Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Транспортная безопасность объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, автотранспортных средств и дорожного хозяйства: учебное пособие (290,00 руб.)

0   0
Первый авторГорбунов Анатолий Алексеевич
АвторыГригоров Петр Павлович, Петров Александр Михайлович
ИздательствоРИЦ СГСХА
Страниц557
ID343546
АннотацияПособие предназначено для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Организация и управление перевозками на автомобильном транспорте»,получающих высшее образование, студентов-магистрантов, обучающихся по направлению подготовки «Управление транспортными процессами», руководителей и специалистов автотранспортных предприятий и предприятий дорожного хозяйства, водителей транспортных средств, должностных лиц, отвечающих за вопросы транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, дорожного хозяйства и транспортных средствах. Рекомендуется для использования в системе дополнительного профессионального образования при повышении квалификации и профессиональной переподготовке.
ISBN978-5-88575-391-3
Горбунов, А. А. Транспортная безопасность объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, автотранспортных средств и дорожного хозяйства: учебное пособие / П. П. Григоров, А. М. Петров; А. А. Горбунов .— Самара : РИЦ СГСХА, 2015 .— 557 с. — ISBN 978-5-88575-391-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/343546 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

4 ПЕРЕЧЕНЬ АББРЕВИАТУР АНВ – акт незаконного вмешательства АРМ – автоматизированное рабочее место АУПС – автоматическая установка пожарной сигнализации АУПТ – автоматическая установка пожаротушения АХОВ – аварийно опасное химическое вещество БТИ – бюро технической инвентаризации БЧП – более чистое производство ВВ – взрывчатое вещество ВОО – взрывоопасный объект ВОХР – вневедомственная охрана МВД ВУ – взрывное устройство ГБР – группа быстрого реагирования ГВС – газовоздушная смесь ГЖ – горючая жидкость ГН – гигиенические нормы ГПС – государственная противопожарная служба ГСС – государственная система стандартизации ДЛ ОТИ – должностное лицо объекта транспортной инфраструктуры, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ЕДДС – единая дежурно-диспетчерская служба ЕО – естественная опасность ЗВ – зажигательные вещества ЗОС – защита окружающей среды ЗУ – зажигательные устройства ИБП – источники бесперебойного питания ИСО – инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности ИССО – искусственные сооружения ИТСО ТБ – инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности КИТСО ТБ – комплекс инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности КПП – контрольно-пропускной пункт КЭ – критический элемент ЛВЖ – легко воспламеняющиеся жидкости МВД – Министерство внутренних дел МЧС – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий НИДСТ – наилучшая из доступных современных технологий ОАО – открытое акционерное общество ОВ – отравляющее вещество 5 ОГВ – органы государственной власти ОМСУ – органы местного самоуправления ОПО – опасный производственный объект ОС – охранная сигнализация ОТБ – обеспечение транспортной безопасности ОТИ – объект транспортной инфраструктуры ОУ – оценка уязвимости ПБ – пожарная безопасность <...>
Транспортная_безопасность_объектов_транспортной_инфраструктуры_автомобильного_транспорта,_автотранспортных_средств_и_дорожного_хозяйства_учебное_пособие.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.70
Стр.71
Стр.72
Стр.73
Стр.74
Стр.75
Стр.76
Стр.77
Стр.78
Стр.79
Стр.80
Стр.150
Стр.151
Стр.152
Стр.153
Стр.154
Стр.155
Стр.156
Стр.157
Стр.158
Стр.159
Стр.160
Транспортная_безопасность_объектов_транспортной_инфраструктуры_автомобильного_транспорта,_автотранспортных_средств_и_дорожного_хозяйства_учебное_пособие.pdf
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Институт управленческих технологий и аграрного рынка А. А. Горбунов П. П. Григоров А. М. Петров ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА Учебное пособие Под общей редакцией начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Г. Я. Бровацкого Издание второе, переработанное и дополненное Кинель 2015 1
Стр.1
ББК 67.405 УДК 34.03 Г67 Рецензенты: д-р техн. наук, проф., Академик Российской Академии транспорта, Член Президиума Российской Академии транспорта, директор научно-образовательного Центра сертификации, диагностики и экспертизы энергетической и промышленной безопасности ФГБОУ ВПО «Самарский университет путей сообщения» В. Ф. Путько; д-р техн. наук, проф., заслуженный деятель науки и техники РФ, Академик УААН, проф. кафедры «Безопасность технологических процессов и производств» Санкт-Петербургского государственного аграрного университета В. С. Шкрабак Горбунов, А. А. Г67 Транспортная безопасность объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, автотранспортных средств и дорожного хозяйства : учебное пособие / А. А. Горбунов, П. П. Григоров, А. М. Петров ; под общ. ред. Г. Я. Бровацкого. – 2-е изд., перераб. и доп. – Кинель : РИЦ СГСХА, 2015. – 557 с. ISBN 978-5-88575-391-3 Пособие предназначено для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Организация и управление перевозками на автомобильном транспорте», получающих высшее образование, студентов-магистрантов, обучающихся по направлению подготовки «Управление транспортными процессами», руководителей и специалистов автотранспортных предприятий и предприятий дорожного хозяйства, водителей транспортных средств, должностных лиц, отвечающих за вопросы транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, дорожного хозяйства и транспортных средствах. Рекомендуется для использования в системе дополнительного профессионального образования при повышении квалификации и профессиональной переподготовке. ББК 67.405 УДК 34.03 © Горбунов А. А., Григоров П. П., 2013 © ИУТАР, 2013 © Оформление. ООО «Книга», 2013 ISBN 978-5-88575-391-3 © Горбунов А. А., Григоров П. П., Петров А. М., с изменениями, 2015 © ФГБОУ ВО Самарская ГСХА, 2015 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Пособие разработано на основе федерального законодательства в области транспортной безопасности и Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Пособие содержит федеральное законодательство, подзаконные акты Президента РФ и Правительства РФ, приказы, распоряжения и инструкции министерств, ведомств и территориальных органов исполнительной власти, занимающихся вопросами контроля и надзора за состоянием транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, транспортных средств и дорожного хозяйства. Следует отметить, что бесперебойная работа транспортной отрасли и ее защищенность от актов незаконного вмешательства являются приоритетными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности. По данным Федеральной службы по надзору на транспорте (Ространснадзор) в настоящее время под надзором в сфере обеспечения транспортной безопасности находится более 600 тысяч хозяйствующих субъектов, около 1,5 млн. объектов транспортной инфраструктуры и свыше 40 млн транспортных средств. Пособие содержит необходимый минимум сведений, который требуется руководителям и сотрудникам предприятий и организации, непосредственно связанных с обеспечением транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и транспортных средств. В пособии даны правовые и организационные основы транспортной безопасности в Российской Федерации, также организация государственного контроля (надзора) за выполнением требований транспортной безопасности. В пособии дана характеристика объектов транспортной инфраструктуры и их критическим элементам, видам угроз и уровням безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Значительное внимание уделено организации обеспечения транспортной безопасности и требованиям по обеспечению транспортной безопасности с учетом уровней безопасности для 3
