мновости | Госдума прекратила действия
в оеждународных договоров Совета Европы
тношении РФ —3
новости | Российским депутатам
к п выносят на Украине приговоры за обращение
резиденту о признании ДНР и ЛНР —3
ноделовые
вости
07 Жидкий газ
поделят твердой рукой
Европе и Азии
предстоит борьба за СПГ
Газета издательского дома «Коммерсантъ» Издается с 1909 года.
С 1917 по 1990 год не выходила по независящим от редакции
обстоятельствам. С 1990 года выходит в еженедельном режиме.
С 1992 года — в ежедневном.
Пятница 17 февраля 2023 №30 (7475 с момента возобновления издания)
новости | Русский язык подготовили
к обязательному применению
со словарем —4
kommersant.ru | КоммерсантъFM 93,6
экономполитика |
Правительство поддержит АПК
повышенными грантами —2
От Русфонда —6
Мюнхенская конференция в опасности
Как Россию не позвали на крупнейший международный форум, а ей и не надо
Сегодня открывается Мюнхенская конференция
по безопасности — пожалуй,
самый известный в мире форум по вопросам
внешней политики и обороны.
Центральной темой мероприятия в этом
году станет российская военная операция
на Украине. Официальную делегацию
из РФ на конференцию впервые
с конца 1990‑х не позвали: организаторы,
по их словам, не захотели предоставлять
ей «площадку для пропаганды».
Российские чиновники, впрочем,
заверяют, что не полетели бы в Мюнхен,
даже если бы их позвали.
Форум не для всех
В столицу Баварии, как ожидается, приедут
более 40 глав государств и правительств,
около 90 министров, а также сотни политиков
и экспертов со всего мира. Это если
все долетят. Накануне открытия конференции
сотрудники семи крупных немецких
аэропортов, включая мюнхенский, объявили
о проведении в пятницу забастовки.
Они настаивают на повышении зарплат
и готовы «в виде исключения» принимать
лишь правительственные лайнеры. Пассажирам
обычных рейсов придется как-то
выкручиваться.
Самая крупная иностранная делегация
— американская — в Мюнхен прилетела
еще в четверг. Вице-президент США Камала
Харрис привезла с собой рекордное
число участников из Госдепартамента, Пентагона
и Конгресса (одних только сенаторов
более 30). По мнению нового председателя
Мюнхенской конференции, немецкого
дипломата Кристофа Хойсгена, это — «наглядное
свидетельство трансатлантического
единства».
Вторая же по численности иностранная
делегация в Мюнхене в этом году — украинская.
В списке участников — министр обороны
Алексей Резников, министр иностранных
дел Дмитрий Кулеба, более 20 членов
Верховной рады, множество украинских
экспертов. Конфликт на Украине и вокруг
нее, несомненно, станет главной темой
предстоящих трех дней в Мюнхене.
Германию на конференции по традиции
представит канцлер — Олаф Шольц. Также
в программе заявлены британский премьер
Риши Сунак, президент Франции Эмманюэль
Макрон, член Политбюро ЦК Компартии
Китая, курирующий внешнюю политику,
Ван И. Подтвердили свое участие президенты
Азербайджана, Грузии и Молдавии Ильхам
Алиев, Саломе Зурабишвили и Майя
Санду, премьер-министр Армении Никол
Пашинян.
Российской официальной делегации
в Мюнхене на сей раз не будет — ее не пригласили.
По словам Кристофа Хойсгена,
организаторы решили не предоставлять
российским чиновникам «площадку для
распространения пропаганды». Вместо этопомерились
объемами
Глобальные игроки
сокращают производство в РФ,
местные — наращивают
07 Пивовары
Сбербанк и ВТБ хотят создать
общую для рынка систему
08 Единым антифродом
в островном удовлетворен
Тайваньская MSI
опередила Huawei и Lenovo
по объему поставок в РФ
09 Спрос на ноутбуки
Как частные инвесторы
захватывают неликвидный
рынок акций
и что из этого получается
10 Где тонко, туда и рвутся
В постаматах
Мюнхенская конференция
по безопасности, открывающаяся
в пятницу в фешенебельном отеле
Bayerischer Hof, пройдет без
участия официальной делегации
из России ФОТО SVEN HOPPE /
PICTURE ALLIANCE / GETTY IMAGES
го на конференцию позвали представителей
российской оппозиции: Гарри Каспарова,
Михаила Ходорковского, Дмитрия
Гудкова (признаны властями РФ «иноагентами»),
Юлию Навальную и Жанну Немцову.
