—Петроград—Ленинград в целом Изобразительные материалы Справочники Описания города Исторические периоды Восемнадцатый век Первая половина девятнадцатого века Вторая половина XIX — начало XX века 1918—1999 гг. <...> Послевоенный период Отдельные территории и объекты Центр Петроградская сторона Острова Васильевский остров Бывшие окраины Калининский район Кировский район Красногвардейский район Московский район Невский район Приморский район Архитектура Скульптура в городе Монументальная скульптура Декоративная скульптура Городской декор Мосты и решетки Фонари Часы Музеи Дворцы-музеи Мемориальные памятники Пригороды Санкт-Петербурга Гатчина Ломоносов Павловск Петродворец Пушкин Стрельна Вспомогательные указатели (составитель И. Х. Саксонова) «Для понимания души города мало своих личных впечатлений, как бы не были они пережиты правдиво и сильно. <...> Их в какой-то (весьма недостаточной) мере заменяли имеющиеся к этому времени историко-художественные описания города, содержащие общие сведения о нем. <...> Между тем, с активной застройкой столицы (а именно к концу первой трети XIX в. сложился в основных чертах облик классического Петербурга), с увеличением ее населения и — главное — с притоком сюда жителей других городов и даже стран возникла потребность в более или менее подробных путеводителях, дающих в сжатой форме представление и о красотах столицы, и о разного рода учреждениях: о магазинах, гостиницах, трактирах и т. д. <...> Как правило, изобразительные материалы помещены в начале разделов или отдельных рубрик, для того чтобы читатель, прежде всего, получил зрительное представление об описываемых участках города в определенный период. <...> ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В рубрику включены альбомы с видами города. <...> Часто, помимо собственно Ленинграда— Санкт-Петербурга, описываются и воспроизводятся знаменитые пригороды <...>
Город_многоликий._Очерки_о_книгах_и_изобразительных_материалах,_посвященных_Санкт-Петербургу_((18_-_20_вв.).pdf
Российская национальная библиотека О. С. Острой ГОРОД МНОГОЛИКИЙ ОЧЕРКИ О КНИГАХ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ, ПОСВЯЩЕННЫХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ (XVIII—XX вв.) Санкт-Петербург 2000
Стр.1
Составители: В подготовке издания принимала участие И. Х. Саксонова. Оглавление Предисловие Петербург—Петроград—Ленинград в целом Изобразительные материалы Справочники Описания города Исторические периоды Восемнадцатый век Первая половина девятнадцатого века Вторая половина XIX — начало XX века 1918—1999 гг. Довоенный период 1941—1945 гг. Послевоенный период Отдельные территории и объекты Центр Петроградская сторона Острова Васильевский остров Бывшие окраины Калининский район Кировский район Красногвардейский район Московский район Невский район Приморский район Архитектура Скульптура в городе Монументальная скульптура Декоративная скульптура Городской декор Мосты и решетки Фонари Часы Музеи Дворцы-музеи Мемориальные памятники Пригороды Санкт-Петербурга Гатчина Ломоносов Павловск Петродворец Пушкин Стрельна Вспомогательные указатели (составитель И. Х. Саксонова)
Стр.2
«Для понимания души города мало своих личных впечатлений, как бы не были они пережиты правдиво и сильно. Необходимо воспользоваться опытом других, живших и до нас, знавших Петербург в прошлом». Анциферов Н. П. Душа Петербурга. Л., 1990. С. 32. Предисловие Петербург — первый город новой русской истории — был заложен Петром Великим 16 мая 1703 г. и рос очень быстро, потому что с самого начала он строился как столица империи. Сюда стекались волею царя работные люди, художники и архитекторы, отечественные и из иных стран. Молодой, по сравнению с другими европейскими центрами, Петербург, тем не менее, довольно скоро смог соперничать с ними по красоте градостроительных и архитектурно-художественных решений. Сама идея строительства новой российской столицы «средь топи блат» оценивалась потомками неоднозначно: одни (например, М. В. Ломоносов) считали ее воплощение гениальным деянием Петра, другие (например, Н. М. Карамзин) — его гениальной ошибкой. Время оправдало создателя не только потому, что «Петра творенье» стало одним из красивейших городов мира, главным очагом отечественной культуры, но и по его роли в российской и — в известном смысле — мировой истории. Из десятилетия в десятилетие, постепенно — от барокко до модерна — создавался архитектурный феномен столицы Государства Российского. В этом городе витает особый дух, Genius loci (Гений места), как говорили древние. Замечательный краевед-петербурговед Н. П. Анциферов недаром назвал одну из главных своих книг «Душа Петербурга» и призывал войти с ним в «любовное общение», обрести «чувство Петербурга». Это чувство по-настоящему доступно лишь тому, кто сам ходил по нарядным площадям и улицам его исторического центра, столь различно описанным А. Пушкиным, Н. Гоголем, А. Белым, и сравнительно окраинным в XIX в. участкам города, где жили герои Ф. Достоевского. Однако в полной мере глубинное постижение Петербурга возможно лишь для знающего его «биографию» человека. Понимание того, как складывался город,— от первого здания на территории Петропавловской крепости до сегодняшних новостроек,— от событий начала XVIII столетия до наших дней — сделает восприятие более цельным, позволит подойти к городу «как к живой индивидуальности, которой хочешь не только поклониться..., но и познать ее», — Анциферов А. П. Указ. соч. С. 13. Три имени возглавляют когорту исследователей Петербурга: В. Я. Курбатов, Н. П. Анциферов, П. Н. Столпянский. Первый более всего увлекался описанием художественных сокровищ города, второй — его поэтической аурой, третий был глашатаем исторического факта. Все они начинали на рубеже XIX—XX вв. Однако, и до, и после этого существовала литература, главным героем которой был Петербург. Составитель предлагаемого пособия стремился помочь процессу его познания, рекомендуя и характеризуя книги и изобразительные материалы, посвященные северной столице России. Здесь вы найдете литературу о городе в целом, его характере и облике на протяжении почти трех столетий. Среди изданий — многие относятся к XVIII—XIX вв. Их не везде можно найти, но в наше время некоторые выпущены репринтно. Жители столичных городов могут познакомиться с ними в крупнейших книгохранилищах. Литература ушедших веков доносит до читателя стиль и характер эпохи, позволяет острее ощутить ее особенности. Очерки предназначаются читателям разного уровня подготовки. Включенная литература может удовлетворить широкий спектр интересов туриста, экскурсанта, жителя сегодняшнего Санкт-Петербурга и других городов, но одновременно — и краеведа, педагога, экскурсовода, лектора. Нельзя забывать и о том, что петербурговедение как предмет введено в учебную программу средних школ Санкт-Петербурга. Издания, посвященные этому городу, составляют огромную библиотеку, ибо начали появляться еще во времена его младенчества, при его основателе. С тех пор прошло около 300 лет, и с каждым годом число книг увеличивалось. Конечно, в предлагаемое пособие
Стр.3
включены лишь немногие из них, посвященные, главным образом, истории и культуре бывшей российской столицы. Помимо исторических подробностей, рассказов об особенностях ее художественного облика, во многих можно найти материал о климате, населении, быте, разного рода обществах и т. д. Особенно характерен «общий» взгляд на Петербург для книг XVIII — первой половины XIX вв. Автор не включил в книгу работы об отдельных учреждениях, ибо цель его состояла в рекомендации литературы о городе в целом, его особенностях и тех деталях, которые эти особенности подчеркивают (например, декор). Исключение составляют музеи. Эти хранилища искусства, возникшие еще в XVIII в., неотделимы от Санкт-Петербурга, ибо невозможно представить его без Эрмитажа, Русского музея, Кунксткамеры. Кроме того, музеи — экскурсионные объекты, поэтому их каталоги или альбомы избранных