Стр.3
различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Основные направления создания контрольно-пропускного режима, организация деятельности сил обеспечения транспортной безопасности, вопросы управления инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной безопасности содержат рекомендательный характер. В пособии подробно изложены порядок обустройства инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также вопросы оборудования объектов транспортной инфраструктуры современными техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. Руководитель субъекта транспортной инфраструктуры несет ответственность за обеспечение транспортной безопасности. В пособии имеются методические материалы и рекомендации по предупреждению актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. В пособии приведены структура и содержание Плана обеспечения транспортной безопасности и приложения (образцы приказов, распоряжений и инструкции по вопросам обеспечения транспортной безопасности). В пособии имеется глоссарий (словарь терминов) по вопросам транспортной безопасности. 4
Стр.4
ПЕРЕЧЕНЬ АББРЕВИАТУР АНВ – акт незаконного вмешательства АРМ – автоматизированное рабочее место АУПС – автоматическая установка пожарной сигнализации АУПТ – автоматическая установка пожаротушения АХОВ – аварийно опасное химическое вещество БТИ – бюро технической инвентаризации БЧП – более чистое производство ВВ – взрывчатое вещество ВОО – взрывоопасный объект ВОХР – вневедомственная охрана МВД ВУ – взрывное устройство ГБР – группа быстрого реагирования ГВС – газовоздушная смесь ГЖ – горючая жидкость ГН – гигиенические нормы ГПС – государственная противопожарная служба ГСС – государственная система стандартизации ДЛ ОТИ – должностное лицо объекта транспортной инфраструктуры, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ЕДДС – единая дежурно-диспетчерская служба ЕО – естественная опасность ЗВ – зажигательные вещества ЗОС – защита окружающей среды ЗУ – зажигательные устройства ИБП – источники бесперебойного питания ИСО – инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности ИССО – искусственные сооружения ИТСО ТБ – инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности КИТСО ТБ – комплекс инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности КПП – контрольно-пропускной пункт КЭ – критический элемент ЛВЖ – легко воспламеняющиеся жидкости МВД – Министерство внутренних дел МЧС – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий НИДСТ – наилучшая из доступных современных технологий ОАО – открытое акционерное общество ОВ – отравляющее вещество 5
Стр.5
ОГВ – органы государственной власти ОМСУ – органы местного самоуправления ОПО – опасный производственный объект ОС – охранная сигнализация ОТБ – обеспечение транспортной безопасности ОТИ – объект транспортной инфраструктуры ОУ – оценка уязвимости ПБ – пожарная безопасность П и ВР – пропускной и внутриобъектовый режимы ПДВ – предельно допустимый выброс ПДК – предельно допустимая концентрация ПДУ – предельно допустимый уровень ПО – пост охраны Пост ОТБ – пост обеспечения транспортной безопасности ПС – пожарная сигнализация ПТБ – подразделение транспортной безопасности ПЮЛ – представители юридических лиц РВ – радиоактивное вещество РОО – радиационно опасный объект СанПиН – санитарные правила и нормы СБ – система безопасности СЗЗ – санитарная защитная зона СИЗ – средства индивидуальной защиты СКУД – система контроля и управления доступом СОУЭ – система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре СТИ – субъект транспортной инфраструктуры ТА – террористический акт ТБ – транспортная безопасность ТВЭЛ – тепловыделяющий элемент ТС – транспортное средство ТСО – технические средства обеспечения транспортной безопасности ФДА – Федеральное дорожное агентство ФЛ – физическое лицо ФЗ – федеральное законодательство ФОИВ – федеральные органы исполнительной власти ФСБ – Федеральная служба безопасности ХОО – химически опасный объект ЧП – чрезвычайное происшествие ЧС – чрезвычайная ситуация ЭВМ – электронно-вычислительная машина ЭЦП – электронно-цифровая подпись 6
Стр.6
1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – ИСТОРИЯ, ОПЫТ, ПРОГНОЗ Изучение истории обеспечения транспортной безопасности. Мировой опыт обеспечения безопасности в транспортном комплексе. Примеры актов незаконного вмешательства (АНВ) и способов защиты от АНВ. Современное состояние обеспечения транспортной безопасности в России. Государственная политика Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности. Комплексная система защиты населения на транспорте от актов незаконного вмешательства. Система управления обеспечением транспортной безопасности: организация и структура, разделение функций между компетентными органами в области транспортной безопасности, федеральными службами, агентствами и их территориальными органами, ответственность за обеспечение транспортной безопасности. Основные задачи обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации. Интеграция системы обеспечения транспортной безопасности в международные системы безопасности. 1.1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (в редакции от 11.06.2014 года) Транспортная стратегия утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 года № 1734-р. В настоящее время российская экономика оказалась перед системным вызовом, характер и качество которого определяются сочетанием 3 фундаментальных факторов. Первым фактором является усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, услуг и капитала. Началась структурная перестройка мирового хозяйства, связанная с изменением баланса между экономическими центрами, возрастанием 7
Стр.7
