Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Сценическая речь (220,00 руб.)

0   0
Первый авторЧепурина Вера Владимировна
АвторыКемГИК
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц147
ID816831
АннотацияНастоящее учебное пособие посвящено вопросам работы над речью в спектакле. Представления о структуре анализа текста и рождении речевого поступка сценического персонажа конкретизируются благодаря инструментарию, включающему в себя понятия мотивационной сферы персонажа и драматургического конфликта. Представления о возможностях сценической речи расширяются благодаря многочисленным примерам театральных постановок и практическим заданиям, направляющим поиск способов естественного присвоения драматургического текста. Материал учебного пособия адресован студентам и ассистентам-стажерам, обучающимся в вузах культуры и искусств по специальностям и направлениям подготовки в области театрального искусства.
Кем рекомендованоРекомендовано к изданию учебно-методическим советом факультета режиссуры и актерского искусства КемГИК 13.05.2022 г., протокол № 8.
Кому рекомендованоАдресован студентам и ассистентам-стажерам, обучающимся в вузах культуры и искусств по специальностям и направлениям подготовки в области театрального искусства.
ISBN978-5-8154-0651-3
УДК808.55(075.8)
ББК85.334я73
Чепурина, В. В. Сценическая речь : учебное пособие / КемГИК; В. В. Чепурина .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2022 .— 147 с. — Библиогр.: с. 135-142. — ISBN 978-5-8154-0651-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/816831 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сценическая_речь.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.145
Стр.146
Сценическая_речь.pdf
Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» Факультет режиссуры и актерского искусства Кафедра театрального искусства В. В. Чепурина СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ Учебное пособие Кемерово 2022 1
Стр.1
УДК 808.55(075.8) ББК 85.334я73 Ч44 Утверждено на заседании кафедры театрального искусства КемГИК 12.05.2022 г., протокол № 9. Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом факультета режиссуры и актерского искусства КемГИК 13.05.2022 г., протокол № 8. Рецензенты: Васильев Юрий Андреевич, заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения, профессор кафедры сценической речи Российского государственного института сценических искусств; Прокопова Наталья Леонидовна, кандидат искусствоведения, доктор культурологии, профессор кафедры театрального искусства Кемеровского государственного института культуры; Зубов Александр Евгеньевич, кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой актерского мастерства и режиссуры Новосибирского государственного театрального института Чепурина, В. В. Ч44 Сценическая речь : учебное пособие / В. В. Чепурина ; Кемеровский государственный институт культуры. – Кемерово : КемГИК, 2022. – 147 с. – Текст : непосредственный. ISBN 978-5-8154-0651-3 Настоящее учебное пособие посвящено вопросам работы над речью в спектакле. Представления о структуре анализа текста и рождении речевого поступка сценического персонажа конкретизируются благодаря инструментарию, включающему в себя понятия мотивационной сферы персонажа и драматургического конфликта. Представления о возможностях сценической речи расширяются благодаря многочисленным примерам театральных постановок и практическим заданиям, направляющим поиск способов естественного присвоения драматургического текста. Материал учебного пособия адресован студентам и ассистентам-стажерам, обучающимся в вузах культуры и искусств по специальностям и направлениям подготовки в области театрального искусства. УДК 808.55(075.8) ББК 85.334я73 ISBN 978-5-8154-0651-3 © Чепурина В. В., 2022 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2022 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Профессиональная подготовка актёров и режиссёров в качестве обязательного компонента включает в себя умелое использование голосоречевых средств в процессе работы над спектаклем. Модернизация театрального языка, эксперименты с формой театрального представления в первые десятилетия XXI столетия нередко размывают требования, предъявляемые к речи на сцене. Изменению подвергаются идейно-эстетические основы русского театра, глубокое восприятие художественных текстов, психологическое осмысление актерского творчества, искусство переживания как базовая техника воспроизведения живой жизни в сценической форме. Утрата традиций неизбежно ведёт к потере мастерства и профессионализма в