УДК809.41.43
ББК81.2Туц-9
К12
QR-код для скачивания аудиоприложения
http://air-lang.ru/audio-apps-download.html
К12
Кабардин, Олег Федорович.
Турецкий язык. Самоучитель для начинающих / О. Ф. Кабардин. — 11-е изд.,
эл. — 1 файл pdf : 302 с. — Москва : Русистика, 2022.— (Язык без границ). — Систем.
требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный.
ISBN
978-5-462-01925-8
Самоучитель нового поколения адресован тем, кто не изучал ранее турецкий язык и хочет
овладеть им быстро и самостоятельно. Пособие включает в себя уроки по фонетике, лексике и
грамматике, упражнения разной степени сложности с ключами, поурочные словарики, турецко-русский
и русско-турецкий словари. В книге имеются цветные иллюстрации к страноведческим
материалам уроков.
Это первый в России самоучитель турецкого языка, снабженный аудиоприложением, которое
к тому же можно бесплатно и легко скачать по QR-коду или ссылке. Оно содержит упражнения,
тексты и диалоги, в том числе по типовым ситуациям общения, озвученные турецкими дикторами.
Доступное и пошаговое изложение материала, объяснения на русском языке, эффективная
система самоконтроля делают пособие незаменимым и для детей, и для взрослых — для тех, кто
никогда не изучал языки или думает, что не имеет способностей к ним. Пройдя весь курс, читатель
сможет общаться по-турецки в типовых ситуациях, читать турецкие тексты средней сложности
и не попадать в неловкое положение из-за незнания турецких обычаев и норм языкового
поведения.
УДК 809.41.43
ББК 81.2Туц-9
Электронное издание на основе печатного издания: Турецкий язык. Самоучитель для начинающих / О. Ф. Кабардин. —
10-е изд. — Москва : Русистика, 2019. — 288 с., 16 с. ил. — (Язык без границ). — ISBN 978-5-7805-1241-7. — Текст : непосредственный.
В
соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских
прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-462-01925-8
© Кабардина С. И., наследница, 2018
© ООО «Русистика», 2018
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
От научного редактора . . . . . . . . . . .3
К читателям.
Как устроена эта книга,
и как с ней работать . . . . . . . . . . . . .5
Урок 1
Правила чтения и произношения:
Буквы турецкого алфавита
и обозначаемые ими звуки . . . . . . .8
А знаете ли вы?.. . . . . . . . . . . . . . . . .11
Урок 2
Правила чтения и произношения:
Ударение в словах . . . . . . . . . . . . . .11
А знаете ли вы?.. . . . . . . . . . . . . . . . .14
Урок 3
Грамматика:
Книга – книги. –
Kitap – kitaplar . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Урок 4
Грамматика:
Рыба – рыбак. – Balk – balkç . . .17
А знаете ли вы?.. . . . . . . . . . . . . . . .21
Урок 5
Грамматика:
Село – односельчанин. –
Köy – köydeş. Село – сельский
житель. – Köy – köylü . . . . . . . . . . .21
Урок 6
Грамматика:
Стол – столик. –
Masa – masack . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
А знаете ли вы?.. . . . . . . . . . . . . . . . .25
Урок 7
Грамматика:
Это дом. – Bu evdir . . . . . . . . . . . . .26
Урок 8
Грамматика:
Я учитель. – Ben öğretmenim . . . .28
Урок 9
Грамматика:
Вы учитель? – Siz öğretmen misiniz?
Я не учитель. –
Ben öğretmen değilim . . . . . . . . . . . .31
Урок 10
Грамматика:
Я был учителем. –
Ben öğretmendim . . . . . . . . . . . . . . . .33
Урок 11
Грамматика:
Кто? – Kim? Что? – Ne? . . . . . . . . .37
Кого? – Kimi? Что? – Neyi? . . . . . .38
Урок 12
Грамматика:
(К) кому? Куда? – Kime?
(К) чему? Куда? – Nereye? . . . . . . .40
Урок 13
Грамматика:
В ком? У кого?– Kimde?
В чем? Где? – Nerede? . . . . . . . . . . .41
Урок 14
Грамматика:
От кого? Откуда? – Kimden?
От чего? Откуда? – Nereden? . . . . .43
Урок 15
Грамматика:
Кого? Чей? – Kimin?