роли региональных экономических союзов и ожидаемым распространением новых технологий. Это влечет за собой изменение национальных и мировых грузо- и пассажиропотоков, рост требований к качеству транспортного обслуживания, обеспечению безопасности и устойчивости транспортной системы, необходимость существенного повышения конкурентоспособности российской транспортной системы, что особенно важно в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Вторым фактором является возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. Это в полной мере относится и к транспорту как отрасли, идущей по пути инновационного развития. Потребуется существенное улучшение доступности и качества транспортных услуг для населения. При этом будут обеспечены рост производительности труда и улучшение использования трудовых ресурсов в транспортном комплексе, которые станут важнейшими факторами снижения транспортных издержек и повышения конкурентоспособности транспортного комплекса России на мировом рынке. Третьим фактором является исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития, базирующихся на интенсивном наращивании топливного и сырьевого экспорта, усиление приоритета мер инновационного характера и мер по обеспечению глубокой переработки сырья, что требует повышения мобильности населения, грузов, услуг и капитала. Одновременно в России появились существенные ограничения роста экономики, обусловленные недостаточным развитием транспортной системы. Сегодняшние объемные и качественные характеристики транспорта, особенно его инфраструктуры, не позволяют в полной мере и эффективно решать задачи растущей экономики, в том числе задачи удовлетворения спроса инновационного сектора на высококачественные транспортно-логистические услуги. Все это требует от российского транспорта существенной перестройки. Высокий уровень транспортного обслуживания определяется скоростью, своевременностью, предсказуемостью, ритмичностью, 8
Стр.8
безопасностью и экологичностью функционирования транспортной системы. Безопасность транспортной системы определяется эффективной работой аварийно-спасательных служб, подразделений гражданской обороны, специальных служб и правоохранительных органов, руководителей транспортных предприятий и организаций всех форм собственности, в результате которой создаются условия повышения общенациональной безопасности и снижения рисков, связанных с террористическими актами. На автомобильный транспорт приходится 56% общего объема перевозок грузов и 8,6% общего грузооборота, 44% объема коммерческих перевозок грузов, причем удельный вес перевозок железнодорожным транспортом в последние годы сокращается, а автомобильным транспортом растет, что свидетельствует о повышении конкурентоспособности автомобильного транспорта в определенных сегментах рынка транспортных услуг. Доля автомобильного (автобусного) транспорта в общем объеме пассажирских перевозок транспортом общего пользования составляет 60,8%. В структуре пассажирооборота 33,2% занимает воздушный транспорт, 27,8% – железнодорожный транспорт и 27,6% – автомобильный транспорт. С 2002 года развитие транспортной системы страны осуществлялось в соответствии с федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», с 2010 года – в соответствии с федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». Транспортные предприятия постепенно адаптируются к новым условиям хозяйствования. Однако многие вопросы работы и развития транспорта в условиях формирования рыночных отношений пока не получили удовлетворительного решения. Остается низким уровень безопасности транспортной деятельности, в первую очередь на автомобильном и воздушном транспорте. В дорожно-транспортных катастрофах в 2011 году погибло 19,6 человека в расчете на 100 тыс. населения, в США этот показатель составляет 10 человек, в странах Европейского союза – 7 человек. Основные общесистемные проблемы развития транспортной отрасли Российской Федерации состоят в следующем: 9
Стр.9
 наличие территориальных и структурных диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры;  недостаточный уровень доступности транспортных услуг и мобильности населения;  недостаточно высокое качество транспортных услуг;  низкий уровень экспорта транспортных услуг, в том числе использования транзитного потенциала;  недостаточный уровень обеспечения транспортной бе зопасности;  усиление негативного влияния транспорта на экологию. Для создания эффективной конкурентоспособной транспортной системы необходимы 3 основные составляющие:  предоставление конкурентоспособных высококачественных транспортных услуг;  создание высокопроизводительных безопасных транспортных средств и транспортной инфраструктуры, которые необходимы в той мере, в которой они обеспечат конкурентоспособные высококачественные транспортные услуги;  создание условий для превышения уровня предложения транспортных услуг над спросом (в противном случае конкурентной среды не будет). Важнейшее значение при создании устойчивой транспортной системы имеет проведение последовательной политики повышения технической и технологической безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также их защищенности от актов незаконного вмешательства. Цель 5 Транспортной стратегии «Повышение уровня безопасности транспортной системы». Реализация данной цели позволит повысить безопасность движения, обеспечить эффективную работу аварийно-спасательных служб, подразделений гражданской обороны, специальных служб, достичь безопасного уровня функционирования инфраструктурных объектов транспорта, повысить уровень соответствия транспортной системы задачам обеспечения военной безопасности страны и тем самым создать необходимые условия для соответствующего уровня общенациональной безопасности и снижения террористических рисков. 10
Стр.10
Признаки: – толщина письма от 3 мм и выше, при этом на нем есть отдельные утолщения; – смещение центра тяжести письма (пакета) к одной из сторон; – наличие в конверте перемещающихся предметов или порошкообразных материалов; – наличие на конверте масляных пятен, проколов, металлических кнопок, полосок; – наличие необычного запаха (миндаль, марципан, жженная пластмасса); – «тиканье» в бандеролях и посылках часового механизма; – в конвертах и пакетах, в посылочных ящиках при переворачивании слышен шорох пересыпающегося порошка. 3.1.4. Профилактический осмотр территории и помещений Профилактические меры по предупреждению терактов с помощью взрывов, поджогов предусматривают регулярный осмотр территорий и помещений объектов транспортной инфраструктуры с целью своевременного обнаружения посторонних взрывоопасных предметов. Такой осмотр должны проводить как минимум 2 (два) человека (по принципу «что пропустит один, может заметить другой»). В то же время при досмотре нельзя скапливаться в большие группы. При возможности не пользоваться радиопереговорными устройствами, чтобы исключить случайное срабатывание радиоуправляемого взрывного устройства, а чтобы исключить срабатывание ВУ с магнитным типом взрывателя, не стоит приближаться к подозрительному объекту с металлическими предметами. Осматриваются: – мусорные урны; – канализационные люки; – сливные решетки; – цокольные и подвальные ниши; – мусоросборники; – крытые киоски; – сараи; – посторонние машины; – телефонные и электрощиты; – водосливные трубы. 70
Стр.70