произведений необходимы туристу для организации своего индивидуального маршрута. Следует также принять во внимание и то обстоятельство, что музеи Петербурга и его пригородов размещаются в бывших дворцах царствующей фамилии или вельмож, посещение этих объектов включается в программу знакомства с городом. Разнообразны типы включенных в пособие изданий: монографии, альбомы, музейные каталоги и путеводители по Петербургу и примыкающим к нему пригородам — бывшим царским резиденциям: Гатчине, Ломоносову (Ораниенбауму), Павловску, Петродворцу (Петергофу), Пушкину (Царскому Селу), Стрельне. До конца XVIII столетия специальных путеводителей по Петербургу не существовало. Их в какой-то (весьма недостаточной) мере заменяли имеющиеся к этому времени историко-художественные описания города, содержащие общие сведения о нем. Между тем, с активной застройкой столицы (а именно к концу первой трети XIX в. сложился в основных чертах облик классического Петербурга), с увеличением ее населения и — главное — с притоком сюда жителей других городов и даже стран возникла потребность в более или менее подробных путеводителях, дающих в сжатой форме представление и о красотах столицы, и о разного рода учреждениях: о магазинах, гостиницах, трактирах и т. д. Первые русские путеводители по Петербургу были составлены в начале XIX столетия. Они содержали в равной степени исторические сведения и рассказ о конкретных объектах. Порой история преобладала. Естественно, что с ростом города, новым жилым и промышленным строительством, основанием новых учреждений менялось и содержание путеводителей, и даже сама их форма: увеличение числа объектов влекло за собой необходимость более компактного изложения. Ранние путеводители, подготовленные в прошлом столетии, сегодня представляют чисто исторический интерес, ибо фиксируют городские объекты за прошлые периоды, показывают нашим современникам Петербург прошлого. Поэтому они включены в соответствующие рубрики раздела «Исторические периоды». Возникает закономерный вопрос: нужны ли современному читателю издания 200-летней и более давности, что он может почерпнуть из безнадежно устаревших путеводителей прошлого века? Составитель «очерков» отвечает на этот вопрос положительно. Литература прошлых столетий, работы современников того или иного исторического периода, вне зависимости от степени таланта и наблюдательности их создателей, являются историческими и историко-психологическими документами, показывают облик Петербурга в определенное время, позволяют узнать, что в это время было, а чего еще не было, наконец, демонстрируют определенный взгляд на город, оценку изнутри существующих в каждый конкретный период реалий. Расположение литературы в каждом разделе диктуется его конкретными задачами и оговаривается во вступительной заметке к нему. Как правило, изобразительные материалы помещены в начале разделов или отдельных рубрик, для того чтобы читатель, прежде всего, получил зрительное представление об описываемых участках города в определенный период. Исторические разделы или рубрики составлены в хронологии периодов и событий. В прочих разделах расположение, как правило, от общего к частному, вне зависимости от года издания входящей туда литературы. Узкотематические работы, содержащие рассказ о том или ином частном событии, помещаются в конце конкретных временных рубрик. Если книга или альбом выдержали несколько изданий, описывается наиболее полное или последнее, а в примечаниях к описанию названы основные предыдущие. Это, по мнению составителя, целесообразно, так как обеспечивает возможность замены при отсутствии рекомендуемого издания. В приложении к пособию помещены указатели: имен; заглавий; предметный; предметно-топографический. В пособии иногда встречаются специальные искусствоведческие термины. Как правило, значение их раскрывается в скобках. В случае необходимости можно обратиться к изданию:
Стр.4
Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь.— СПб., 1992.— 272 с.: ил. Составитель «очерков» будет благодарен за присланные дополнения или замечания, которые просит направлять по адресу: 191069, Санкт-Петербург, Садовая, 18, Российская национальная библиотека. Заместителю директора по научной работе. Петербург—Петроград—Ленинград в целом В этом разделе помещены издания, содержанием которых является город в целом, вне зависимости от исторических периодов или конкретной узкой тематики. Все же и здесь можно выделить группы книг и изобразительных материалов, функционально более или менее однородных. В результате такой группировки структура раздела выглядит следующим образом: 1. Изобразительные материалы, посвященные городу; 2. Справочные материалы о городе; 3. Описания города. Конечно, как и всякая другая, эта схема условна, ибо ряд изданий можно отнести и ко второй, и к третьей рубрикам. При пользовании пособием нужно учесть их тесную связь. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В рубрику включены альбомы с видами города. Чаще всего это фотоальбомы, выполненные на высоком полиграфическом уровне, с цветными воспроизведениями. Однако есть и издания с репродукциями работ художников, в чьем творчестве тема Петербурга—Ленинграда занимала значительное место. Последние ценны не только тем, что знакомят с выдающимися мастерами и памятниками искусства, но и потому, что делают зримым восприятие облика города людьми разных поколений, показывают изменения этого облика во времени. Где плещет невская волна / Сост. Б. Б. Фабрицкий, И. П. Шмелев; Авт. текста В. Суслов.— Л., 1988.— 272 с.: ил., 194 ил.; Текст парал. на рус. и англ. яз. На многих фотографиях альбома — будни и праздники: оживленная толпа на Невском, тишина музейных залов; осеннее золото садов и Белоколонный зал Филармонии (б. Дворянского собрания); Пушкинский праздник на Площади Искусств, перед памятником поэту, и ледоход на Неве. Все же главный акцент сделан на показе самих архитектурных памятников. Помимо замечательно снятых панорам и их фрагментов, репродуцированы и многие плохо видные с земли детали скульптурного убранства зданий (например, Адмиралтейства), некоторые экспонаты Эрмитажа, Русского музея. В «Перечне репродукций» — краткие аннотации к ним. Другие альбомы предназначены для более углубленного знакомства с городом. Их содержание составляют исключительно репродукции выдающихся ансамблей, отдельных памятников (целиком и во фрагментах) и новых застроек. Завершаются они, как правило, предметным указателем или списком иллюстраций (порой и тем, и другим), в которых содержатся основные справочные сведения о каждом объекте. Часто, помимо собственно Ленинграда— Санкт-Петербурга, описываются и воспроизводятся знаменитые пригороды — бывшие резиденции царствующей фамилии: Петродворец, Пушкин, Павловск, Ломоносов, Гатчина. Ленинград: Искусство и архитектура / Сост. Г. П. Губанов, Л. А. Зыков; Предисл. Л. В. Успенского.— Л., 1985.— 400 с.: ил. Предыдущее изд.: Л., 1977. Под загл.: Ленинград: Архитектурные ансамбли и памятники. Альбом особенно информативен как источник знакомства с художественными шедеврами Санкт-Петербурга. Иллюстрации в нем, в основном, цветные. Воспроизведен целиком и во фрагментах ряд архитектурных и скульптурных памятников: от Петропавловской крепости до современных построек, от «Медного всадника» до мемориала защитникам города на Площади Победы. Здесь и дворцы, и общественные здания, и культурные сооружения, мосты и набережные, монументальная и садово-парковая скульптура и т. д. Показаны разные лики Петербурга: могучие колоннады дворцов и соборов, лирические уголки, характерные детали городского убранства — фонари, решетки. Помимо памятников архитектуры и городской скульптуры, воспроизводятся некоторые экспонаты ленинградских музеев, в частности, Эрмитажа и Русского музея. Репродуцированы все значительные ансамбли и отдельные здания, панорамы. Часто для показа выбираются эффектные ракурсы. В этом смысле альбомы могут быть интересны и фотографам-любителям.
Стр.5