ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 3 (72) 2021
ISSN 2078-7626
ВЕСТНИК
Сургутского
государственного
педагогического
университета
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
№ 4 (73) 2021 г.
Стр.1
В Е С Т Н И К
СУРГУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Научный журнал
Основан в августе 2007 г.
№ 4 (73) 2021 г.
«Вестник Сургутского государственного педагогического университета»
входит в «Перечень российских рецензируемых научных журналов,
рекомендованных Высшей аттестационной комиссией для опубликования основных научных
результатов диссертаций на соискание учёных степеней доктора и кандидата наук».
Журнал включён в индексы научного цитирования и в международные библиографические базы
данных: РИНЦ, Сyberleninka.ru, Scientific Indexing Services (SIS), ESJI, Ulrich Рlus.
Учредителем и издателем СМИ «Вестник Сургутского государственного педагогического
университета» является бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
«Сургутский государственный педагогический университет».
Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций,
связи и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС 77-29393 от 24 августа 2007 г.
Главный редактор: КОНОПЛИНА Надежда Васильевна, доктор педагогических наук, профессор,
Президент Сургутского государственного педагогического университета
Адрес издательства, редакции и типографии:
г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 10/2.
Телефон: 8 (3462) 22–31–87 (доб. 4-493).
E-mail: vestnik@surgpu.ru
Периодичность издания: 6 выпусков в год.
Выход в свет: 25.10.2021 г.
Формат 70х100/16. Авт. л. 19,59.
Печать цифровая.
Гарнитура DejaVu Serif.
Тираж 1000. Заказ № 49.
Отпечатано в РИО СурГПУ.
© Сургутский государственный педагогический университет, 2021.
Распространяется бесплатно, 12+
Стр.2
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 3 (72) 2021
ISSN 2078-7626
Surgut
State
Pedagogical
University
BULLETIN
AN ACADEMIC JOURNAL
№ 4 (73) 2021 г.
Стр.3
SURGUT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY
B U L L E T I N
AN ACADEMIC JOURNAL
№ 4 (73) 2021.
This Bulletin has started its publishing activity since 2007.
«Surgut State Pedagogical University Bulletin»
is in «The List of Russian peer-reviewed journals
recommended by State Commission of Academic Degrees
and Titles for publication of main scientific results of Doctror and Ph.D. theses».
The Journal is in the list of Science Citation Index and internantional bibliographic database:
RSCI, Сyberleninka.ru, Scientific Indexing Services (SIS), ESJI, Ulrich Рlus.
This academic journal has been registered
in the Russian Federal Agency supervising over the mass media,
tele- and radio-communication saving
in its way the Russian Federation State Cultural Heritage.
The Mass-Media Information Registration Certificate
is ПИ № ФС 77-29393, August 24, 2007.
Founder of journal: Budgetary Institution of Higher Education
of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug — Yugra
«Surgut State Pedagogical University».
The Chief Editor: KONOPLINA Nadezhda Vasilyevna, Doctor of Education, Professor,
Prezident of the Surgut State Pedagogical University.
Address of the publishing house, editorial office and printing house is:
628417 Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra,
Surgut, 50 let VLKSM st., 10/2.
Phone: 8 (3462) 22-31-87 (ext. 4-493). E-mail: vestnik@surgpu.ru
Publication frequency: 6 issues per year.
Release date: 25.10.2021
Format 70x100/16. Auth. l. 19,59.
Digital printing.
The DejaVu Serif headset.
The circulation is 1000.
Order No. 49.
Printed in RIO SurGPU.
Distributed for free, 12+
© Сургутский государственный
педагогический университет, 2021
Стр.4
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 4 (73) 2021 г.
5
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС КАК ФОРМА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Коноплина Н. В. Педагогические классы: проблема проектирования
образовательных программ......................................................................9
Абрамовских Н. В., Арасланова А. А.
Зарипова Е.И, Макарова Н. С.
Виртуальный педагогический класс как форма
профессиональной ориентации старшеклассников............................18
Эффективность деятельности педагогического класса:
критерии, показатели, способы диагностики.......................................26
Игнатжева С. В., Брук Ж. Ю., Федина Л. В., Патрушева И. В.