Необходимо обращать внимание также на деревья, столбы, стены зданий. Перед осмотром помещения необходимо иметь его план, знать расположение комнат, лестниц, ниш, силовых и телефонных коммуникаций, вентиляции, канализации. Необходимо иметь комплект ключей от комнат, шкафов, ящиков столов. Перед досмотром желательно обесточить внешнее электропитание, если это по какой-либо причине затруднительно, то при осмотре стараться не включать досматриваемое оборудование. В помещениях особое внимание уделить подвесным потолкам, вентиляционным шахтам, внутренним электрощитовым и распределительным коробкам, местам за батареями отопления, осветительным плафонам, поддонам мусоропроводов, мусоросборникам, лифтам, лестничным клеткам. Следует проверить мета хранения пожарного инвентаря (огнетушители, шланги, гидранты), ниши для хранения уборочного инвентаря в местах, где проходят сплошные коммуникационные линии. Наибольшую опасность представляют места массового скопления людей: торговые залы, секретарские комнаты, курительные комнаты, туалеты, комнаты отдыха, залы ожидания, места, где находятся особо ценное оборудование, лакокрасочные, горючесмазочные материалы, другие легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), взрывоопасные материалы и вещества. Профилактический осмотр территорий и помещений должен производиться силами персонала, непосредственно связанного с обеспечением ТБ ОТИ, под руководством ответственного за обеспечение ТБ ОТИ с записью в журнале осмотра помещений и территории (с периодичностью не реже 2 раз в течение рабочего дня). В ходе приема дежурства на постах охраны ОТИ заступающий персонал дежурной смены осматривает место дежурства и прилегающую территорию на обнаружение (наличие) подозрительных (взрывоопасных) предметов, подозрительных лиц, проверяет (путем наружного осмотра) состояние ограждения, дорожного покрытия, инженерные сооружения и исправность освещения. Результаты осмотра записываются в рапорте о приеме и сдаче дежурства в книгу приема и сдачи дежурства, после чего осуществляется доклад старшему дежурной смены с последующим докладом последнего начальнику подразделения ТБ. В дальнейшем при несении службы осмотр территории и помещений в целях обнаружения предметов и веществ, которые 71
Стр.71
запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный секторы зоны ТБ, выявления нарушителей, совершения или подготовки к совершению АНВ в деятельность ОТИ должен осуществляться патрульным объездом (обходом) периметра зоны ТБ ОТИ группой быстрого реагирования, входящей в состав подразделения ТБ с периодичностью: – для ОТИ 1-й категории – не реже 1 раза в 6 ч; – для ОТИ 2-1 категории – не реже 1 раза в 24 ч; – для ОТИ 3-й категории – не реже 1 раза в 24 ч; – для ОТИ 4-й категории – не реже 1 раза в 24 ч. 3.1.5. Действия при обнаружении взрывоопасных веществ и предметов При обнаружении таких предметов и веществ необходимо: 1) При получении сообщения о заложенном ВУ, обнаружении предметов, вызывающих такое подозрение, немедленно поставить в известность дежурную службу объекта (там, где она есть) и сообщить полученную информацию в дежурную часть органов МВД. При этом назвать точный адрес, название организации, где обнаружено ВУ, номер телефона. 2) До прибытия сотрудников полиции принять меры к ограждению подозрительного предмета и недопущению к нему людей в радиусе до 50-100 м. Эвакуировать из здания (помещения) персонал и посетителей на расстояние не менее 200 м. 3) По прибытии специалистов по обнаружению ВУ действовать в соответствии с их указаниями. Категорически запрещается: – самостоятельно предпринимать действия, нарушающие состояние подозрительного предмета, трогать или перемещать подозрительный предмет и другие предметы, находящиеся с ним в контакте; – заливать жидкостями, засыпать грунтом или накрывать обнаруженный предмет тканевыми и другими материалами; – пользоваться электрическими приборами, радиоаппаратурой, переговорными устройствами или рацией вблизи обнаруженного предмета, переезжать на автомобиле; – оказывать температурное, звуковое, световое, механическое воздействие на взрывоопасный предмет; 72
Стр.72
– прикасаться к взрывоопасному предмету, находясь в одежде с синтетическими волокнами. На случай нападения, пожара, обнаружения взрывной закладки должен быть разработан план действий при возникновении ЧС. Все должны знать, кто в таких случаях является старшим, и чьи распоряжения не оспариваются. Как правило, это руководитель, отвечающий за безопасность объекта. Сотрудники, отвечающие за безопасность объекта, обеспечивают согласованность действий по предупреждению паники. Все должны знать пути эвакуации людей, выноса оборудования, ценностей. Должна предусматриваться последующая охрана на их месте сосредоточения и определены места сосредоточения людей на безопасном удалении. Должен быть определен порядок оповещения людей на объекте и органов власти. Телефоны аварийных служб должны находиться у старшего дежурной смены охраны оператора ИТСО, диспетчера и персонала подразделения ТБ. Необходимо проводить обязательные учебные тренировки, так как они неизбежно выявят скрытые недостатки самого продуманного плана и позволят избежать их в реальной ситуации. В случае угрозы применения ВУ при оповещении людей лучше указывать менее опасную, но достаточно правдоподобную версию, чтобы избежать излишней паники при эвакуации. После окончания рабочей смены силами охраны обязательно должен производиться тщательный досмотр местности и помещений на предмет обнаружения ВУ. Обезвреживание ВУ или локализация взрыва должна производиться подготовленными минерамиподрывниками или другими обученными специалистами после удаления людей из опасной зоны и выставления оцепления. Для обнаружения ВУ применяются различные приборы и устройства. Специально обученные собаки минно-розыскной службы способны избирательно обнаруживать весьма малые количества взрывчатого вещества в грунте, в багаже пассажиров, кейсе, автомобиле. 3.1.6. Правила поведения при получении сообщений, содержащих угрозу террористического характера Сообщения могут поступать по телефону и в письменной форме. 73
Стр.73
В настоящее время телефон является основным каналом поступления сообщений, содержащих информацию о заложенных взрывных устройствах, о захвате людей в заложники. При этом необходимо действовать по инструкции, имеющейся на объекте транспортной инфраструктуры. 3.2. Международные документы, устанавливающие правила перевозки опасных грузов, положения которых подлежат применению в Российской Федерации «Опасный груз» – вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности. В более общем виде можно определить опасный груз, как груз, физические, химические и биологические свойства которого способны оказать отрицательное или катастрофическое воздействие на людей, технику, сооружения, окружающую среду. 3.2.1. Обязанность автотранспортных организаций, перевозящих опасные грузы Водители и другие работники автотранспортных организаций, непосредственно занятые оформлением, подготовкой и обслуживанием перевозки опасных грузов, должны соблюдать требования Правил перевозки опасных грузов. Автотранспортная организация при перевозке опасных грузов обязана произвести дооборудование и оснащение транспортных средств в соответствии с требованиями Правил перевозки ОГ, а также организовать специальную подготовку или инструктаж обслуживающего персонала, занятого на работах с опасными грузами, и обеспечивать его средствами индивидуальной защиты. В случае возникновения аварии или инцидента в процессе перевозки первичная ликвидация их последствий до прибытия аварийной бригады и специальных служб осуществляется водителем и сопровождающим ответственным лицом в соответствии с требованиями специальной подготовки или инструктажа, проводимых грузоотправителем (грузополучателем). 74
Стр.74
