МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Л.Н. ГУМИЛЕВА
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ЛИНГВИСТИКИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ (РОССИЯ)
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЖУРНАЛИСТИКИ
ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Л.Н. ТОЛСТОГО (РОССИЯ)
ФАКУЛЬТЕТ РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ И ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ
КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК В ХХI ВЕКЕ:
ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ
Материалы IX международной научной
студенческой конференции
Сургут
2022
Стр.2
УДК 378:001:811.161.1
ББК 74.58
Р88
Редакционная коллегия:
Е.А. Журавлёва (отв. ред., Казахстан), Н.В. Ганущак, Е.И. Бреусова,
Д.В. Ларкович, Е.В. Пронина, Н.А. Красовская, Д.А. Романов (Россия),
Д.С. Ташимханова, Э.Э. Яворская, А.К. Ешекенева (техн. ред., Казахстан)
Р88 Русский язык в ХХI веке: исследования молодых: материалы IX
международной научной студенческой конференции / Отв. ред.
Е.А. Журавлёва. – Сургут: РИО БУ «Сургутский государственный
педагогический университет», 2022. – 230 с.
ISBN 978-5-93190-399-6
Сборник содержит статьи участников международной научной студенческой
конференции, организованной по инициативе кафедры теоретической и
прикладной лингвистики Евразийского национального университета
им. Л.Н. Гумилева (Казахстан) совместно с кафедрой филологического
образования и журналистики Сургутского государственного педагогического
университета (Россия) и кафедрой русского языка и литературы факультета
русской филологии и документоведения Тульского государственного
педагогического университета им. Л.Н. Толстого (Россия). Выступления
участников конференции посвящены актуальным проблемам современного
русского языка и лингводидактики; взаимодействия языков и этнических
культур; языку средств массовой информации; особенностям изучения
своеобразия художественных произведений.
Публикуемые материалы могут представлять интерес для студентов,
магистрантов, докторантов и преподавателей, а также всех интересующихся
проблемами развития современного русского языка в условиях поликультурного
сообщества.
УДК 378:001:811.161.1
ББК 74.58
ISBN 978-5-93190-399-6
© СурГПУ, 2022
© Авторы, постатейно, 2022
Стр.3
Уважаемые участники конференции!
Приветствуем вас на IХ Международной научной студенческой
конференции «Русский язык в XXI веке: исследования молодых»!
Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своем новогоднем
обращении к казахстанцам объявил 2022 год Годом детей. «Гармоничное
развитие и счастливое детство подрастающего поколения –
это наша общенациональная задача», – сказал президент.
ЕНУ им. Л.Н. Гумилева всегда поддерживает инициативы студентов,
открывает для них большие возможности и перспективы, дает
опору для творческого роста.
Сегодня ЕНУ – один из лидеров казахстанского высшего образования,
по результатам 2021 года Университет занимает 328 место в
мире по рейтингу QS World University Ranking, также наш университет
является единственным вузом Центральной Азии, который
вошел в рейтинг молодых вузов мира по версии QS Top 50 Under 50 и
Times Higher Education Young University Ranking. ЕНУ входит в топ
351-400 – QS Rankings by Subject "Physics and Astronomy".
Вуз активно развивает международное сотрудничество и Международная
научная студенческая конференция, организуемая кафедрой
теоретической и прикладной лингвистики, проводимая девятый год и
ставшая уже традиционной, яркое тому подтверждение! Соорганизаторами
конференции выступают вузы Российской Федерации, что
укрепляет сотрудничество между нашими странами в сфере
студенческой науки. В этом году на конференции поделятся своими
научными изысканиями более 90 студентов из ведущих вузов
Казахстана (Нур-Султан, Павлодар, Шымкент, Кокшетау, Сарканд),
России (Сургут, Тула, Омск, Калининград, Казань, Оренбург, Ростовна-Дону,
Липецк, Воронеж) и Молдовы (Комрат).
Уверен, что проводимая сегодня конференция даст возможность
студентам проявить свои креативные способности и умение проводить
исследовательскую работу.
Успешной Вам работы на конференции, конструктивного диалога
и эффективного взаимодействия!
Еркин Ануарович Онгарбаев
Член Правления – Проректор по академическим вопросам
Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева,
доктор юридических наук, профессор
3
Стр.4
Дорогие друзья!
Приветствую вас от имени ТГПУ им. Л.Н. Толстого, который в
последнее десятилетие занимает ведущие позиции в деле продвижения
русского языка в зарубежных странах. Преподаватели нашего
вуза проводят курсы повышения квалификации, семинары, читают
лекции в новых цифровых форматах во многих странах мира.
