БУРЯТСКИЙ
ЯЗЫК
УЧЕБНИК
Улан-Удэ
2023
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бурятский государственный университет
имени Доржи Банзарова
БУРЯТСКИЙ
ЯЗЫК
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебника для обучающихся по направлениям подготовки
06.03.01 Биология, 05.03.02 География, 41.03.01 Зарубежное регионоведение,
21.03.03 Геодезия и дистанционное зондирование, 45.03.01 Филология, 58.03.01
Востоковедение и африканистика, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя
профилями подготовки), 49.03.01 Физическая культура, 01.03.02 Прикладная
математика и информатика, 02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование
информационных систем, 09.03.03 Прикладная информатика,
03.03.02 Физика, 09.03.02 Информационные системы и технологии, 13.03.03
Энергетическое машиностроение, 40.03.01 Юриспруденция, 42.03.02 Журналистика,
05.03.01 Геология, 04.03.01 Химия, 05.03.06 Экология и природопользование,
37.03.01 Психология, 39.03.02 Социальная работа, 45.03.02 Лингвистика,
39.03.01 Социология, 41.03.04 Политология, 46.03.01 История, 48.03.01 Теология,
38.03.04 Государственное и муниципальное управление, 38.03.02 Менеджмент,
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, 38.03.01 Экономика
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2023
Стр.2
УДК 811.512.31(075.8)
ББК 81.642я73
Б 91
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского госуниверситета.
Протокол № 5 от 15.02.2023
Р е ц е н з е н т ы
О. Г. Макарова, кандидат педагогических наук, доцент,
заведующая кафедрой русского языка ВСГУТУ
С. Г. Ошоров, кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой бурятской и эвенкийской филологии
БГУ им. Д. Банзарова
Б 91
Бурятский язык: учебник / Л. В. Аюшеева, Л. Б. Будажапова, Г.-Х. Ц. Гунжитова
[и др.]. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2023. —
160 с. ISBN 978-5-9793-1827-1
Учебник включает в себя 4 раздела, содержащих тексты и диалоги по разговорным
темам «Танилсалга», «Гэр бүлэ», «Ажал мэргэжэл», «Сүлѳѳ саг». Он состоит из восемнадцати
уроков, распределенных по тематическим разделам. Первые три урока направлены
на развитие произносительных навыков и содержат упражнения для фонетической тренировки,
а также описание фонетических явлений, характерных для бурятского языка.
Остальные уроки включают в себя монологические тексты, диалоги, список лексических
единиц, грамматическую тему, упражнения для закрепления лексики, грамматики, коммуникативные
упражнения. Грамматический материал иллюстрирован таблицами. Все
грамматические явления пояснены примерами и комментариями, раскрывающими особенности
их функционирования в языке. Учебник имеет практическую и коммуникативную
направленность и позволяет в короткие сроки усвоить необходимый для общения и
дальнейшего изучения бурятского языка объем грамматики и лексики.
Предназначен для студентов непрофильных направлений подготовки.
УДК 811.512.31(075.8)
ББК 81.642я73
© Л. В. Аюшеева, Л. Б. Будажапова, Г.-Х. Ц. Гунжитова, О. А. Дареева,
С. А. Дашиева, Р. С. Дылыкова, Д. П. Хинзеева, Б. Д. Цырендоржиева, 2023
ISBN 978-5-9793-1827-1
© Бурятский госуниверситет им. Д. Банзарова, 2023
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебник является изданием, обеспечивающим изучение учебной дисциплины
«Бурятский язык» вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» учебных
планов и изучается на 1-м курсе.