Чего? – Neyin? . . . . . . . . . . . . . . . . .44
А знаете ли вы?.. . . . . . . . . . . . . . . .47
Урок 16
Грамматика:
Да. – Evet.
Нет. – Hayr. Есть (имеется) – Var.
Нет (не имеется). – Yok.
В комнате есть… . – Odada… var.
В комнате нет… . – Odada… yok . . .47
А знаете ли вы?.. . . . . . . . . . . . . . . .49
Урок 17
Грамматика:
Мой, твой, его... –
Benim, senin, onun . . . . . . . . . . . . . .49
А знаете ли вы?.. . . . . . . . . . . . . . . .53
Грамматика:
Хороший человек, хорошего
человека... – İyi insan,
iyi insan... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .76
Урок 24
Грамматика: Какой? – Nasl? . . . .68
Урок 25
Грамматика:
Высокий – выше – самый высокий. –
Yüksek – daha yüksek – en yüksek . . .71
А знаете ли вы?.. . . . . . . . . . . . . . . .73
Урок 26
Грамматика:
Я полный. Ты полный... –
Ben şişmanm. Sen şişmansn... . . . . .74
Урок 27
Урок 23
Грамматика:
Этот. – Bu, şu. Тот. – O . . . . . . . . .65
Урок 18
Грамматика:
Вопросы и ответы о предметах . . .54
Урок 19
Грамматика:
Дерево. Мое дерево. – Ağaç.
Ağacm . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .56
А знаете ли вы?.. . . . . . . . . . . . . . . . .58
Урок 20
Грамматика:
Мой дом, моему дому… – Evim,
evime... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .58
Урок 21
Грамматика:
Мотор автомобиля. – Arabann
motoru . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .61
А знаете ли вы?.. . . . . . . . . . . . . . . . .64
Урок 22
Грамматика:
Я, меня, мне… – Ben, beni, bana... . . .64
Стр.282
282
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 28
Грамматика: Сколько? – Kaç?
Который по счету? – Kaçnc? . . . .77
А знаете ли вы?.. . . . . . . . . . . . . . . . .81
Урок 29
Грамматика:
Какой? – Nasl? (продолжение) . . . .81
А знаете ли вы?.. . . . . . . . . . . . . . . . .84
Урок 30
Грамматика:
Что делать? Что сделать? –
Ne yapmak? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .85
А знаете ли вы?.. . . . . . . . . . . . . . . . .88
Урок 31
Грамматика:
Я (сейчас) читаю. – Ben okuyorum . . .89
Урок 32
Грамматика:
Вы знаете? – Siz biliyor musunuz? . .92
Урок 33
Грамматика:
Делать... быть… – …etmek,
…olmak (вспомогательные слова) . .93
Урок 34
Грамматика: Река течет к морю. –
Nehir denize akar . . . . . . . . . . . . . . . .96
Путешествие по Турции:
Türkiye. – Турция . . . . . . . . . . . . . . .99
Урок 35
Грамматика:
Я не работаю. – Ben çalşmam. Ты
читаешь книги? – Sen kitaplar okur
musun? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .100
Путешествие по Турции:
İç ve Güneydoğu Anadolu bölgesi. –
Район Внутренней и ЮгоВосточной
Анатолии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .102
Akdeniz bölgesi. – Район Средиземного
моря . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .103
Урок 36
Развитие речи:
На базаре. – Pazarda . . . . . . . . . . .104
А знаете ли вы?.. . . . . . . . . . . . . . . .106
Путешествие по Турции:
Karadeniz bölgesi. – Район Черного
моря . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .106
Doğu Anadolu bölgesi. – Район
Восточной Анатолии . . . . . . . . . . .106
Урок 37
Грамматика:
Что я сделал? – Ne yaptm? . . . . . .108
Путешествие по Турции:
Ege bölgesi. – Район Эгейского
моря . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .110
А знаете ли вы?.. . . . . . . . . . . . . . . .111
Урок 38
Развитие речи:
Приветствие. Прощание.
Знакомство. – Selâmlama.
