УДК 004+069-051(075.8)
ББК 78.07+79.1я73
Г34
Московского государственного лингвистического университета (г. Москва);
Полякова Елена Александровна, доктор исторических наук, доцент,
проректор по научной работе и международным связям Алтайского
государственного института культуры (г. Барнаул);
Сапанжа Ольга Сергеевна, доктор культурологии, профессор,
Мазурицкий Александр Михайлович, доктор педагогических наук, доцент,
профессор кафедры информационно-аналитической деятельности
Рецензенты:
директор института художественного образования Российского
государственного педагогического университета
им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург).
Утвержден на заседании кафедры музейного дела 16.05.2022 г., протокол № 9.
Рекомендован к печати на заседании учебно-методического совета факультета
социально-культурных технологий 16.05.2022 г., протокол № 5.
Г34
Гендина, Н. И.
Рекомендован к печати на заседании учебно-методического совета факультета
информационных, библиотечных и музейных технологий 18.05.2022 г.,
протокол № 5.
Информационная культура музеолога : учебник для студентов
направления подготовки «Музеология и охрана объектов культурного
и природного наследия»; квалификация (степень) : бакалавр /
Н. И. Гендина, Д. Д. Родионова, Е. В. Косолапова, Л. Н. Рябцева ;
науч. ред. Н. И. Гендина ; Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово :
КемГИК, 2022. – 227 с. – Текст : непосредственный.
ISBN 978-5-8154-0650-6
Необходимость формирования информационной культуры музеолога продиктована
требованиями к профессиональной информационной подготовке, которые содержатся
в ФГОС ВО и профессиональных стандартах «Хранитель музейных ценностей»,
«Специалист по учету музейных предметов», «Экскурсовод (гид)».
В учебнике впервые обосновывается необходимость формирования информационной
культуры музеологов в условиях цифровой трансформации музейного дела.
Цель учебника – дать целостное представление об особенностях информационной
подготовки современных музейных профессионалов. Особое внимание уделяется технологиям
информационного поиска и аналитико-синтетической переработки источников
информации в едином электронном информационном пространстве, методикам
подготовки и оформления результатов информационной деятельности музеолога.
Учебник адресован студентам вузов, ведущих подготовку музеологов, сотрудникам
музеев, осваивающим новые информационно-коммуникационные технологии,
а также специалистам системы дополнительного профессионального образования,
обеспечивающей повышение квалификации и переподготовку музейных кадров.
УДК 004+069-051(075.8)
ББК 78.07+79.1я73
ISBN 978-5-8154-0650-6
© Гендина Н. И. (Введение, гл. 1, Заключение);
Косолапова Е. В. (Гл. 2); Родионова Д. Д. (Гл. 4);
Рябцева Л. Н. (Гл. 3), 2022
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры», 2022
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………... 5
Глава 1. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА
И НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ МУЗЕОЛОГОВ
1.1. Цифровизация сферы культуры: новые перспективы для музеев... 11
1.2. Музей как информационно-коммуникационная система…………. 22
1.3. Музейные информационные ресурсы………………………………. 34
1.4. Информационная культура как научное направление и область
образовательной деятельности…………………………………...……… 52
1.5. Информационная культура музеолога в цифровую эпоху: необходимость
формирования, сущность, состав и структура……….………... 65
Вопросы для самопроверки………………………………………………. 77
Глава 2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК В ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ
МУЗЕЙНОЙ СРЕДЕ
2.1. Музейные сайты как компонент единого электронного информационного
пространства…………………………………………………… 78
2.2. Средства навигации и поиска на официальных сайтах музеев…… 90
2.3. Особенности поиска информации в электронных библиотеках,
представленных на официальных сайтах музеев……………………….. 96
2.4. Поисковые возможности Государственного каталога Музейного
фонда Российской Федерации………………………….………………… 110
Вопросы для самопроверки………………………………………………. 121
Глава 3. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ИСТОЧНИКОВ
ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЕДИНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ
3.1. Понятийно-терминологический аппарат в сфере аналитико-синтетической
переработки музейной информации………….……………….. 122
3.2. Веб-сайты как объекты критического анализа: признаки достоверности
интернет-ресурсов…………………………….………………... 134
3.3. Методика критического анализа контента официального сайта
музея……………………………………………….……………………….. 144
3.4. Аспектный метод анализа как средство структурирования музейной
информации и обеспечения полноты описания музейных
продуктов и услуг…………………………………………………………. 153
Вопросы для самопроверки………………………………………………. 169
3
Стр.3
Глава 4. ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ
РЕЗУЛЬТАТОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕОЛОГА
4.1.
Технологический подход к подготовке и оформлению результатов
научно-исследовательской деятельности музеолога…….…………. 170
4.2. Технология подготовки пресс-релизов………………….…………... 182
4.3. Технология подготовки письменного экспертного заключения….. 191
4.4. Технология подготовки информационных справок по официальным
запросам юридических и физических лиц……….………………… 202
Вопросы для самопроверки………………………………………………. 208
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……… 209
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… 211
Приложение 1. Справочные издания по музейному делу и музеологии…………………………………………………………………………...
213
Приложение 2. Периодические издания по музейному делу и музеологии……………………………………………………………………...…
216
Приложение 3. Примеры библиографического описания первичных
документов и электронных информационных ресурсов и комментарии
к ним…………………………………………………………………... 219
Приложение 4. Музейные библиотеки России………………………….. 223
Приложение 5. Форма экспертного заключения………………………... 226
4
Стр.4