Такое решение поддержали не все. Депутат
и спикер по вопросам внешней политики
фракции партии «Левые» в Бундестаге
Грегор Гизи сказал в комментарии порталу
RedaktionsNetzwerk Deutschland, что с российскими
официальными лицами нужно
говорить ради прекращения огня и деэскалации
ситуации на Украине. Об этом
же журналистам Evangelischer Pressedienst
заявила активистка Мария Фекль, соорганизатор
Мюнхенской конференции по вопросам
мира, которая проходит в столице Баварии
в эти же дни. По ее мнению, «именно
сейчас больше всего востребованы дипломатия
и диалог» — прежде всего, на уровне
властей, как это уже было в случае с зерновой
сделкой и обменом пленными.
Перед электромобилями
С 1 марта, узнал „Ъ“, владельцы электромобилей
смогут бесплатно пользоваться
платными дорогами — соответствующее
решение принято Белым домом.
Эксперимент продлится до конца года
и коснется пока только проезда по федеральным
трассам (М‑11, ЦКАД и т. д.).
Автовладельцы получат такое право после
того, как приобретут или арендуют
у «Автодора» бесконтактный транспондер.
В госкомпании уже предупредили:
у граждан, которые попытаются проехать
с таким устройством на обычной машине
(не электромобиле), со счета спишут
деньги, а транспондер отберут.
По поручению первого зампреда правительства
Андрея Белоусова Минэкономики
совместно с госкомпанией «Автодор»
запускают с 1 марта эксперимент, позволяющий
владельцам электромобилей бесплатно
проезжать по платным федеральным автотрассам.
Для этого нужно приобрести
за 3–3,5 тыс. руб. или взять в аренду бесконтактный
транспондер T-pass, обратившись
в офис поддержки ООО «Автодор—Платные
дороги» (дочерняя структура госкомпании
«Автодор»). Понадобятся документы, подтверждающие,
что транспортное средство
оснащено исключительно электрическим
двигателем (СТС, ПТС), пояснил замглавы
Минэкономики Максим Колесников. Если
у автовладельца уже есть T-pass, его просто
надо предоставить в офис.
Пользователям электромобилей будет разрешен
свободный проезд по платным трассам
«Автодора» (М-1, М-3, М-4, М-11, М-12, ЦКАД),
а также по участку М-11 15–58 км (оператор —
Северо-Западная концессионная компания;
СЗКК) и обходу Одинцово (оператор — ООО
«Новое качество дорог»). Последним двум госкомпания
компенсирует выпадающие доходы.
Владельцы электрической техники, подсчитали
в Минэкономики, смогут сэкономить
в среднем 2 тыс. руб. при поездке в рабочий
день из Москвы в Санкт-Петербург по М-11
и 1,92 тыс. руб.— из столицы в Ростов-на-Дону
по М-4. На Западном скоростном диаметре
в Санкт-Петербурге, на платных дорогах
Псковской области и других региональных
трассах такой транспондер работать не будет.
При попытке использовать устройство
на другой машине с лицевого счета (привязанного
к транспондеру) спишут полную стоимость
проезда, а сам транспондер отключат
от акции без возможности повторного участия
в ней, заявил заместитель председателя правления
«Автодора» Константин Макиев. «Система
это отслеживает автоматически,— пояснили
„Ъ“ в госкомпании.— Дополнительно проводится
проверка финансовыми контролерами».
