УДК 008(075.8)
ББК 71я73
К90
Авторы:
Большаков В. П., доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы
РФ – предисловие, гл. 1, 2, разд. 3.1 (начало), разд. 3.1.2 гл. 3 (в соавт. с С. Т. Махлиной и
О. В. Прокуденковой), разд. 3.1.6 гл. 3, разд. 4.1, разд. 4.2.1 (в соавт. с О. В. Прокуденковой),
разд. 4.2.3, разд. 4.2.4 (в соавт. с О. В. Прокуденковой), разд. 4.2.5, 4.3.1, 4.3.2 гл. 4, разд. 5.2, 5.9
гл. 5, заключение, рекомендуемая литература, вопросы для итогового контроля знаний, иллюстративный
материал; Лазарева О. В. – разд. 5.3, 5.6 гл. 5; Ляпкина Т. Ф., доктор культурологии,
профессор – разд. 3.1.1 гл. 3, разд. 5.1 гл. 5; Махлина С. Т., доктор философских наук, профессор,
заслуженный работник высшей школы РФ – разд. 3.1.2 (в соавт. с В. П. Большаковым и
О. В. Прокуденковой), разд. 3.1.4, 3.1.5 гл. 3, разд. 4.2.2 гл. 4; Новицкая Л. Ф., кандидат
философских наук, доцент – разд. 5.4, 5.5 гл. 5; Прокуденкова О. В., кандидат культурологии,
доцент – разд. 3.1.2 (в соавт. с В. П. Большаковым и С. Т. Махлиной), разд. 3.1.3 гл. 3,
разд. 4.2.1, 4.2.4 гл. 4 (в соавт. с В. П. Большаковым); Суворов Н. Н., доктор философских
наук, профессор – разд. 5.8 гл. 5; Чубарь П. – разд. 5.7 гл. 5.
К90
Культурные практики и индустрии: история и современность : учебное пособие
/ под ред. В. П. Большакова. – Москва : РГ-Пресс, 2021. – 320 с.
ISBN 978-5-9988-1210-1
В данном учебном пособии изложены современные представления о культурных
практиках в их историческом развитии и современности, трансформации значительной
части этих практик в культурные индустрии. Достаточно подробно описаны повседневные
и неповседневные культурные практики, культурные индустрии.
Учебное пособие соответствует государственному образовательному стандарту и
предназначено для студентов, магистрантов и аспирантов, обучающихся по дисциплинам:
«Культурные практики: история и современность», «История повседневности»,
«История повседневности России», «История повседневности Востока», «История
мировой культуры» и целому ряду других – по направлению «Культурология» (квалификации
– «бакалавр», «магистр», «аспирант»), преподавателей культурологических
дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также не только историкам,
искусствоведам, но и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития
культуры и видения ее современного состояния.
УДК 008(075.8)
ББК 71я73
Изображение на обложке Чарлз Парсонс «Центральный парк, зима:
пруд для катания на коньках» (1862), Художественный музей Джослин
Учебное издание
Большаков Валерий Павлович и др.
КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ И ИНДУСТРИИ
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Учебное пособие
Печать цифровая. Печ. л. 20,0. Тираж 500 (1-й завод 200) экз. Заказ №
Подписано в печать 24.11.2020. Формат 60×90 1
/16
.
ISBN 978-5-9988-1210-1
© Коллектив авторов, 2020
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие .....................................................................................................................4
Глава 1. КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ:
ПОНЯТИЕ И ЯВЛЕНИЕ, ТИПЫ И ВИДЫ .....................................5
Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ...........................................................9
Глава 3. ПОВСЕДНЕВНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И ОБУСТРОЙСТВА ЖИЗНИ .............. 19
3.1. Хозяйственные культурные практики ............................................. 19
3.1.1. Культурные практики освоения пространств,
организации поселений и жилищ
в скотоводческих сообществах .............................................. 20
3.1.2. Освоение пространств, обустройство в них
земледельцев древних цивилизаций,
античного и средневекового миров ......................................27
3.1.3. Культурные практики освоения пространств
в дореволюционной России .................................................... 56
3.1.4. Освоение пространств знатью и богатыми
горожанами..................................................................................... 66
3.1.5. Культурные практики ремесел и народных
промыслов ........................................................................................77
3.1.6. Развитие культурных практик торговли .............................. 90
Глава 4. ПОВСЕДНЕВНЫЕ И НЕПОВСЕДНЕВНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ
ПРАКТИКИ: ГЕНДЕРНЫЕ, БЫТОВЫЕ, ДОСУГОВЫЕ,
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ................................ 99
4.1. Гендерные культурные практики ...................................................... 99
4.2. Бытовые культурные практики ........................................................107
4.2.1. Культурные практики физической развитости
человека, гигиены и санитарии ............................................108
319
Стр.319
Оглавление
4.2.2. Пищевые культурные практики ............................................126
4.2.3. Культурные практики оформления внешности,
одежды, моды ..............................................................................154
4.2.4. Досуговые культурные практики .........................................168
4.2.5. Эстетические и художественные культурные
практики .........................................................................................187
4.3. Духовные и институциональные культурные практики ........194
4.3.1. Так называемые духовные культурные практики:
практики верований — ритуальные и обрядовые,
культовые и мистические ........................................................194
4.3.2. Институциональные культурные практики ......................209
Глава 5. КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ И КУЛЬТУРНЫЕ
ИНДУСТРИИ СОВРЕМЕННОСТИ ...............................................212
5.1. От культурных практик — к культурным
индустриям ...............................................................................................212
5.2. Индустрии хозяйственные, освоение пространств
и обустройство в них ...........................................................................217
5.3. Индустрия питания ...............................................................................223
5.4. Индустрия моды .....................................................................................228
5.5. Индустрии торговли, и не только одеждой .................................247
5.6. Индустрия образования .....................................................................253
5.7. Индустрии масс-медиа и рекламы .................................................258
5.7.1 Индустрия масс-медиа .............................................................259
5.7.2 Индустрия рекламы ...................................................................263
5.8. Культурные практики в сфере
современной художественной культуры .....................................268
5.9. Индустрии досуга в культуре современности ...........................287
Заключение ...................................................................................................................293
Словарь: некоторые понятия и термины .........................................................295
Список рекомендуемой литературы ..................................................................311
Примерные вопросы для итогового контроля знаний ...............................316
Стр.320