УДК 303.732.4; 65.012
ББК 65.291.213в7
Ш49
Переводчик И. Окунькова
Редактор Н. Нарциссова
Шервуд Д.
Ш49
Видеть лес за деревьями: Системный подход для совершенствования
ISBN 978-5-9614-1896-5
Бизнес-модель любой организации проще всего понять, строить и совершенствовать при
помощи системного подхода, который рассматривает организацию как единое целое и изучает
причинно-следственные связи между критичными элементами ее успеха. Цель любой организации
— создать «круг процветания», то есть раскручивающуюся спираль роста, доходов,
прибыли. К сожалению, часто этому мешают такие «порочные круги», как нехватка ресурсов,
перегрузка, проблемы с качеством.
Методика построения системных диаграмм, предлагаемая автором, позволяет связать
факторы роста с факторами торможения и построить наглядную бизнес-модель, которая покажет
руководителю, на какие параметры стоит влиять в первую очередь, чтобы существенно
повысить конкурентоспособность.
Книга будет полезна прежде всего руководителям-практикам коммерческих организаций.
УДК 303.732.4; 65.012
ББК 65.291.213в7
Все права защищены. Никакая часть этой книги не может
быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими
бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет
и в корпоративных сетях, а также запись в память
ЭВМ для частного или публичного использования, без письменного
разрешения владельца авторских прав. По вопросу
организации доступа к электронной библиотеке издательства
обращайтесь по адресу lib@alpinabook.ru.
© Dennis Sherwood, 2002. This edition of “Seeing the
Forest for the Trees: A Manager’s Guide to Applying
Systems Thinking” fi rst published by Nicholas Brealey
Publishing, London, 2002
ISBN 978-5-9614-1896-5 (рус.)
ISBN 978-1-85788-311-4 (англ.)
© Издание на русском языке, перевод, оформление.
ООО «Альпина Паб лишер», 2012
Данное издание издается по лицензии Nicholas
Brealey Publishing и The Van Lear Agency
© ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом»,
«От издателя», 2012
бизнес-модели / Деннис Шервуд ; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер,
2012. — 341 с.
Стр.5
Оглавление
От издателя
ПОДХОД ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Пролог
ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Системное мышление — широкое понятие . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Так в чем же суть системного мышления? . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Взаимосвязанность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Почему следует изучать системы в целом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Инструменты системного мышления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Преимущества системного мышления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Как устроена эта книга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Часть I
КАК СПРАВИТЬСЯ СО СЛОЖНОСТЬЮ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
1. СИСТЕМНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Эмерджентность и самоорганизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Обратная связь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Системное мышление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Продолжаем путешествие…. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
2. ПРОБЛЕМА БЭК-ОФИСА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
История . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Контекст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Стр.6
6
Видеть лес за деревьями
Суть дела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Изображение в виде диаграммы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Дополняем диаграмму. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
К чему приводят ошибки? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Порочный круг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Что еще влияет на возможность справляться? . . . . . . . . . . . . . . . 46
А как же затраты?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Чего-то не хватает… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Вернемся к здравому смыслу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
3. ТВОРЧЕСТВО, КАЧЕСТВО И СОКРАЩЕНИЕ РАСХОДОВ . . . . . . 55
История . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Контекст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Картинка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Еще один порочный круг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Что следует сделать? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Кто прав? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Выбор стратегии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Часть II
ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
4. ПЕТЛИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
Главенствующая роль петель обратной связи. . . . . . . . . . . . . . . . 67
Усиливающие петли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Уравновешивающие петли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Свободные звенья, границы и реальные системы . . . . . . . . . . . . 74
Видов связи всего два — П и O . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Усиливающая или уравновешивающая петля?. . . . . . . . . . . . . . . 76
Два основополагающих
строительных элемента. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Важность языка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Все ли связи всегда ведут себя как П или О? . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Нечеткие переменные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
П и О, которые работают только в одном направлении. . . . . . . 82
Заключительная мысль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Стр.7
Оглавление
7
5. ДВИГАТЕЛИ РОСТА И УПАДКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Порочные круги и круги процветания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Порочный круг и круг процветания
действительно имеют одинаковую структуру. . . . . . . . . . . . . . . . 91
Стимулятор роста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Схемы роста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Экспоненциальный рост становится очень быстрым . . . . . . . . 100
Явные и неявные свободные звенья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
Расцвет и крах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Усиливающие петли могут соединяться. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
6. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ И ВЫБОР ЦЕЛЕЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Более подробно об уравновешивающих петлях . . . . . . . . . . . . . 121
Уравновешивающие петли в бизнесе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
Уравновешивающие петли часто соединяются . . . . . . . . . . . . . 133
Уравновешивающие петли и задержки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
Каково определение отклонения?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Время на размышление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
7. КАК РИСОВАТЬ ДИАГРАММЫ
ЦИКЛИЧНОЙ ПРИЧИННОСТИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
Правило 1: определите границы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
Правило 2: начните с интересного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
Правило 3: спросите «Что движет этот элемент?»