новости — с4
Крупный игрок рынка доставки
PickPoint, столкнувшись с финансовыми
сложностями из‑за иностранного
акционера, перестал
принимать заявки на отправку посылок
из большинства городов
России. В компании говорят, что
пытаются договориться с контрагентами
о погашении задолженности,
однако с начала этого
года число исков к PickPoint
значительно возросло. Сейчас
россияне стали переключаться
на пункты выдачи заказов (ПВЗ),
поэтому сегмент постаматов
в целом испытывает серьезные
трудности.
Как обнаружил „Ъ“, на сайте
В МИД РФ агентству «РИА Новости»,
впрочем, заявили, что никто из официальных
российских лиц и не поехал бы в Мюнхен,
даже если бы их позвали. Напомним,
в прошлом году российская делегация сама
отказалась от участия в конференции (состоявшейся
буквально за несколько дней до начала
военной операции РФ на Украине),
хотя ее туда активно зазывали. Официальный
представитель МИД РФ Мария Захарова
тогда пояснила это тем, что мероприятие
в Мюнхене перестало быть инклюзивным
и объективным, превратившись в трансатлантический
междусобойчик.
С тех пор подходы российской стороны
к форуму в Мюнхене стали еще более негативными.
По словам Марии Захаровой,
«некогда уважаемая конференция превратилась
в балаган с антироссийской направленностью,
который под видом „выстраивания
диалога с российским обществом“
приглашает маргиналов, вскормленных
на собственные деньги». «В нынешнем формате
Мюнхенская конференция является
лишь продолжением западного мейнстрима
по „демонизации“ ряда стран»,— заявила
она на брифинге в ответ на вопрос, планирует
ли российская делегация поехать
в Мюнхен в этом году.
Вице-спикер Совета федерации Константин
Косачев, ранее не раз принимавший
участие в Мюнхенской конференции, также
заявил, что разочарован ею. По его словам, ранее
к этому мероприятию в России «многие
годы относились с придыханием как к некой
кульминации геополитической мысли».
«Как неоднократный в прошлом участник соответствующих
дискуссий могу откровенно
признаться, что такое восприятие было глубоко
ошибочным. Конференция всегда была
институцией НАТО,— написал он на днях
в своем Telegram-канале.— Единственной задачей
ее организаторов было продемонстрировать
несокрушимую евроатлантическую
солидарность вовне, а внутри — дополнительно
отстроить в режиме такой солидарности
европейских членов НАТО по отношению
к единственному лидеру, США». «Российские
и прочие ненатовские участники конференции»,
по мнению сенатора, «неизменно оказывались
некой „стенкой“ для отработки ударов,
как в теннисе или в тире, с незавидной
ролью наглядной демонстрации превосходства
„демократий“, коими полагали себя натовцы,
перед „автократиями“, коими натовцы
считали всех остальных».
мировая политика — с5
открывают шлагбаумы
Бесплатный проезд по платным дорогам
для владельцев электротранспорта
запускают с марта
Есть такая концессия —
инициативы по организации строительства
и эксплуатации магистрали, сообщается
в документе.
Проект российской ВСМ разрабатывасокоскоростной
магистрали Москва—Петербург
может стать группа «Синара» (ранее
ее контролировал Дмитрий Пумпянский,
в марте 2022 года перестал быть ее бенефициаром).
Как следует из документов ОАО
РЖД, которые видел „Ъ“, монополия совместно
с предполагаемым концессионером
на основании обращения группы «Синара»
в правительство от 13 июля 2022 года
прорабатывает организационно-правовую
модель взаимодействия участников
концессионной инициативы, «отражающую
распределение финансовой нагрузки
и возникающих обязательств между всеми
ключевыми участниками процесса». Согласован
пакет документов для подачи в правительство
заявки частной концессионной
ется десятилетиями, в 2019 году с первоначального
варианта Москва—Казань его
было решено переконфигурировать в маршрут
Москва—Петербург (см. „Ъ“ от 28 марта
и 16 апреля 2019 года). Проект предполагает
достижение времени сообщения
между столицами в 2 часа 15 минут. Предполагается,
что входы в Москву и Петербург
(участки Москва—Крюково и Обухово—Петербург)
будут строиться за счет
инвестпрограммы ОАО РЖД и бюджета,
в то время как основная протяженность
трассы — участок Крюково—Обухово протяженностью
624,2 км — должна быть отдана
в концессию. Стоимость этого участка
оценивается в 1,66 трлн руб.