Учебник предназначен для студентов непрофильных направлений подготовки
06.03.01 Биология, 05.03.02 География, 41.03.01 Зарубежное регионоведение,
21.03.03 Геодезия и дистанционное зондирование, 45.03.01 Филология, 58.03.01
Востоковедение и африканистика, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя
профилями подготовки), 49.03.01 Физическая культура, 01.03.02 Прикладная математика
и информатика, 02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование
информационных систем, 09.03.03 Прикладная информатика, 03.03.02
Физика, 09.03.02 Информационные системы и технологии, 13.03.03 Энергетическое
машиностроение, 40.03.01 Юриспруденция, 42.03.02 Журналистика,
05.03.01 Геология, 04.03.01 Химия, 05.03.06 Экология и природопользование,
37.03.01 Психология, 39.03.02 Социальная работа, 45.03.02 Лингвистика, 39.03.01
Социология, 41.03.04 Политология, 46.03.01 История, 48.03.01 Теология,
38.03.04 Государственное и муниципальное управление, 38.03.02 Менеджмент,
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, 38.03.01 Экономика.
Содержание учебника направлено на формирование универсальных компетенций
по осуществлению коммуникации и организации межкультурного взаимодействия
в рамках УК-4 и УК-5, а именно: способность осуществлять деловую
коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской
Федерации и иностранном(ых) языке(ах); способность воспринимать
межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и
философском контекстах.
Целью освоения дисциплины «Бурятский язык» является обеспечение подготовки
специалистов, владеющих бурятским языком как средством межкультурной
коммуникации.
В результате освоения курса «Бурятский язык» обучающийся должен
знать:
специфику артикуляции бурятских звуков;
интонации вопросов, переспросов, согласия, несогласия, выражение восхищения,
удивления, волеизъявления;
акцентуацию бурятских слов и речи;
основные особенности произношения бурятских слов;
слова минимумом в объеме 800 лексических единиц общего и терминологического
характера по темам «Моя семья», «Моя работа»; «Моя учеба»;
формулы речевого поведения бурят;
уметь:
использовать структуру бурятского языка для общения на нем;
вступать в общение;
выстраивать общение;
проявлять эмпатию по отношению к другому народу и его культуре;
3
Стр.4
владеть
по видам речевой деятельности:
Говорение
обмениваться своими мыслями в вопросно-ответной, диалогической и
разговорной, монологической форме в стилистически нейтральном регистре
сферы повседневного общения;
делать краткие сообщения на заданную тему, по предложенной ситуации.
Аудирование
понимать на слух аутентичные тексты с не более 3% незнакомой лексики,
значение которой должно быть раскрыто на основе умения пользоваться языковой
и логической догадкой;
передавать основное содержание услышанного текста;
воспроизводить прослушанный текст.
Чтение
читать тексты с культурно-бытовой тематикой и извлекать из текста информацию
разной степени полноты (с полным пониманием текста, с поиском
нужной информации).
Письмо
писать краткое сообщение по теме с использованием ключевых слов и
выражений;
осуществлять письменный перевод с бурятского языка на русский и с
русского языка на бурятский.
Учебник разработан по тематическому принципу и содержит 4 раздела и 18
тем. Основан на коммуникативном подходе, направлен на развитие умений и
навыков в 4 видах речевой деятельности: говорении, аудировании, письме и чтении.
Условные обозначения видов заданий учебника:
Үзэгты ‒ Ү ‒ презентация нового лексического или грамматического материала,
грамматический комментарий.
Үгүүлжэ hурагты ‒ Үһ ‒ условно-речевые упражнения, направленные на
формирование и развитие фонетических умений.
Хөөрэлдэе ‒ Х ‒ диалог-образец, задания и упражнения к нему, направленные
на развитие диалогической речи.
Хөөрэгты ‒ Х ‒ разговорный текст с упражнениями, которые направлены на
развитие монологической речи.
Уншагты ‒ У ‒ тексты для обучения чтению.
Шагнагты ‒ Ш ‒ упражнения на аудирование.
Бэшэгты ‒ Б ‒ упражнения для отработки лексико-грамматических навыков,
развития навыков письма.
Өөhэдөө бэлдэгты ‒ задания для самостоятельной работы студентов.
4
Стр.5