Vedalaşma. Tanşma . . . . . . . . . . . . .112
Вывески, объявления. –
Levha, ilan . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .114
А знаете ли вы?.. . . . . . . . . . . . . . . .116
Путешествие по Турции:
İzmir. – Измир . . . . . . . . . . . . . . . . .116
А знаете ли вы?.. . . . . . . . . . . . . . . .117
Урок 39
Грамматика:
Я, кажется, читал. –
Ben okumuşum . . . . . . . . . . . . . . . . .118
Путешествие по Турции:
Marmara bölgesi. –
Район Мраморного моря . . . . . . . .120
Урок 40
Грамматика:
Что я буду делать? –
Ne yapacağm? . . . . . . . . . . . . . . . . .121
Немного об истории Турции:
Bizantium – Konstantinopolis –
İstanbul. – Византий –
Константинополь – Стамбул . . . .123
Bizans surlar. – Византийские
стены . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .124
Урок 41
Грамматика:
Делай! – Yap! Делайте! – Yapn!
Yapnz! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .124
Развитие речи:
Просьба, запрет, пожелание. – Rica,
yasak, istek . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .126
Достопримечательности Стамбула:
Ayasofya. – АйяСофия . . . . . . . . .127
Урок 42
Грамматика:
Я могу делать. – Yapabiliyorum . . .128
Достопримечательности
Стамбула:
Topkap Saray. –
Дворец Топкапы . . . . . . . . . . . . . . .130
Грамматика:
Сделаюка я! (Сделать бы мне!) –
Yapaym . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .134
Достопримечательности Стамбула:
Rumelihisar. – Румели Хисары . . .135
Dikilitaş. – Обелиск . . . . . . . . . . . .135
Урок 45
Грамматика:
Если я сделаю. – Yapsam . . . . . . . . .136
Достопримечательности Стамбула:
Kariye kilisesi. – Церковь Карийе .137
Aya İrini. – АйяИрини . . . . . . . . .138
Урок 46
Грамматика:
Делать – заставлять делать. – Yapmak –
yaptrmak . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .138
Достопримечательности Стамбула:
Yerebatan sarnc (Yerebatan saray). –
Подземное водохранилище
(«Провалившийся под землю
дворец») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .140
Valens Kemeri. – Акведук императора
Валенса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .140
Süleymaniye camisi. – Мечеть
Сулеймание . . . . . . . . . . . . . . . . . . .141
Урок 47
Грамматика:
Закрывать – закрываться. –
Kapamak – kapanmak.
Делать – быть сделанным. –
Yapmak – yaplmak . . . . . . . . . . . . . . .142
Достопримечательности Стамбула:
Örme Sütun. –
Колонна Константина . . . . . . . . . .144
Galata Kulesi. – Башня Галата . . . .144
Beyazt Kulesi. – Башня султана
Беязита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .145
Kzkulesi. – Девичья башня . . . . . .145
Урок 48
Грамматика:
Делающий – сделавший – тот,
который сделает. – Yapan – yapmş –
yapacak . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146
Грамматика:
Я должен делать. – Yapmalym . . . .131
Достопримечательности Стамбула:
Sultan Ahmed camisi («Mavi cami»). –
Мечеть султана Ахмеда («Голубая
мечеть») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .133
Урок 44
Урок 43
Стр.283
СОДЕРЖАНИЕ
283
Немного об истории Турции:
Kim Anadolu’da Türkler’den önce
oturdu? – Кто жил в Анатолии
до турок? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .148
Достопримечательности Стамбула:
Arkeoloj müzesi. – Археологический
музей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .150
Урок 49
Грамматика:
Делать – делая – сделав. – Yapmak –
yaparak – yapp . . . . . . . . . . . . . . . . . .150
А знаете ли вы?.. . . . . . . . . . . . . . . .152
Немного об истории Турции:
Türklerin ana yurdu. –
Родина турок . . . . . . . . . . . . . . . . . .153
Oğuz Kağan Destan (XIII. y.) –
Сказание об Огузхане (XIII в.) . .154
Урок 50
Грамматика:
Делать – делаю – делал... – Yapmak –
yapyorum – yaptm... . . . . . . . . . . . . .156
Развитие речи:
В банке. – Bankada . . . . . . . . . . . . . .157
А знаете ли вы?.. . . . . . . . . . . . . . . .159
Немного об истории Турции:
Selçuklular. – Туркисельджуки
(по страницам турецкого школьного
учебника) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .159
А знаете ли вы?.. . . . . . . . . . . . . . . .160
Урок 51
Грамматика:
Как? – Nasl? Когда? – Ne zaman?
Где? – Nerede? Откуда? – Nereden?