Концессионное партнерство напрямую
зависит от технологического — кто именно
будет поставлять подвижной состав для
магистрали и, соответственно, под какие
технические потребности будет проектироваться
трасса. Для трассы Москва—Петербург
наиболее вероятным партнером
прежде была Siemens. Однако немецкая
компания в мае 2022 года приняла решение
об окончательном уходе из России (см.
„Ъ“ от 9 марта и 12 мая 2022 года).
деловые новости — с8
родину ускорять
В строительстве ВСМ Москва—Петербург
место Siemens может занять «Синара»
Концессионером высокоскоростной
магистрали (ВСМ) Москва—Петербург
может стать группа «Синара», документы
для подачи в правительство заявки
уже подготовлены. Исходно предполагалось,
что технологическим партнером
в проекте станет Siemens, теперь его
сменили «Уральские локомотивы» (бывшее
СП Siemens с «Синарой»), которые
к 2028 году должны разработать поезд,
развивающий скорость 400 км/ч. Аналитики
считают, что у «Синары» достаточно
компетенций, а приглашать
в концессионеры иностранцев сейчас
не имеет смысла.
Концессионером основного участка выи
в приложении логистического
сервиса PickPoint недоступен прием
заявок на отправление посылок
из большинства населенных пунктов
России, за исключением Москвы,
Подмосковья, Санкт-Петербурга,
Ленинградской области и еще
нескольких крупных городов страны.
Об этой же проблеме сообщают
клиенты сервиса в соцсетях PickPoint:
они жалуются на удлиненные
сроки доставки, сломанные и отключенные
постаматы в ряде городов.
По словам источника „Ъ“, PickPoint,
ссылаясь на финансовые сложности,
также уведомил некоторые
маркетплейсы о приостановке сотрудничества.
В Avito подтвердили
„Ъ“, что доставка в постаматы PickPoint
временно недоступна. В Ozon
говорят, что заказы через PickPoint
по-прежнему можно получить в пунктах
маркетплейса, где такая опция
подключена.
В PickPoint заявили „Ъ“, что работа
сети самовывоза восстановлена
во всех регионах страны. Однако „Ъ“
не удалось оформить заказ через сервис
в Ростове-на-Дону, Казани, Новосибирске
и Кирове. Гендиректор
PickPoint Надежда Романова объясняет
приостановку работы сети в регионах
затруднениями в финансировании
западными акционерами.
Конечные бенефициары сети неизвестны:
по данным «СПАРК-Интерфакс»,
компания принадлежит кипрской
PickPoint Delivery System Ltd.
По собственным данным, сеть
самовывоза PickPoint насчитывает
6 тыс. постаматов и 4,5 тыс. пунктов
выдачи заказов в 657 населенных
пунктах страны. В 2021 году
ООО «Сеть автоматизированных
пунктов выдачи», управляющее сетью
ПВЗ и постаматов, при выручке
в 3,5 млрд руб. получило убыток
в 234 млн руб.
По словам госпожи Романовой,
компания пытается решить проблемы
с финансированием и ведет
переговоры с партнерами о восстановлении
объемов отгрузок
на приемлемых для всех условиях.
Компания также общается с рядом
заинтересованных инвесторов, сообщила
она, не раскрывая детали.
Между тем у PickPoint возникли
сложности и с контрагентами.
Как подсчитал „Ъ“, с начала 2023
года к сети поданы иски более чем
на 400 млн руб. Общая сумма требований
по всем рассматриваемым к компании
искам достигает 711 млн руб.
Так, парфюмерная сеть «Золотое яблоко»
подала иск к PickPoint на 265 млн
руб., Lamoda — на 262 млн руб.
деловые новости — с9
Подписной
индекс
П500601125
пустовато
PickPoint столкнулся
с проблемами доставки
Стр.1