Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Бюллетень верховного суда

Бюллетень верховного суда №1 2023 (801,02 руб.)

0   0
Страниц40
ID801778
АннотацияОфициальное информационно-юридическое издание — выходит ежемесячно. В нем публикуются постановления Пленума, Президиума, решения и определения судебных коллегий по гражданским делам, экономическим спорам, уголовным и административным делам, по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, обзоры, обобщения и комментарии по вопросам судебной практики. Материалы бюллетеня являются в правоприменительной практике судей, прокуроров, следователей, работников органов дознания, юстиции, адвокатов ориентиром, который способствует формированию единства судебной практики.
Бюллетень верховного суда .— 2002 .— 2023 .— №1 .— 40 с. — URL: https://rucont.ru/efd/801778 (дата обращения: 20.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Бюллетень_верховного_суда_№1_2023.pdf
¹ 1 январь 2023 ã. Выходит ежемесячно ОФИЦИАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ основано в июле 1961 года ской Федерации принял постановление “О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, проект которого обсуждался на заседании Ïëåíóìà, состоявшемся 18 октября 2022 ã. под председательством В.М. Лебедева — Председателя Верховного Суда Российской Федерации. С докладами по проекту постановления Пленума ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8 ноября 2022 г. Пленум Верховного Суда Российвыступили судья Верховного Суда Российской Федерации А.Н. Марьин и судья Верховного Суда Российской Федерации М.В. Пронина. А.Н. Марьин в своем докладе отметил, что Пленум Верховного Суда Российской Федерации уже третий раз дает разъяснения по вопросам применения судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. становления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 ã. ¹ 58 в названный Закон вносились изменения девятнадцатью федеральными законами. Кроме этого, принят Федеральный закон от 4 июня 2018 ã. ¹ 123-ÔÇ “Îá уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг”, устанавливающий обязательный досудебный порядок урегулирования споров, вытекающих из договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в отношении гражданпотребителей. Банком России 8 раз вносились изменения в Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Положением Банка России от 4 марта 2021 ã. Впервые Пленум принял постановление с разъяснениями по вопросам применения указанного законодательства 29 января 2015 ã., и действовало оно почти 3 ãîäà. 26 декабря 2017 г. было принято постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации¹58 “О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”. Значение данного постановления трудно переоценить, поскольку содержащиеся в нем правовые позиции — одни из самых востребованных и цитируемых в судебных актах и научной литературе по рассматриваемой теме. Оно способствовало дальнейшему совершенствованию законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, повлекло за собой изменение многих подзаконных актов, существенно повлияло на судебную практику. Вместе с тем законодательство о страховании продолжает динамично развиваться, что обусловлено множеством факторов экономического характера, а также необходимостью укрепления защиты прав и законных интересов участников соответствующих страховых правоотношений. Федеральный закон от 25 апреля 2002 ã. ¹ 40-ÔÇ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” постоянно совершенствуется. Только с момента принятия по¹ 755-П утверждена новая Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, на основании которой по-другому стал определяться размер страхового возмещения, подлежащего выплате потерпевшему в связи с повреждением транспортного средства. Столь масштабное изменение законодательства о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств вызвало необходимость корректировки правоприменительных подходов, складывающихся в судебной практике. Ряд положений действующего постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 ã. ¹ 58 утратили свою актуальность, часть правовых позиций нуждаются в уточнении, а в судебной практике накопились вопросы, требующие ответов. Проект постановления направлен на приведение разъяснений Верховного Суда Российской Федерации в соответствие с действующим законодательством. При этом в нем сохранены данные ранее разъяснения Пленума, оставшиеся актуальными на сегодняшний день. Таким образом, проект постановления представляет собой своеобразную консолидацию толкования правовых норм, вобравшую в себя все ценное, что было разъяснено в 2017 году и проверено на практике, а также новые или уточняющие положения, сделанные с учетом изменившегося правового регулирования. Представленный на сегодняшнее обсуждение про1 ект постановления Пленума подготовлен рабочей группой, в состав которой входили судьи судебных коллегий по гражданским делам и по экономическим спорам
Стр.1
Верховного Суда Российской Федерации, сотрудники Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, главного финансового уполномоченного, Всероссийского союза страховщиков, ученые. Проект обсуждался судьями судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, членами Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации. Поступившие замечания и предложения учтены в представленном на рассмотрение проекте постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации. М.В. Пронина в своем докладе добавила, что в системе арбитражных судов рассматривается достаточное число споров, связанных со страхованием ответственности владельцев транспортных средств — юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и с получением страхового возмещения. Также из года в год наблюдается увеличение числа дел по искам цессионариев, приобретших право на получение страхового возмещения как от юридических лиц, так и от граждан. Докладчик обратила внимание на содержание разделов проекта “Переход права на страховое возмещение, компенсационную выплату и возмещение убытков”, “Меры ответственности страховщика за нарушение сроков выплаты страхового возмещения”, “Исковая давность”. В прениях по докладу выступили судья Красноярского краевого суда А.В. Деев, заместитель председателя Арбитражного суда Волго-Вятского округа И.В. Чижов, заместитель Министра юстиции Российской Федерации А.С. Безродная, заведующий кафедрой финансового права Российского государственного университета правосудия, кандидат юридических наук, доцент, член Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации И.А. Цинделиани. В работе Пленума приняли участие заместитель Генерального прокурора Российской Федерации И.В. Ткачев, полномочный представитель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Верховном Суде Российской Федерации Е.Б. Мизулина, полномочный представитель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Верховном Суде Российской Федерации Д.