УДК 811.161.1’36
ББК 81.2 Рус.я73
Ф96
Рекомендовано к изданию
Редакционно-издательским советом РГГУ
Ф96
Фуфаева, Ирина Владимировна.
Метафора малого. Русские диминутивы / И. В. Фуфаева ; Российский
государственный гуманитарный университет. — 2-е изд., эл. — 1 файл pdf :
278 с. — Москва : Издательский центр РГГУ, 2022. — Систем. требования:
Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный.
ISBN
978-5-7281-3078-9
В книге рассказывается об экспрессивных диминутивах — образованиях, пронизывающих
русскую речь в прошлом и настоящем, разнообразии и развитии их
форм и значений, а также о единицах, утративших диминутивность и вошедших в
словарь на правах обычных слов.
Для специалистов в различных областях русистики и языкознания, аспирантов,
студентов и преподавателей.
УДК 811.161.1’36
ББК 81.2 Рус.я73
Электронное издание на основе печатного издания: Метафора малого. Русские диминутивы
/ И. В. Фуфаева ; Российский государственный гуманитарный университет. — Москва
: Издательский центр РГГУ, 2020. — 270 с. — ISBN 978-5-7281-2562-4. — Текст : непосредственный.
В
оформлении обложки использован ресурс Freepik
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими
средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя
возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-7281-3078-9
© Фуфаева И. В., 2020
© Российский государственный
гуманитарный университет, 2020
Стр.5
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
КГлава 1
ак образуются экспрессивные диминутивы . . . . . . . . . . 19
1. Понятие экспрессивного диминутива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2. Словообразовательная категория
Сэкспрессивного диминутива.
уффиксы и их продуктивность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
3. Структура значений диминутивных суффиксов . . . . . . . . 28
4. Каталоги суффиксов в литературе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
5. Классификация суффиксов,
выражающих диминутивную экспрессию . . . . . . . . . . . . . . . . 37
5.1. Группа I. Билетик, лимончик.
Суффиксы, способные выражать объективную
и экспрессивно окрашенную уменьшительность . . . . . . . . . . 39
5.2. Группа II. Речушка, лодчонка.
Суффиксы, способные выражать экспрессивно
окрашенную уменьшительность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
5.3. Группа III. Полюшко, Машенька.
Суффиксы, не выражающие уменьшительность . . . . . . . . . 45
5.4. Группа IV. Котёнок, змеёныш.
Суффиксы невзрослости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
6. Лимонец – лимончик.
Вторичная деривация и сращение суффиксов . . . . . . . . . . 51
5
Стр.6
7. Конкуренция диминутивных суффиксов . . . . . . . . . . . . . . . 59
7.1. Примеры конкуренции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
7.2. Результаты конкуренции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
8. Ограничение продуктивности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
8.1. Морфонологические ограничения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
8.2. Грамматические ограничения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
8.3. Семантические ограничители . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
9. Ударение и интонация
как смыслоразличительные характеристики . . . . . . . . . . . . 67
10. Образование
экспрессивных диминутивов: выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
СГлава 2
емантика экспрессивных диминутивов . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
1. Бинарная модель семантики
«экспрессивных диминутивов.
Ласкательные – презирательные» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
2. Критика бинарной модели.
Другие значения диминутивов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
3. Переадресация отношения:
от денотата к адресату высказывания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
4. Классификация значений
экспрессивных диминутивов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
4.1. Субъективное преуменьшение.
Интенсивные, риторические
и эвфемистические диминутивы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
4.1.1. Крошечка. Интенсивы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
4.1.2. Неделька. Риторические диминутивы . . . . . . . . . . . . 83
4.1.3. Морщинка. Эвфемизмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
4.2. Субъективное отношение:
от ласкательности до презрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
4.2.1. Мамочка и картошечка.
Ласкательность: нежность и удовольствие . . . . . . . . . 87
6
Стр.7
4.2.2. Типчик и машинёшка.
Пренебрежительность/уничижительность.
Презренные люди и плохонькие вещи . . . . . . . . . . . . . 89
4.2.3. Мальчонка и девчушка.
Промежуточные оттенки: жалость,
снисходительность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
4.2.4. Денежка. Смирение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
4.2.5. Шаловливые ручонки рынка.
Ирония от шутливости до сарказма . . . . . . . . . . . . . . . 94
5. Этикетная роль диминутивов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
5.1. Холопишко и золовченка.
Этикетные уничижительные диминутивы
XVI–XVII вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
5.2. За справочкой. Подобострастие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
5.3. Государыня моя сестрица.
Этикетные ласкательные обращения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
5.4. Стишки и отчётец. Этикет скромности . . . . . . . . . . . . . . . 112
5.5. Огурчиков килограммчик.
Вежливые диминутивы XX–XXI вв . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
5.6. Сигаретки не найдется?
«Смягчение речи» и снижение
категоричности просьбы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
5.7. Фильмец и видосик.
Свойскость, непринуждённость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
6. Развитие значений.
5.8. Гармоничненько.
Снижение пафоса и категоричности оценки . . . . . . . . . . . . 121
Уменьшительность –> экспрессия –> этикет . . . . . . . . . 125
6.1. Лингвисты о связи уменьшительности
и экспрессии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
6.2. Коннотации малого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
6.2.1. Малое –> детскость –> ласкательность . . . . . . . . . 134
6.2.2. Ласкательность –> вежливость . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
6.2.3. Детскость –> одобрительность . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
6.2.4. Детскость –> свойскость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
7
Стр.8
6.2.5. Уменьшительность –> уничижительность . . . . . . . 143
6.2.6. Уменьшительность –> пренебрежительность . . . . 146
7. Схемы развития значений и функций . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
8. Экспрессия диминутивов: выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
УГлава 3
э трата экспрессии
кспрессивных диминутивов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
1. Два способа утраты диминутивности . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
2. Снятие многозначности, грамматическое
выравнивание, адаптация заимствований
как преимущества диминутивов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
3. Классификация диминутивов,
утративших экспрессию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
3.1. Диминутив, конкурирующий с коррелятом . . . . . . . . . . . . . 166
3.2. Диминутив, вытеснивший коррелят . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
3.3. Промежуточные случаи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
4. Алгоритм отнесения слова к диминутивам,
утратившим экспрессию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
5. Изменение отношения
между диминутивом и коррелятом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
6. Типология утраченных экспрессивных значений . . . . . 178
7. Семантическая классификация диминутивов,
утративших экспрессию.
Семантика и коннотации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
7.1. Природа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
7.2. Человек (родство, статус, возраст, тело, быт) . . . . . . . . . . . . 188
7.3. Детство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
7.4. Малое . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
8. Новые деривационные типы (суффиксы) . . . . . . . . . . . . . 194
9. Сдвиги коннотаций архаизмов,
вытесненных диминутивами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
8
Стр.9
9.1. Сдвиг «нейтральное –> экспрессивное»:
лягуха, малец . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
9.2. Сдвиг «нейтральное –> формальное»:
сельдь, хорь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
9.3. Сдвиг «нейтральное –> возвышенное/ироническое»:
дева, пуп . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
9.4. Причина возникновения коннотаций
у вытесненного слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
10. Выводы исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
Приложение 1
и Диминутивные суффиксы: их продуктивность
позиции в конкуренции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
Приложение 2
и Диминутивные суффиксы: их вторичная деривация
производность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
Приложение 3
н Список пар «застывший экспрессивный диминутив –
Приложение 4
у Лексико-семантические группы диминутивов,
ейтральное существительное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
тративших экспрессию (группы пересекаются) . . . . . . . . . 266
9
Стр.10