Куда? – Nereye? . . . . . . . . . . . . . . . . .160
Развитие речи:
Семья. Родственники. –
Aile. Akraba . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .163
Визит. – Bir ziyaret . . . . . . . . . . . . .164
Немного об истории Турции:
Osmanli Devleti (1). – Османское
государство (1) (по страницам
турецкого школьного учебника) . . .164
Урок 52
Грамматика:
Связь слов и предложений . . . . . . .165
Развитие речи:
Аэропорт. Таможня. – Hava Liman.
Gümrük . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .167
Немного об истории Турции:
Konstantinopolis’in fethi. –
Урок 58
Развитие речи:
В магазине. – Dükkânda . . . . . . . . . .191
А знаете ли вы?.. . . . . . . . . . . . . . . .194
Достопримечательности Стамбула:
Beyoğlu. – Бейоглу . . . . . . . . . . . . .195
Урок 55
Развитие речи:
Здоровье. – Sağlk.
В больнице. – Hastanede . . . . . . . .179
А знаете ли вы?.. . . . . . . . . . . . . . . .184
Достопримечательности Стамбула:
Dolmabahçe Saray. – Дворец
Долмабахче . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .184
Урок 56
Развитие речи:
В ресторане. – Lokantada . . . . . . . .185
Достопримечательности Стамбула:
Beylerbeyi Saray. –
Дворец Бейлербей . . . . . . . . . . . . .188
Çrağan Saray. –
Дворец Чыраган . . . . . . . . . . . . . . .188
Ortaköy Camisi. –
Мечеть в Ортакёе . . . . . . . . . . . . . .188
Урок 57
Развитие речи:
В гастрономе. – Süpermarkette . . . .188
А знаете ли вы?.. . . . . . . . . . . . . . . .190
Достопримечательности Стамбула:
Kapalçarş. – Капалычаршы –
крытый рынок . . . . . . . . . . . . . . . . .190
Развитие речи:
Объяснение в любви. –
Sevgi sözcükleri. Предложение. –
Evlenme teklifi . . . . . . . . . . . . . . . . . .210
Турецкорусский словарь . . . . . . . . . .212
Русскотурецкий словарь . . . . . . . . . .244
Приложение I
Газета, Интернет . . . . . . . . . . . . . . .274
Приложение II
Страны, жители стран, языки . . .279
Озвученные материалы,
представленные на диске . . . . . . .280
Завоевание Константинополя (по
страницам турецкого школьного
учебника) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .170
Урок 53
Грамматика:
Порядок слов в предложении . . . . .171
Немного об истории Турции:
Osmanli Devleti (2). – Османское
государство (2) (по страницам
турецкого школьного учебника) . . .172
А знаете ли вы?.. . . . . . . . . . . . . . . .173
Урок 54
Развитие речи:
Mutfakta. – На кухне . . . . . . . . . . .173
Немного об истории Турции:
Cumhuriyete kavuşma. – Становление
республики (по страницам турецкого
школьного учебника) . . . . . . . . . . . .177
Урок 59
Развитие речи:
Гостиница. – Otel . . . . . . . . . . . . . . . .195
Турецкие праздники:
19 Mays Gençlik ve Spor Bayram. –
19 мая – День молодости
и спорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .199
23 Nisan Çocuk Bayram. –
23 апреля – День детей . . . . . . . . .199
Урок 60
Развитие речи:
Автомобиль. – Araba . . . . . . . . . .199
Турецкие праздники:
30 Ağustos Zafer Bayram. –
30 августа – День победы . . . . . . .203
Урок 61
Развитие речи:
Почта. Телеграф. Телефон. – Postane.
Telgraf. Telefon . . . . . . . . . . . . . . . . . . .203
Турецкие праздники:
Kurban Bayram. –
Курбанбайрам . . . . . . . . . . . . . . . .205
Урок 62
Развитие речи:
Автобус. – Otobüs.
Поезд. – Tren . . . . . . . . . . . . . . . . . .206
Турецкие праздники:
Şeker Bayram. – Шекербайрам . . .207
А знаете ли вы?.. . . . . . . . . . . . . . . .208
Урок 63
Развитие речи:
На берегу моря. – Sahilde . . . . . . .208
Турецкие праздники:
29 Ekim Cumhuriyet Bayram. –
29 октября – День республики . . .210
Урок 64
Стр.284