IX международная научная студенческая конференция «Русский
язык в ХХI веке: исследования молодых» проходит совместно с ЕНУ
им. Л.Н. Гумилева – ведущим центром образования Азиатского
региона. Радостно видеть, что изучение русского языка становится
центром притяжения многих народов и государств и позволяет найти
опору для общего будущего нашего молодого поколения.
Молодежь сегодня должна креативно и системно мыслить, выдвигать
новые идеи, открывать новые цифровые направления в науке.
Общение между представителями разных народов весьма значимо
для проведения перспективных научных исследований. Участие в
конференции позволит студенческой молодежи апробировать результаты
научных исследований, получить оценку профессионалов и
определить дальнейшие пути развития личного потенциала.
Уверен, что общение в лингвистическом научном поле станет
важным шагом в продолжении плодотворного сотрудничества между
Евразийским национальным университетом им. Л.Н. Гумилева,
Сургутским государственным педагогическим университетом и
Тульским государственным педагогическим университетом им. Л.Н.
Толстого, поможет студентам реализовать свои возможности,
познакомится с перспективными направлениями филологических
исследований, станет площадкой обмена опытом.
Желаю всем участникам конференции «РУССКИЙ ЯЗЫК В XXI
ВЕКЕ: ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ» плодотворного научного
поиска, новых интересных проектных идей, полезных деловых и
личных контактов, которые помогут развиваться и тем самым
продвигать науку к новым горизонтам!
Константин Андреевич Подрезов
Ректор Тульского государственного
педагогического университета им. Л.Н. Толстого
кандидат политических наук, доцент
4
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
Журавлева Е.А. Язык в эпоху глобализации: устойчивость и
вариации ……………………………………………………….. 6
Ларкович Д.В. Русский язык как ценностная категория в
прозе С. Довлатова …………………………………………….. 11
Романов Д.А. Учение Ю.М. Лотмана о композиции словесного
художественного произведения ………………………… 16
СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК И ОСНОВЫ
ЛИНГВОДИДАКТИКИ
Анпилогова Л. Вариативность рода имен существительных
в русском языке……………………………………………….. 24
Гончарова М. Вербальная и графическая репрезентация
эмоций в интернет-коммуникации…………………………… 26
Ізбергенова Н. Об истории возникновения и развития
методики обучения русскому языку в Казахстане…………..
29
Казанцева Д. Имена существительные общего рода на
современном этапе развития русского языка……………… 31
Кайратова Д. Имена собственные в составе фразеологических
единиц русского языка…………………………..… 33
Козич А. К вопросу о классификации фразеологических
единиц эмоционального состояния ………………………….
Кузнецова А. Феминитивы современного медийного
дискурса в исторической ретроспективе…………………….
36
39
Лебедева В. «Как у себя дома»: анализ культурных компонентов
в структуре фразеологизмов русского языка, содержащих
названия дома и его элементов……………………… 41
Макаров Н. Трансформация ассоциативного поля понятия
«свобода» в русском языке новейшего периода ……………. 44
222
Стр.223
Негманова Д. Антипословица как элемент языковой игры в
короновирусную эпоху………………………………………… 46
Рябец Е. Лингвокультурное пространство Тульской области
конца XIX века (на материале периодического издания
«Губернские ведомости»)………………………………..……. 50
Ряннель А. К проблеме изучения фразеологии в школе…… 53
Рысбек А. Классификация эргонимов – названий магазинов
обуви города Нур-Султан………………………………..…… 55
Сазонова У. «Нормированные» языковые нарушения в речи
молодежи»……………………………………………………… 58
Сейдазым А. Подходы к определению семантического
поля……………………………………………………………..
61
Стародворцев Н. Языковые вариации в названиях хлебобулочных
изделий Тульской области………………………… 64
Чиркова А. Работа с текстом как метод обучения русскому
языку как неродному…………………………………………... 66
Шевченко А. Окказиональные образования в детском
словотворчестве………………………………………………...
ДИАЛОГ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРА ДИАЛОГА
Арустамян М. Специфика формирования значений устойчивых
сочетаний в русском и армянском языках…………...
72
Ауез С. Черты постмодернизма в прозе Б. Акунина………… 74
Жунусова К. «Афганская» тема в творчестве О.Ермакова….
77
Курманбаева А. Межкультурная коммуникация и школьный
учебник русского языка…………………………………... 80
Лучинина Л. Специфика языкового выражения отношения к
понятию «правда» в пословицах разных народов……….…..
Мазалова М. Диалог культур в стихотворении Н.С. Гумилева
«Фарфоровый павильон»………… … ……………..…..
223
82
85
69
Стр.224
Машенцова Е. Способы вербализации эмоций в казачьих
песнях…………………………………………………………...
