Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.

Логическая культура журналиста. Учебное пособие (290,00 руб.)

0   0
Первый авторТертычный Александр Алексеевич
Издательство[Б.и.]
Страниц372
ID13093
АннотацияВ книге популярно изложены наиболее значимые, с точки зрения журналистской практики, законы и формы логически правильного построения мысли, следование которым позволяет журналисту делать в тексте обоснованные и точные умозаключения об исследуемой действительности. Рассмотрено множество конкретных примеров демонстрирующих логическое мастерство современных авторов, а также проанализированы наиболее часто встречающиеся в публикациях российской прессы логические ошибки. Книга содержит комплекс логических упражнений, позволяющих активно закреплять теоретические знания.
Кому рекомендованоДля студентов, слушателей и абитуриентов факультетов и отделений журналистики вузов, работников СМИ.
Тертычный, А.А. Логическая культура журналиста. Учебное пособие / А.А. Тертычный .— : [Б.и.], 2005 .— 372 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13093 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А. А. Тертычный Логическая культура журналиста Учебное пособие Москва - 2005 Рецензенты: Кафедра периодической печати факультета журналистики Московского государственного университета им. <...> Рассмотрено множество конкретных примеров демонстрирующих логическое мастерство современных авторов, а также проанализированы наиболее часто встречающиеся в публикациях российской прессы логические ошибки. <...> Слагаемые логической культуры журналиста Введение Под логической культурой1 журналиста здесь понимается, прежде всего, степень совершенства, достигнутая им в овладении правильным мышлением, его умение использовать в своих рассуждениях при написании и редактировании журналистских текстов для газет и журналов, а также – в устных выступлениях по радио, телевидению законы и формы построения мысли, выработанные логической наукой. <...> Отклонение от требований законов логически правильного мышления чаще всего проявляется в непоследовательности, бездоказательности, противоречивости, двусмысленности рассуждений журналиста. <...> Это, конечно же, не означает то, что журналисты в один прекрасный момент должны перейти с привычного языка и способа изложения материала на язык логических формул, выдержанных в классическом духе и 1 Понятие «логическая культура» существует на тех же правах, что и понятия «политическая культура», «музыкальная культура», «языковая культура», «физическая культура» и т.д., что означает степень совершенства в овладении человеком той или иной деятельностью (см. <...> Это позволяет убедительно обосновать значимость для начинающих журналистов сознательного следования выработанным наукой требованиям и формам правильного мышления. <...> Кроме того, появляется возможность показать трудности, которые сопряжены со стремлением добиться безупречной логической ясности и обоснованности рассуждений <...>
Логическая_культура_журналиста._Учебное_пособие.pdf
А. А. Тертычный Логическая культура журналиста Учебное пособие Москва - 2005
Стр.1
Рецензенты: Кафедра периодической печати факультета журналистики Московского государственного университета им. М..Ломоносова (зав кафедрой проф. М.В.Шкондин) Кандидат философских наук, доцент кафедры философии гуманитарных факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова Г.Г. Кириленко Тертычный А.А. Логическая культура журналиста: учебное пособие для вузов. - М., 2005.- 394 с. В книге популярно изложены наиболее значимые, с точки зрения журналистской практики, законы и формы логически правильного построения мысли, следование которым позволяет журналисту делать в тексте обоснованные и точные умозаключения об исследуемой действительности. Рассмотрено множество конкретных примеров демонстрирующих логическое мастерство современных авторов, а также проанализированы наиболее часто встречающиеся в публикациях российской прессы логические ошибки. Книга содержит комплекс логических упражнений, позволяющих активно закреплять теоретические знания. Для студентов, слушателей и абитуриентов факультетов и отделений журналистики вузов, работников СМИ.
Стр.2
О г л а в л е н и е Часть 1. Слагаемые логической культуры журналиста. Введение. Гл.1. Следование законам логики. 1.1. Суть законов логики. Знать законы - владеть их силой. 1.Закон тождества. 2.Закон противоречия. 3.Закон исключения третьего. 4.Закон достаточного основания. 1. 2. Комплексность применения законов логики. Применять законы в комплексе – мыслить безупречно. 1. 2. Суть «взаимодополнения» законов логики. Трудности комплексного применения законов логики. Гл. 2. Точность понятий, суждений, классификации. 2. 1.Понятие. Владеть понятиями – видеть суть предметов.
Стр.3
1. Зачем журналисту иметь понятие о понятиях? 2. Понятие и слово. 3. Логическая структура понятий. 4. Виды понятий. 5. Отношения между понятиями. 6. Обобщение и ограничение понятий. 7. Как журналист «работает» над понятием. 2.2. Суждение. Судить о мире - значит познавать его. 1. Природа суждения. 2. Суждение и предложение. 3. Суждение и вопрос. 4. Структура суждения. 5. Основные виды суждений. 6. Отношения между разными суждениями. 7. Роль преобразования суждений в журналистике. 2.3. Классификация. Классифицировать явления - сделать их яснее. 1.Что такое «классификация»? 2.Виды классификации. 3. Как проводят классификацию журналисты. Гл. 3. Правильность логического вывода. 3.1. Индукция. Использовать индукцию – видеть общее через пример. 1.Суть индукции 2.О достоверности индуктивного обобщения. 3.Виды индукции.
Стр.4
4.Мастерство индуктивного вывода в журналистике. 3.2. Дедукция. Применять дедукцию – получать неопровержимые выводы о частном. 1. Нужна ли дедукция журналисту? 2. Как «устроен» дедуктивный вывод? 3. Формы дедукции в журналистике. 4. Функции дедукции в тексте. 5. Всегда ли дедукция дает достоверное знание? 3.3. Аналогия. Проводить аналогию – находить подсказку в подобном. 1.Что такое аналогия? 2. Виды аналогий в журналистике. 3. Как проводить аналогию. 4. Почему аналогии всегда «хромают»? 3.4. Сравнение. Соотносить явления – открывать их новые грани. 1.Что такое сравнение? 2. Роли сравнения в журналистике. 3. Когда сравнение будет эффективным? 3.5. Моделирование. Моделировать явления - делать недоступное наглядным.
Стр.5