При участии автотранспортного предприятия в перевозке опасных грузов в смешанном сообщении, необходимо учитывать требования инструкций и правил по перевозке опасных грузов данными видами транспорта, а при международной перевозке Международных соглашений. Ответственность автотранспортного предприятия за нарушение условий (невыполнение плана перевозок или разового заказа, просрочка в доставке груза, не сохранность груза и т.д.) перевозок опасных грузов определяется действующим законодательством Российской Федерации, Уставом автомобильного транспорта РФ и Правилами перевозки ОГ. Автотранспортный объект, грузоотправитель и грузополучатель при невыполнении условий договора по перевозке опасных грузов и нанесении ущерба народному хозяйству или окружающей среде в результате возникновения инцидента или аварии несут ответственность, определяемую степенью тяжести их вины. Величину и соответствующие размеры возмещения ущерба для грузоотправителя, грузополучателя и автотранспортного объекта определяет межведомственная комиссия, следственные органы или суд. Водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении иметь на данном транспортном средстве (при наличии прицепа - и на прицепе) регистрационные и отличительные знаки государства, в котором оно зарегистрировано. 3.2.2. Подготовка водителей, перевозящих опасные грузы Подготовка водителей, перевозящих опасные грузы, проводятся в соответствии с учебно-тематическими планами и программами, разработанными с учетом изменений редакции ДОПОГ 2015 года. Учебно-тематический план и программы курсов специальной подготовки водителей автотранспортных средств, осуществляющих дорожную перевозку опасных грузов, разработаны в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09 июля 2012 года № 202 и требованиям главы 8.2 приложения «В» к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (далее – ДОПОГ). 75
Стр.75
Программы курсов подготовки имеют целью ознакомить водителей с опасностями, связанными с перевозкой опасных грузов, и дать им основные знания, необходимые для уменьшения вероятности происшествия, а в случае такого происшествия – для принятия необходимых мер в целях безопасности водителей и окружающих и ограничения последствий происшествия. Учебный план и программы построены по принципу последовательного и дифференцированного обучения водителей в зависимости от класса опасного груза и специфики его перевозки. Программа подготовки предусматривает и включает: 1. Базовый курс подготовки – 24 ч. 2. Специализированный курс подготовки по перевозке в цистернах – 24 ч. 3. Специализированный курс подготовки по перевозке веществ и изделий класса 1 – 12 ч. 4. Специализированный курс подготовки по перевозке радиоактивных материалов класса 7 – 12 ч. 5. Курс переподготовки по всеобъемлющему курсу – 24 ч. 6. Другие программы, связанные с перевозками опасных грузов. Основополагающие знания водитель получает при прохождении «Базового курса» в объеме 24 учебных часов, включая контроль усвоения программы в виде комплексного экзамена и тестирования. Квалификационные требования к водителю автотранспортного средства, осуществляющему перевозку опасных грузов, предъявляются: А. Должен знать: – требования федерального и регионального законодательства в сфере транспортной и дорожной безопасности при перевозке опасных грузов, а также международных конвенций и соглашений; – классификацию опасных грузов; – основные виды опасности, которые могут возникнуть при перевозке опасных грузов, и последствия, которые могут возникнуть при авариях и катастрофах; – соблюдение мер личной и транспортной безопасности при перевозке опасных грузов; – минимальные стандарты воздействия на окружающую среду (атмосферу, гидросферу и литосферу) при утечке, розливе, пожаре, взрыве опасных грузов; 76
Стр.76
– общие требования к упаковке, таре, контейнерам, цистернам и другим емкостям, используемых для перевозки опасных грузов; – основные требования к транспортным средствам, перевозящих опасные грузы, дополнительному оборудованию, средствам пожаротушения; – требования к маркировочным надписям, знакам опасности и информационным табло и таблицам; – требования к оформлению документов, выдаваемых водителю, при перевозке опасных грузов, а также порядок их заполнения, сопровождения и отчетности; – способы перевозки опасных грузов в зависимости от их классификации и существующие ограничения (количественные и качественные); – особые меры безопасности и специальные требования при совместной перевозке опасных грузов и продуктов питания, предметов потребления и кормов для животных; – меры безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ опасных грузов; – требования к условиям, режиму движения и ограничения при движении транспортных средств, перевозящих опасные грузы; – государственный контроль и надзор за движением транспортных средств с опасными грузами. Права Государственной инспекции безопасности дорожного движения в сфере контроля за перевозками опасных грузов; – виды ответственности водителя за нарушение правил перевозки опасных грузов; – требования к подготовке водителей и экипировке транспортных средств, перевозящих опасные грузы; – особые меры безопасности при перевозке опасных грузов при следовании через населенные пункты и объекты дорожного хозяйства. Б. Должен уметь: – проверять и определять пригодность транспортного средства, оборудования, используемого для перевозки, погрузки и разгрузки грузов, к перевозке опасных грузов; – проверять транспортное средство на наличие транспортносопроводительных документов и соответствие их установленным требованиям и классификации груза; 77
Стр.77
– проверять правильность оформления товарно-транспортных документов на опасные грузы; – руководствоваться Инструкциями при перевозке опасных грузов; – правильно пользоваться дополнительным оборудованием, средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и средствами пожаротушения; – оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии или аварии при перевозке опасных грузов; – порядок вызова экстренных служб при дорожно-транспортном происшествии или аварии при перевозке опасных грузов. На основании распоряжения Министерства транспорта РФ от 11 февраля 2013 года № МС-7-Р территориальной экзаменационной комиссией проводится проверка и оценка необходимых знаний водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы. Территориальная экзаменационная комиссия по проверке и оценке необходимых знаний водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, создается с целью реализации положений главы 8.2 приложения В Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов, правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года № 272, приказа Министерства транспорта РФ от 9 июля 2012 года № 202 «Об утверждении Порядка выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и утверждения курсов такой подготовки». Территориальная комиссия формируется на базе Управления государственного автодорожного надзора по субъекту РФ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. С целью повышения объективности оценки уровня знаний претендентов к работе в комиссии привлекаются также независимые эксперты, отвечающие определенным требованиям, и наблюдатели из профильных общественных организаций. 3.2.3. Подготовка консультантов по вопросам перевозки опасных грузов Согласно требованиям ДОПОГ и приказа Министерства транспорта РФ от 09 июля 2012 года № 203 «Об утверждении порядка проведения экзамена и выдачи свидетельств о профессио78