Мосина А. Диалог культур в произведениях И.С. Тургенева………………………………………………………….….
Постнова
Е. Николас Фандорин Б. Акунина как вторичная
языковая личность……………………………………………..
87
90
Попова Е. «Российский турист» как лингвокультурный
типаж в современном языковом сознании………………...…. 92
95
Родикова А. Дневник Л.Н. Толстого как отражение языковой
личности писателя………………………………………… 97
Рахматуллин С. Современная критика концепции межкультурного
диалога………………………………..…….…… 100
Сабиюмве Ф. Военный речевой этикет в России и родной
стране (на примере Республики Бурунди)……………… …. 103
Садыгова А. Использование приемов мнемотехники для
запоминания словарных слов как средство формирования
орфографической грамотности в полиэтническом классе…. 105
Сейдвелиқызы А. Речь современного студента: языковая
мода……………………………………………….……………. 108
Темирбек А. Особенности игрового коммуникативного
пространства …………………………………………………… 111
Швец К. Языковая личность студентов разных факультетов
ТГПУ им. Л.Н. Толстого……………………………………..... 114
РУССКИЙ ЯЗЫК В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ
И МЕДИАДИСКУРСЕ
Аукатова Л. Метаязыковые высказывания в интернеткоммуникации:
оценочный потенциал..................................... 117
Байрак К. Специфика изучения особенностей и своеобразия
художественных произведений…………………………..…… 120
224
Стр.225
Бакытжан Н., Сулейменова Х. Концепт «толерантность» в
современном медиадискурсе……………………………….… 124
Горячева С. Язык СМИ и национальная языковая картина
мира: к проблеме взаимосвязей и взаимозависимостей…..… 127
Голубенко Д. Синтаксические особенности медийной
Сургутской рекламы…………………………………………… 130
Колосова А. Шутка как тактика речевого воздействия в
развлекательном теледискурсе……………………………...… 132
Ло Чунь Наименования животных в стихотворениях
В. Высоцкого…………………………………………………... 135
Макулбекова А. Женская языковая личность в блогосфере
Казахстана (на примере постов общественного фонда
«НЕМОЛЧИ.KZ») ……………………………………………. 137
Набиева З. Лирический герой в советской балладе о
Великой Отечественной войне……………………………..…. 141
Новикова Е. Наименования женщины в современных
русскоязычных журналах……………………………………… 144
Самарская С. Стилистические приемы создания образов
героев в публицистике Д. Гранина (по материалам статьи
«Мои командиры»)…………………….. ……………………..
146
Саматова Т. Фразеологизмы как отражение русской
ментальности в романе Б. Алимжанова «Сказ столетнего
степняка»………………………………………………………. 149
Сагымбаева К. Приемы привлечения внимания в заголовках
современных интернет-СМИ ……………………………. 151
Скиба К. К вопросу о функционировании прозвищ в современной
молодежной среде …………………………………...
154
Советникова А. Феминитивы в русских прецедентных
текстах: лингвокультурологический аспект………………….. 157
Сурина З. Образ ветра в фолк-рок и рок-балладах………….. 159
225
Стр.226
Турабекова И. Сказочные герои и их интерпретация в
прошлом и настоящем ………………………………………… 162
Федяева Е., Тарасенко П. Психолингвистические
осмысления наимено-ваний дождя как части языковой
картины мира…………...
164
Цзян Сюаньсюан. Антонимы как средство создания оценки
в тексте (на материале русскоязычных СМИ)……………… 167
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО
СВОЕОБРАЗИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Аль-Бакиен С. Особенности портретных характеристик и
наименований персонажей в книге В.П. Катаева «Алмазный
мой венец»………………………………………. …………….. 169
Бальдикова А. Религиозные мотивы в романе А. Иванова
«Общага-на-крови»……………………… ……………………. 171
Барабанов С. Языковое воплощение образа няни как семейного
воспитателя в рассказе Дурылина С.Н. «Четвёртый
волхв»…………………………………………………………… 174
Бородин В. Мотив неравного брака в поэзии Н.А. Некрасова:
интертекстуальный аспект……………………...……. 176
Булаева А. К вопросу об осмыслении проблемы ума в
комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»……………… …… 180
Дорофеева Г. Фразеологизмы в романе И.А. Гончарова
«Обломов»……………………………………………………… 182
Лаур Т. Отражение языковой картины детского сознания в
произведениях цикла «Денискины рассказы» В.Ю. Драгунского……………………………………………………………..
185
Малышева У. Семантическое поле «Ноев ковчег» в
идиолекте Веры Полозковой…………………………………. 189
Маратова Ж. Архитепические конструкции в одном
рассказе позднего А.П. Чехова……………………..………...