и «Что движет этим элементом?». . . . . . . . . . . . . . 149
Правило 4: не перегружайте диаграмму . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
Правило 5: используйте существительные, а не глаголы . . . . 152
Правило 6: не употребляйте такие термины, как «рост»
или «снижение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Правило 7: не бойтесь необычных элементов . . . . . . . . . . . . . 154
Правило 8: указывайте типы связей П и О
по ходу составления диаграммы. . . . . . . . . . . . . . . 155
Правило 9: не останавливайтесь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Правило 10: хорошая диаграмма должна
выглядеть реалистичной . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
Правило 11: не влюбляйтесь в свои диаграммы!. . . . . . . . . . . . 157
Правило 12: не бывает «законченных» диаграмм . . . . . . . . . . . 157
Стр.8
8
Видеть лес за деревьями
Часть III
ПРИМЕНЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
8. СТИМУЛИРОВАНИЕ РОСТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
Экспоненциальный рост не бесконечен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
Борьба с ограничениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Рост городского населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
Не жмите на педали сильнее, а уменьшите торможение . . . . . 185
9. РЕШЕНИЯ, КОМАНДНАЯ РАБОТА И ЛИДЕРСТВО . . . . . . . . . . 187
Проблема талантов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
Но ведь это очевидно! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
Ментальные модели. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
Командная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
Аутсорсинг, партнерство и пограничный конфликт . . . . . . . . . 208
10. РЫЧАГИ ВОЗДЕЙСТВИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ И СТРАТЕГИЯ . . . . . . 223
Рычаги воздействия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223
Результаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
Как связаны между собой рычаги и результаты?. . . . . . . . . . . . 227
Рычаги, результаты и системное мышление. . . . . . . . . . . . . . . . 230
Рычаги, результаты и петли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
Соединяем петли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
Последняя связь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
А что другие рычаги?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
Общая модель бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
Общая картина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
Стимулирование амбиций,
проницательности и воображения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
Как разбудить творческую мысль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
Вернемся к рычагам и результатам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
Часть IV
КАК СОЗДАТЬ «ЛАБОРАТОРИЮ БУДУЩЕГО». . . . . . . . . . . . . . . . . 263
11. УСКОРЕНИЕ ВАШЕГО СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ. . . . . . . . . 265
Системная динамика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266
Системная динамика и таблицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
Стр.9
Оглавление
9
Запасы и потоки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
Запасы и потоки в бизнесе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
Еще две объединяющие концепции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
Диаграммы цикличной причинности
и диаграммы запасов и потоков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
Моделирование в ithink. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
12. МОДЕЛИРОВАНИЕ РОСТА БИЗНЕСА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
Пример из бизнеса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
Нечеткие переменные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306
Модели для получения ответов и обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . 310
Управление комплексом маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312
Какую политику вы бы выбрали
для оптимизации бизнеса? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321
Идеально ли соотношение 80:20?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325
Эпилог
МЫ СПРАВИЛИСЬ С ПРОБЛЕМОЙ СЛОЖНОСТИ . . . . . . . . . . . 331
Благодарности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335
Веб-сайты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340
Стр.10