Классы психолого-педагогической направленности как ресурс
субъективного благополучия старшеклассников................................36
Рогозина Т. В., Березина О. Л., Алексеева С. А.
Черкасова И. И., Яркова Т. А.
Кластер классов психолого-педагогической направленности
как инструмент развития региональной системы образования........45
Педагогические классы как один из механизмов
профессионального выбора.....................................................................55
РАЗДЕЛ 2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО,
СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Абрамовских Н. В., Асланова А. Т.
Методическое сопровождение педагогов начальной школы
по реализации образовательных программ с применением
робототехники..........................................................................................61
Черненко М. А., Лашкова Л. Л.
Организация познавательно-исследовательской деятельности
дошкольников в условиях цифровой образовательной среды
детского сада............................................................................................70
Алдошина М. И. Профессионально-ориентированные технологии
в педагогическом образовании в университете...................................78
Ахмеров А. В., Попова И. В., Казаева Е. А.
Опыт реализации требований компетентностного подхода
в практике высших учебных заведений................................................86
Блясова И. Ю., Бякова Н. В., Зайцева Л. Ю., Коканов Н. А.
Утилитарный характер духовных ценностей и особенности
их формирования у подрастающего поколения...................................98
Гинатулина О. А. Междисциплинарный подход в процессе подготовки
обучающихся образовательных организаций ФСИН России............109
Егорова Г. И., Ниязова А. А.
Понятийный дискурс-анализ педагогического кругозора учителя
в условиях трансформации образования............................................115
Стр.5
6
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 4 (73) 2021 г.
Ковшова А. А., Зырянова С. М.
Анализ подходов к управлению
профессиональным развитием педагогических кадров...................125
Сафонова Н. Н., Кашкарева А. П., Авдеева Е. А., Гаврилов В. В.
Профессионально ориентированные формы контроля
в коммуникативной подготовке студентов вуза................................135
Толмачева В. В., Сорокина А. В.
Экспериментальная работа по формированию готовности
будущих педагогов к управленческой деятельности посредством
организации системы студенческого самоуправления в вузе.........146
РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Белолобова А. А. Развитие информационно-коммуникационной компетентности
будущего экономиста в условиях смешанного
и электронного обучения.......................................................................157
Маслакова М. В. Опыт и проблемы функционирования электронной
информационно-образовательной среды вуза...................................167
Моложавенко В. Л., Кручинин Е. В., Моложавенко Е. В.
Выстраивание профессионального развития
педагогических кадров в процессе цифровой модернизации
системы образования РФ.......................................................................178
Новоселов К. А., Силина С. Н.
Обучение с электронными элементами и его влияние
на учебно-профессиональную мотивацию
курсантов морского вуза.......................................................................191
РАЗДЕЛ 4. ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ
Дьячин А. С.
Введение всеобщего обязательного восьмилетнего образования
в СССР в конце 50-х годов XX века.......................................................204
Лёвин С. В., Малышкин С. А., Постников Н. Д.
Матвеев Е. В.
Жадан А. В.
Турова Е. И.
Исторический источник в краеведческих исследованиях
(из опыта работы кафедры истории, культуры и социального
развития Московской области МГОУ)..................................................211
«Юные друзья книги» в обществе книголюбов: работа
позднесоветской массовой организации со школьниками...............217
Профессиональная подготовка сотрудников территориальных
органов НКВД Дальнего Востока: 1941 – 1945 годы.........................224
Ликбез в таежной глуши: борьба с женской неграмотностью
на Тюменском Севере в 1920-1960- е гг..............................................233
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ........................................................................................................241
ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РУКОПИСИ АВТОРАМИ..................................................249
Стр.6
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 4 (73) 2021 г.
7
CONTENTS
SECTION 1. PEDAGOGICAL CLASS AS A FORM OF PROFESSIONAL
ORIENTATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS
Konoplina N. V.
Pedagogical Classes: the Problem
of Educational Programs Designing.............................................................9
Abramovskih N. V., Araslanova A. A.
Virtual Pedagogical Class as the Form
of Vocational Orientation of High School Students.....................................18
Zaripova E. I., Makarova N. S.