Стр.78
нальной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» каждое предприятие, деятельность которого включает автомобильную перевозку опасных грузов, или связанные с ней операции по упаковке, погрузке или разгрузке, обязано назначить одного или нескольких консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов. Главная задача консультанта состоит в том, чтобы без ущерба для безопасности облегчить деятельность предприятия при обращении с опасными грузами. На консультанта по вопросам безопасности перевозки опасных грузов возлагается наблюдение за выполнением требований по перевозке опасных грузов, консультирование предприятия по этим вопросам, подготовка ежегодного отчета для администрации предприятия (в случае необходимости - для местных органов власти) по вопросам, связанным с перевозкой опасных грузов. Консультант по опасным грузам также составляет отчет, если во время перевозки или погрузочно-разгрузочных операций, выполняемых предприятием, произошла авария, причинившая ущерб людям, имуществу или окружающей среде. Кроме обязанностей, описанных выше, в обязанности консультанта с учетом вида деятельности предприятия могут также входить вопросы, связанные с соблюдением требований в отношении: – идентификации перевозимых опасных грузов; – транспортных средств с учетом характера перевозимых опасных грузов; – проверок оборудования, используемого для перевозки опасных грузов или погрузочно-разгрузочных операций; – подготовки работников предприятия и ведения учета такой подготовки; – применения срочных мер в случае происшествия при обращении с опасными грузами; – расследования обстоятельств происшествий или серьезных нарушений при обращении с опасными грузами, и принятия превентивных мер с целью избежания их повторения; – выбора и использования услуг других организаций; 79
Стр.79
– проверки наличия у работников, выполняющих перевозку, погрузку или разгрузку опасных грузов, правил выполнения операций и инструкций; – информирования работников о видах опасности, связанных с перевозкой, погрузкой и разгрузкой опасных грузов; – проверки наличия на транспортных средствах требуемых документов и оборудования и их соответствие установленным правилам, а также соблюдения требований, касающихся погрузочноразгрузочных операций; – плана обеспечения безопасности в случае обращения с грузами повышенной опасности. Функции консультанта могут быть возложены на любое лицо, в том числе не работающее непосредственно на данном предприятии, при условии, что это лицо способно их выполнять. Консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом должен иметь свидетельство о профессиональной подготовке, действительное для автомобильных перевозок, которое выдается компетентным органом после прохождения курса подготовки и сдачи экзамена. Кандидат в консультанты должен знать: – виды последствий, к которым может привести авария, связанная с опасными грузами, и главные причины аварий; – положения национального законодательства, международных конвенций и соглашений, в частности по следующим вопросам: – классификация опасных грузов (процедура классификации растворов и смесей, структура перечня веществ, классы опасных грузов и принципы их классификации, характер перевозимых опасных грузов, физические, химические и токсикологические свойства опасных грузов); – общие требования к упаковке, требования к цистернам и контейнерам-цистернам (типы, коды, маркировка, конструкция, первоначальные и периодические проверки и испытания); – маркировочные надписи и знаки опасности, информационные табло и таблички оранжевого цвета (нанесение маркировки и знаков опасности на упаковки, размещение и снятие информационных табло и табличек оранжевого цвета); – записи в транспортных документах (требуемые сведения); – способ отправки и ограничения на отправку (перевозка полной загрузкой, перевозка навалом/насыпью, перевозка в КСГМГ, 80
Стр.80
– Не отражено влияние на уязвимость ОТИ зданий и сооружений, находящихся в непосредственной близости от ОТИ. – Не указывается документация, по которой проводилось изучение инженерных сооружений и технических средств обеспечения транспортной безопасности, коммуникаций, электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, других систем жизнеобеспечения. – Нет описания функциональных особенностей элементов ОТИ (назначение зданий, сооружений, помещений зданий и сооружений, оборудования, а также технологических и технических характеристик, режимов работы и эксплуатации). – Не указываются режим работы и возможная численность пассажиров, персонала и посетителей на ОТИ в различное время суток. – Не определяются места наибольшего скопления пассажиров. – Не проводится описание характеристик транспортных средств, обслуживаемых ОТИ. – Отсутствуют фотоматериалы, позволяющие наглядно оценить проведенную оценку уязвимости. – Нет обоснования определения границ зоны транспортной безопасности (перевозочного сектора, технологического сектора) и критических элементов ОТИ. – Ошибки при оценке эффективности сил обеспечения транспортной безопасности, организационных мер по обеспечению транспортной безопасности, а также инженерно-технических систем по обеспечению требований транспортной безопасности на ОТИ. – Рекомендации субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ не соответствуют присвоенной ОТИ категории. – Не разрабатывается схема размещения на ОТИ рекомендованных технических систем и средств досмотра для дополнительного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ. Особое внимание: информация и сведения, собранные в процессе изучения системы принятых на ОТИ мер по защите от актов незаконного вмешательства, должны быть описаны специализированной организацией в Результатах проведенной оценки 150
Стр.150
уязвимости ОТИ, с ссылкой на изученную документацию, визуальное обследование ОТИ, систем жизнеобеспечения, проверки работоспособности и фактического состояния инженернотехнических систем и сил обеспечения транспортной безопасности и опроса персонала ОТИ. 4.5. Планирование мер по обеспечению транспортной безопасности 4.5.1. Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства Структура и состав плана обеспечения транспортной безопасности. Требования к оформлению плана. Порядок утверждения плана компетентными органами в области транспортной безопасности. Порядок внесения изменений (дополнений) в план. Разработка внутренних организационно-распорядительных документов. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти по предоставлению государственных услуг по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС. Сроки проведения оценки уязвимости ОТИ и (или) ТС, разработки и реализации планов обеспечения транспортной безопасности конкретного ОТИ и (или) ТС. Приказом Минтранса России от 11 февраля 2010 года № 34 утвержден порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее – Порядок) разработан в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона «О транспортной безопасности». План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (далее – План) разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (далее – компетентный орган). План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта 151