226
191
Стр.227
Миннуллина Г. Специфика организации хронотопа в
рассказе Е.И. Замятина «Пещера»… … ……………….…….. 195
Миргородский И. Путь лирического героя Н.С. Гумилева:
от цикла «Капитаны» к военной лирике…………………...…. 197
Назаренко Д. «Мотив любовного помешательства в романе
Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»…………. 200
Ракишева К. Лингвоконструирование ДЖ.Р.Р. Толкина: от
языка к мифу…………………………………………………… 203
Смагул Н. Повесть Н.В. Гоголя «Вий» и ее экранизации…... 206
Терентьева Д. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в
кинематографической и театральной интерпретации ………. 208
Трощенко Ю. Взаимодействие семантических полей как
проблема перевода (на материале цикла М. Цветаевой
«Куст» и его перевода на украинский язык)…………… ….
Усачева Е. Использование в мемуарах П.В. Анненкова
конструкций с противительным значением как средство
создания образа И.С. Тургенева……………...……………....
211
214
Шаерман Л. Методические идеи и перспективные образовательные
практики в изучении художественного мира Н.С.
Лескова в школе ………………………………………………. 216
Юрков Н. Орнаментальная проза в творчестве Андрея
Белого…………………………………………………………..
219
227
Стр.228
АВТОРСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
А
Аль-Бакиен С………………….169
Анпилогова Л. …………………24
Арустамян М…………………..72
Ауез С……………………………74
Аукатова Л.............................117
Б
Бакытжан Н………………….124
Байрак К……………………….120
Бальдикова А………………….171
Барабанов С…………………..174
Бородин В……………………176
Булаева А………………………180
Г
Гончарова М……………………26
Горячева С……………………..127
Голубенко Д……………………130
Д
Дорофеева Г…………………..182
Ж
Жунусова К…………………….77
Журавлева Е.А.…………………6
К
Казанцева Д…………………….31
Кайратова Д……………………33
Козич А…………………………..36
Колосова А…………………….132
Кузнецова А…………………….39
Курманбаева А………………...80
Л
Лаур Т…………………………..185
Ларкович Д.В.………………….16
Лебедева В………………………41
Ло Чун…………………………135
Лучинина Л……………………..82
228
М
Мазалова М…………………….85
Макаров Н………………………44
Макулбекова А………………..137
Малышева У…………………..189
Маратова Ж………………….191
Машенцова Е…………………...87
Мосина А………………………..90
Миннуллина Г………………….195
Миргородский И………………197
Н
Набиева З…………………..….141
Назаренко Д…………………..200
Негманова Д……………………46
Новикова Е………………….…144
П
Постнова Е……………………..95
Попова Е……………..………92
Р
Ракишева К……………………203
Рахматуллин С………………100
Родикова А……………………97
Романов Д.А……………………11
Рысбек А……………………...55
Рябец Е…………………………..50
Ряннель А………………………..53
С
Сабиюмве Ф…………………..103
Садыгова А……………………105
Сагымбаева К…………………151
Сазонова У………………………58
Самарская С………………..…146
Саматова Т……………………149
Сейдазым А…………………..…61
Сейдвелиқызы А.....................108
Советникова А……………..…157
Стр.229
Скиба К………………………...154
Смагул Н………………………206
Стародворцев Н………………64
Сулейменова Х………………124
Сурина З……………………….159
Т
Тарасенко П…………………161
Темирбек А……………………111
Терентьева Д. ………………..208
Трощенко Ю…………………..211
Турабекова И………………….162
Ф
Федяева Е……………………...164
Ц
Цзян Сюаньсюан……………..167
Ч
Чиркова А………………………66
Ш
Шаерман Л…………………….216
Шевченко А…………………….69
Швец К…………………………114
У
Усачева Е………………………214
Ю
Юрков Н………………………..219
І
Ізбергенова Н………………..…29
229
Стр.230
Научное издание
Русский язык в XXI веке:
исследования молодых
Материалы IX международной научной
студенческой конференции
Ответственный редактор – Е.А. Журавлёва
Технический редактор –
А.К. Ешекенева
Статьи публикуются в авторской редакции
Подписано в печать 07.02.2022. Тираж 100 экз.
Формат 60Х84/16 Усл 14,4 п.л. Бумага офсетная
Печать цифровая. Гарнитура Times New Roman
Заказ № 1
Редакционно-издательский отдел Сургутского государственного
педагогического университета
628417, г. Сургут, 50 лет ВЛКСМ, 10/2
Отпечатано в РИО СурГПУ
Стр.231