The Effectiveness of Pedagogical Class Activity:
Criteria, Indicators, Methods of Diagnosis..................................................26
Ignatjeva S. V., Bruk Zh.Yu., Fedina L. V., Patrusheva I. V.
Classes of Psychological-Pedagogical Direction
as a Resource of Senior Students’ Subjective Well-Being..........................36
Rogozina T. V., Berezina O. L., Alekseeva S. A.
Cluster of Classes with Psychological
and Pedagogical Orientation as a Tool for Development
of the Regional Education System..............................................................45
Cherkasova I. I., Yarkova T.A
Pedagogical Classes as One of the Mechanisms
of Professional Choice.................................................................................55
SECTION 2. GENERAL QUESTIONS OF THE METHODOLOGY
OF PRESCHOOL, SECONDARY AND HIGHER EDUCATION
Abramovskih N. V., Aslanova A. T.
Methodical Support of Primary School Teachers
on the Implementing Educational Programs Using Robotics.....................61
Chernenko M. A., Lashkova L. L.
Organization of Cognitive and Research Activity
of Preschoolers in the Conditions
of Digital Educational Environment of the Kindergarten...........................70
Aldoshina M. I.
Professionally-Oriented Technologies
in Teacher Education at University..............................................................78
Akhmerov A. V., Popova I. V., Kazaeva E. A.
Experience in Implementing the Requirements of the Competence
Approach in the Practice of Higher Educational Institutions......................86
Blyasova I.Yu., Byakova N. V., Zaitseva L.Yu. Kokanov N. A.
Utilitarian Character of Spiritual Values and Peculiarities
of Their Formation in the Younger Generation...........................................98
Ginatulina O. A.
Interdisciplinary Approach in the Process of Training of Students
of Educational Organizations of the Federal Penal Service......................109
Egorova G. I., Niyazova A. A.
Conceptual Discourse-Analysis of the Teacher's Pedagogical Outlook
in the Context of Education Transformation.............................................115
Стр.7
8
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 4 (73) 2021 г.
Kovshova A. A., Zyryanova S. M.
The Analysis of Approaches to Managing Professional Development
of Pedagogical Personnel..........................................................................125
Safonova N. N., Kashkareva A. P., Avdeeva E. A., Gavrilov V. V.
Professionally oriented forms of control in the communicative
training of university students..................................................................135
Tolmachova V. V., Sorokina A. V.
Experimental Work on the Formation of the Readiness
of Future Teachers for Management Activities Through the Organization
of a Student Self-Government System at a University.............................146
SECTION 3. PROBLEMS OF DIGITALIZATION IN THE FIELD OF EDUCATION
Belolobova A. A.
Maslakova M. V.
Development of Information and Communication Competency
of a Future Economist in Conditions of Mixed and E-Learning.................157
Experience and Problems of Functioning of the Electronic Information
and Educational Environment of the University.......................................167
Molozhavenko V. L., Kruchinin E. V., Molozhavenko E. V.
Building Professional Development of Pedagogical Staff
in the Digital Process of Modernization of the Education System
of the Rus-Sian Federation........................................................................178
Novosyolov K. A., Silina S. N.
Learning With Electronic Elements and Its Impact on the Educational
and Professional Motivation of Cadets of the Maritime University...........191
SECTION 4. FROM THE HISTORY OF RUSSIAN EDUCATION
AND UPBRINGING
Dyachin A. S.
The Introduction of Universal Compulsory Eight-Year Education
in the USSR at the End of the 50s of the XX Century...............................204
Lyovin S. V., Malyshkin S. A., Postnikov N. D.
A Historical Source In Area Studies
(From The Experience Of The Department Of History,
Culture And Social Development Of The Moscow Region At MRSU).......211
Matveev E. V.
Zhadan A. V.
Turova E. I.
«Young Friends of Books» in the Society of Booklovers:
the Work of the Late Soviet Mass Organization with Schoolchildren.......217
Training of Employees of Territorial Bodies of the NKVD
in the Far East: 1941 – 1945.....................................................................224
Campaign Against Illiteracy in the Taiga Wilderness: the Fight Against
Female Illiteracy in the Tyumen North in the 1920s-1960s.....................233
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS...................................................................................241
RULES FOR SUBMITTING MANUSCRIPTS BY AUTHORS.....................................................249
Стр.8