Стр.151
транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции. План оформляется в виде текстового документа с графическими план-схемами, являющимися составной и неотъемлемой его частью. В Плане отражаются сведения: 1) о полном наименовании юридического или физического лица, являющегося собственником объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, или использующего их на иных законных основаниях, юридическом и фактическом адресе, полном наименовании объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства; 2) о технических и технологических характеристиках объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (порядке функционирования, эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства); 3) о назначении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, лиц занимающих должность на объекте транспортной инфраструктуры и ответственных за обеспечение транспортной безопасности (далее – лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), лиц, занимающих должность на транспортном средстве и ответственных за обеспечение транспортной безопасности (далее – лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства), персонале, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности; 4) о границах части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства, проход в которую осуществляется через специально оборудованные места на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств (далее – зона транспортной безопасности); 5) о строениях, помещениях, конструктивных, технологических и технических элементах объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, акт незаконного вмешательства 152
Стр.152
в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению его функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций (далее – критические элементы объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства и их границ); 6) о порядке допуска физических лиц и транспортных средств в зону транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности (пропускной режим), о порядке передвижения физических лиц и транспортных средств в зоне транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности (внутриобъектовый режим); 7) о количестве и местах расположения специально оборудованных помещений, из которых осуществляется управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности (пост (пункт) управления обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве); 8) о местах размещения и составе конструкций объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, заборы, шлюзы и т.д.), предназначенных для воспрепятствования несанкционированному проникновению лица (группы лиц), пытающегося совершить акт незаконного вмешательства в зону транспортной безопасности, в том числе с использованием транспортного средства (далее – инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности); 9) о мероприятиях по обнаружению лиц, которым запрещено пребывание в зоне транспортной безопасности, обследованию людей, транспортных средств, груза, багажа, ручной клади и личных вещей в целях обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, которые запрещены для перемещения в зону транспортной безопасности в связи с возможностью их использования в целях совершения акта незаконного вмешательства (далее – досмотр); 10) о местах размещения и составе систем и средств сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации (далее – технические средства обеспечения транспортной безопасности); 153
Стр.153
11) о местах размещения и составе инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности и технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемых на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве в целях защиты от актов незаконного вмешательства (далее - инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности); 12) о порядке накопления, обработки и хранения данных со всех инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, а также их автоматической передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации; 13) о местах размещения и оснащенности, специально оборудованных мест на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств в зону транспортной безопасности (далее – контрольно-пропускные пункты); 14) о порядке выдачи документов, дающих основание для прохода (проезда) на объект транспортной инфраструктуры, в/на критический элемент объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства и их границ, а также идентификации личности по ним; 15) порядке прохода, проезда лиц, транспортных средств в зону транспортной безопасности, в/на критический элемент объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства через контрольно-пропускной пункт; 16) порядке организации открытой, закрытой связи, оповещения сил обеспечения транспортной безопасности, а также взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в субъекте, на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве, входящими в состав подразделений транспортной безопасности, а также персоналом, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности; 17) порядке действий при тревогах: «угроза захвата», «угроза взрыва»; 18) порядке доступа к сведениям, содержащимся в Плане; 154
Стр.154
19) порядке информирования компетентного органа и уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации о непосредственных и прямых угрозах совершения акта незаконного вмешательства; 20) порядке организации как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти учений и тренировок. План разрабатывается отдельно для каждого объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства. Для транспортных средств, используемых одним субъектом транспортной инфраструктуры, у которых идентичны конструктивные, технические и технологические элементы и категория, допускается разработка Плана для группы транспортных средств. План представляется в компетентный орган в трех экземплярах: первый и второй экземпляры на бумажном, третий на электронном носителе. Решение об утверждении Плана либо об отказе в его утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней. Решение оформляется в виде заключения и утверждается руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом). Первый экземпляр Плана, утвержденного руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом) и заверенного гербовой печатью, направляется (вручается) субъекту транспортной инфраструктуры, второй и третий экземпляры остаются в компетентном органе, из которых формируется документальная и электронная базы. Решение об отказе в утверждении Плана направляется (вручается) субъекту транспортной инфраструктуры в письменной форме с указанием причин отказа. Изменения (дополнения) вносятся в План и представляются в компетентный орган на утверждение в течение 30 дней с момента: – изменения оценки уязвимости; – изменения требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств. 155
Стр.155