режиссёрском и актёрском творчестве. В этих условиях, наряду с поиском способов работы над новыми формами презентации сценического текста, освоение дисциплины «Сценическая речь» должно опираться на её базовые разделы, направленные на овладение необходимыми голосоречевыми навыками как неотъемлемой частью актёрской психотехники. Сценический образ-характер (в том числе включающий в себя и речевой аспект) является воплощением единства качеств исполнителя и персонажа, созданного автором драматургического произведения. Большинство имеющихся учебно-методических материалов по сценической речи, адресованных будущим актёрам и режиссёрам, посвящено познанию студентом своих голосовых возможностей, воспитанию интонационной гибкости и темпоритмической подвижности речи, энергетической насыщенности звучащего слова. Внимание к этому аспекту профессионального обучения обосновано необходимостью технологической подготовки к созданию яркого, неповторимого и убедительного образа. Однако чаще всего данные материалы отражают начальный этап сложного процесса работы над сценическим словом, ограничивая творческое оправдание голосоречевого рисунка предлагаемыми обстоятельствами, близкими к обстоятельствам жизни самого студента, и элементарными (однозначными, поддающимися чёткой формулировке) задачами. Несмотря на то, что в целом в современной сценической педагогике наблюдается сближение методов совершенствования голосоречевых навыков с методами, используемыми в обучении мастерству актёра и ре3
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………..……………………………………………… 3 Глава 1. Анализ поведения персонажа……………………………. 7 1.1. Мотивационная сфера личности и её речевое выражение…. 10 1.1.1. Потребности……………………………….................................. 12 1.1.2. Цели и мотивы ………………………………………………….. 18 1.1.3. Воля и поведение……………………………………………….. 22 1.2. Слово персонажа в выявлении мотивов поведения............... 25 1.2.1. Самовысказывания персонажа.………………………………... 27 1.2.2. Система повторов элементов текста………………………….. 33 1.3. Авторское слово в выявлении мотивационной сферы персонажа……………………………………………………………... 38 1.3.1. Виды драматургических ремарок……………………………… 39 1.3.2. Эмоциональное состояние персонажа и интроспективная ремарка……………………………………………………………………. 42 Примерный план анализа мотивационной сферы персонажа……… 46 Вопросы для самоконтроля.................................................................... 47 Практические задания …………………..…………………….……… 47 Глава 2. Анализ драматургического конфликта………………… 55 2.1. Конфликт как категория драмы………………………………. 55 2.1.1. Существенные признаки конфликта………………..…………. 56 2.1.2. Взгляды на конфликт в теории драмы………………………… 58 2.2. Классификация драматургических конфликтов……………. 61 2.2.1. Конфликты личности с общим состоянием мира…………….. 62 2.2.2. Внутриличностные конфликты………………………............... 64 2.2.3. Межличностные конфликты……………………………............ 66 145
Стр.145
2.3. Контраст как текстообразующий приём …………………...... 68 2.3.1. Противоречивость высказываний персонажа…..….................. 69 2.3.2. Стилистическая неоднородность элементов текста………….. 72 2.3.3. Непоследовательность действий персонажа………………….. 75 2.3.4. Противоположность авторских оценок……………………….. 78 Примерный план анализа драматургического конфликта………….. 80 Вопросы для самоконтроля.................................................................... 81 Практические задания …………………..…………………………….. 82 Глава 3. Сценическое слово в художественной системе спектакля………………………………………………………………………... 85 3.1. Речь актёра в спектакле: выражение внутреннего мира персонажа.……………………………………….................................. 85 3.1.1. Способы речевого действия………………….………………… 86 3.1.2. Стиль сценической речи.……………………………….………. 91 3.2. Сценическая речь как воплощение драматургического конфликта……………………………………………………………... 97 3.2.1. Сценическое общение…………………………………………... 98 3.2.2. Голосоречевая антитеза………………………………………… 104 3.2.3. Внутреннее действие и подтекст................................................. 111 Вопросы для самоконтроля.................................................................... 118 Практические задания..………………………………………………... 118 Заключение……………………………………………………………. 134 Список использованной литературы................................................ 135 Список рекомендуемой литературы................................................. 142 Алфавитный указатель произведений.............................................. 144 146
Стр.146

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