В. Бессарабов, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Г.В. Минх, председатель Правления Ассоциации юристов России В.С. Груздев. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ¹ 31 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 8 ноября 2022 ã. О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами законодательства, регулирующего отношения в области обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями2и5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года ¹3-ФКЗ “О Верховном Суде Российской Федерации”, постановляет дать следующие разъяснения. Общие положения 1. Отношения по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств регулируются нормами главы 48 “Страхование” Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года ¹4015-I “Об организации страхового дела в Российской Федерации” (äàëåå — Закон ¹ 4015-I), Федерального закона от 25 апреля 2002 года ¹ 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (далее — Закон об ОСАГО), правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленными Положением Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 го2 äà¹431-Ï (далее —Правила), и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также положениями Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года ¹ 2300-I “О защите прав потребителей” (далее — Закон о защите прав потребителей) в части, не урегулированной специальными законами. Обязательный досудебный порядок урегулирования споров, вытекающих из договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в отношении граждан-потребителей регулируется также Федеральным законом от 4 июня 2018 года ¹ 123-ФЗ “Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг” (далее — Закон о финансовом уполномоченном). 2. На отношения, возникающие между страхователем и страховщиком, Закон о защите прав потребителей распространяется в случаях, когда транспортное средство используется исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью владельца. Закон о защите прав потребителей распространяется на отношения между страховщиком и потерпевшим, являющимся физическим лицом, по требованию о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также по требованию о возмещении ущерба, причиненного имуществу, которое используется в целях, не свя
Стр.2
занных с предпринимательской и иной экономической деятельностью потерпевшего. К отношениям, возникающим между физическим лицом и профессиональным объединением страховщиков по поводу компенсационных выплат, Закон о защите прав потребителей не применяется (пункт 6 статьи 19 Закона об ОСАГО). 3. К отношениям по обязательному страхованаступления страхового случая (часть 3 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), часть 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ)). нию гражданской ответственности владельцев транспортных средств применяется закон, действующий на момент заключения соответствующего договора страхования, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (ñòàòüÿ 422 ГК ÐÔ). Поскольку прямое возмещение убытков осуществляется страховщиком гражданской ответственности потерпевшего от имени страховщика гражданской ответственности причинителя вреда (ïóíêò 4 статьи 141 Закона об ÎÑÀÃÎ), к такому возмещению положения Закона об ОСАГО применяются в редакции, действовавшей на момент заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности между причинителем вреда и страховщиком, застраховавшим его гражданскую ответственность. Положения Закона об ОСАГО в редакции ФеДоговор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 4. Договор обязательного страхования является публичным и должен соответствовать Закону об ОСАГО, а также иным нормативным актам, принятым в целях его реализации, действующим на момент заключения договора. Изменение положений Закона об ОСАГО, Правил после заключения договора не влечет изменения положений договора (в частности, о порядке исполнения, сроках действия, существенных условиях), кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (ñòàòüÿ 422 ГК ÐÔ). Условия договора обязательного страховадерального закона от 28 марта 2017 года ¹ 49-ÔÇ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” подлежат применению к договорам страхования, заключенным с 28 апреля 2017 ãîäà. Подпункт “á” пункта 1 статьи 141 Закона об ОСАГО в указанной редакции подлежит применению к отношениям, возникшим в результате дорожно-транспортных происшествий, произошедших начиная с 26 сентября 2017 ãîäà. Положения пункта 91 статьи 12 Закона об ния, противоречащие Закону об ОСАГО и (или) Правилам, в том числе устанавливающие дополнительные основания для освобождения страховой организации от обязанности осуществления страхового возмещения, являются ничтожными (ïóíêò 5 статьи 426 ГК ÐÔ). 5. Страховой полис является документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, пока не доказано иное. При возникновении спора заключение догоОСАГО в редакции Федерального закона от 1 мая 2019 года ¹ 88-ÔÇ “Î внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” подлежат применению к договорам страхования, заключенным с 1 мая 2019 года. Положения статей 18 и 19 Закона об ОСАГО в редакции указанного Федерального закона применяются к отношениям, которые возникнут из требований о компенсационных выплатах, поданных после 1 июня 2019 ãîäà. Положения Закона об ОСАГО в редакции Федерального закона от 4 июня 2018 года ¹133-ÔÇ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 15 статьи 5 Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” в связи с принятием Федерального закона “Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг” об обязательном досудебном порядке урегулирования спора подлежат применению с 1 июня 2019 года независимо от даты заключения договора либо даты вора обязательного страхования может быть подтверждено сведениями, представленными профессиональным объединением страховщиков, о заключении договора обязательного страхования, содержащимися в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, и другими доказательствами (пункт 72 статьи 15, пункт 3 статьи 30 Закона об ÎÑÀÃÎ). Сообщение профессионального объединения страховщиков об отсутствии в автоматизированной информационной системе обязательного страхования данных о страховом полисе само по себе не является безусловным доказательством отсутствия договора страхования и должно оцениваться наряду с другими доказательствами (ñòàòüÿ 67 ГПК РФ и статья 71 АПК ÐÔ). 6. Страховщик вправе досрочно прекратить действие договора обязательного страхования на будущее время в случае выявления ложных или неполных сведений, представленных страхователем при заключении договора обязательного страхования, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт “а” пункта 2 статьи 5 Закона об ОСАГО и пункт 1.15 Правил). Договор обязательного страхования в этом случае прекращается с момента получения стра3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