Изменения (дополнения), вносимые в План, рассматриваются в соответствии с установленным порядком. Контрольные вопросы 1. Какие общие требования устанавливаются на каждом предприятии и в организации по обеспечению транспортной безопасности, составляющие стандарт предприятия? 2. Права и обязанности руководителей предприятий в области обеспечения транспортной безопасности. 3. Права и обязанности водителя транспортного средства в области обеспечения транспортной безопасности. 4. Порядок проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства. 5. Категорирование объектов ранспортной инфраструктуры и транспортных среджств. 156
Стр.156
5. СИЛЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Содержание: Силы обеспечения транспортной безопасности. Подразделения транспортной безопасности: порядок создания, аккредитации и функционирования. Положение (устав) подразделения транспортной безопасности Понятие «Силы обеспечения транспортной безопасности». Понятие «Подразделение транспортной безопасности». Порядок создания и аккредитации подразделений транспортной безопасности, требования к ним. Нормативно-правовое регулирование деятельности подразделений транспортной безопасности. Функции подразделений транспортной безопасности. Структура и содержание Положения (устава) подразделения транспортной безопасности. Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности. Перечень (номенклатура) должностей, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, разрабатываемый СТИ. Ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности. Порядок проверки сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу. Обработка персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу. 5.1. Основные задачи сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры Подразделения транспортной безопасности – осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и 157
Стр.157
(или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица (пункт 7.1 статьи 1 Федерального закона). Подразделения транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств первой и второй категорий от актов незаконного вмешательства, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, имеют право на приобретение, хранение и ношение специальных средств и служебного огнестрельного оружия (пункт 1 статьи 12.3 Федерального закона «О транспортной безопасности»). Работники подразделений транспортной безопасности обязаны ежегодно проходить медицинские осмотры, а также периодические проверки на годность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и служебного огнестрельного оружия. Указанные осмотры и проверки осуществляются в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации и МВД России (пункт 2 статьи 12.3 Федерального закона «О транспортной безопасности»). Основной целью деятельности сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (ТБ ОТИ) является организация и осуществление в пределах своей компетенции, мероприятий по обеспечению транспортной безопасности (ТБ), системы мер, направленных на защиту объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства (АНВ), безопасности жизни и здоровья пассажиров и посетителей, физических и представителей юридических лиц, выполняющих свои обязанности на территории зоны ТБ и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры (КЭ ОТИ), предотвращению АНВ в деятельность ОТИ, а также недопущения материального ущерба. Деятельность сил обеспечения транспортной безопасности (СО ТБ) осуществляется во взаимодействии с администрацией субъекта транспортной инфраструктуры, персоналом объекта транспортной инфраструктуры, правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также с силами обеспечения ТБ других ОТИ, с которыми имеется технологическое взаимодействие. 158
Стр.158
Для каждого ОТИ перечень задач, выполняемых силами обеспечения ТБ, разрабатывается с учетом специфики и особенностей объектов. Основные задачи сил обеспечения транспортной безопасности: – обеспечение охраны территории ОТИ с целью предупреждения, выявления, пресечения АНВ, а также иных противоправных действий, посягающих на общественный порядок и (или) общественную безопасность; – обеспечение безопасности объектов и сооружений, принятых под охрану; – обеспечение сохранности материальных ценностей, принятых под охрану; – осуществление пропускного режима на охраняемой территории; – контроль и регистрация транспортных средств, въезжающих и выезжающих с ОТИ; – обеспечение общественного порядка на охраняемой территории; – оказание содействия федеральным и местным органам исполнительной власти в расследовании происшествий, касающихся вопросов обеспечения ТБ; – предотвращение несанкционированного вноса (ввоза) на территорию оружия, взрывчатых веществ (ВВ) и других опасных грузов и веществ, запрещенных к перевозке; – осуществление правильной эксплуатации ИТСО и их технического обслуживания; – обеспечение выполнения всеми физическими и юридическими лицами требований установленного режима на территории ОТИ; – контроль в установленном порядке противопожарного состояния ОТИ, принятие первоочередных мер по ликвидации пожаров, последствий совершения АНВ, в том числе терактов, оповещение персонала и других лиц, находящихся на объекте в случае пожара, стихийного бедствия или возникновения аварии, оказание первой медицинской помощи пострадавшим, а также оказание помощи при эвакуации и спасении имущества. Сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с возложенными на них задачами, согласованными с уполномоченными 159
Стр.159
подразделениями Федеральной службы безопасности (ФСБ) и Министерства внутренних дел (МВД) и территориальным управлением Ространснадзора, должны осуществлять следующие функции: – обеспечивать защиту охраняемых объектов от противоправных посягательств; – осуществлять мероприятия по предупреждению нарушений пропускного и внутриобъектового режимов; – пресекать преступления и административные правонарушения на охраняемых объектах; – осуществлять поиск и задержание лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты; – участвовать в установленном порядке в осуществлении контроля за соблюдением противопожарного режима, тушении пожаров, а также в ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций (ЧС) на охраняемых объектах; – участвовать в проведении мероприятий по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; – оказывать в пределах своей компетенции содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач. 5.2. Положение о подразделении транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры Положение утверждается руководителем субъекта транспортной инфраструктуры и согласовывается с территориальным управлением МВД РФ. Положение разрабатывается на основании Требований по обеспечению транспортной безопасности (ТБ), учитывающих уровни безопасности различных категорий ОТИ и ТС автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (Приказ Министра транспорта от 8 февраля 2011 года № 42). Положение определяет организационно-штатную структуру, предназначение, цели и задачи, а также систему мер, осуществляемую подразделением ТБ в интересах реализации Плана обеспечения ТБ ОТИ по защите ОТИ от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения АНВ. 160
Стр.160