Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Герменевтика древнерусской литературы = Germenevtika drevnerusskoi literatury (1200,00 руб.)

0   0
Первый авторТуфанова
ИздательствоДиректмедиа Паблишинг
Страниц485
ID798594
АннотацияКнига представляет собой собрание монографий и статей, посвященных русской истории, литературе, общественной мысли XI–XVIII вв., отражающих различные научные школы и направления. Книга адресована в первую очередь подготовленным читателям — ученым-медиевистам, преподавателям вузов, аспирантам и студентам-филологам, историкам, культурологам.
ISBN978-5-4475-9924-9
УДК821.161.1
ББК83.3(2Рос=Рус)4
Туфанова, О.А. Герменевтика древнерусской литературы = Germenevtika drevnerusskoi literatury / О.А. Туфанова .— : Директмедиа Паблишинг, 2019 .— 485 с. — ISBN 978-5-4475-9924-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/798594 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Герменевтика_древнерусской_литературы_=_Germenevtika_drevnerusskoi_literatury.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Герменевтика_древнерусской_литературы_=_Germenevtika_drevnerusskoi_literatury.pdf
УДК 821.161.1 ББК 83.3(2Рос=Рус)4 Г 37 Экспертный совет С. Н. Травников, И. Г. Добродомов, М. Ю. Люстров, В. М. Кириллин Рецензенты Н. В. Трофимова, д-р филол. наук, МПГУ Г 37 И. И. Калиганов, д-р филол. наук, Институт славяноведения РАН Утверждено к печати Ученым советом ИМЛИ РАН Герменевтика древнерусской литературы: Сборник 18 / Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького РАН; отв. ред. О. А. Туфанова. – Москва; Берлин: Директмедиа Паблишинг, 2019. – 484с. DOI: 10.23681/499704 ISBN 978-5-4475-9924-9 Книга представляет собой собрание монографий и статей, посвященных русской истории, литературе, общественной мысли XI–XVIII вв., отражающих различные научные школы и направления. Книга адресована в первую очередь подготовленным читателям – ученым-медиевистам, преподавателям вузов, аспирантам и студентам-филологам, историкам, культурологам. УДК 821.161.1 ББК 83.3(2Рос=Рус)4 ISBN 978-5-4475-9924-9 © Коллектив авторов, текст, 2019 © Издательство «Директмедиа Паблишинг», оформление, 2019 © ИМЛИ РАН, 2019
Стр.3
____________________________________________________________________________СОДЕРЖАНИЕ/CONTENT СОДЕРЖАНИЕ МОНОГРАФИИ Каплун М. В. Первые пьесы русского театра и эстетические взгляды пастора Иоганна Готфрида Грегори Введение........................................................................................................12 Глава I. Иоганн Готфрид Грегори ― автор первых пьес русского театра 1.1 Деятельность Иоганна Готфрида Грегори как пастора лютеранской кирхи Немецкой слободы в Москве.....................................................................16 1.2 Организация первого русского придворного театра царя Алексея Михайловича ....................................23 Глава II. Пьесы И. Г. Грегори как отражение западной модели театра и драматургии XVI–XVII вв. 2.1 Пьесы на библейские сюжеты как основа лютеранского школьного театра и драматургии.............31 2.2 Репертуар «английских комедиантов» и первые пьесы русского театра...........................................62 2.3 Польский театр XVI–XVII вв. и пьесы И. Г. Грегори: идейно-художественное своеобразие и барочная поэтика........................................................................................76 2.4 Представления о царской власти в первых пьесах русского придворного театра в контексте идей западного театра XVII в. ..............................................98 Глава III. Женские образы в пьесах И. Г. Грегори в контексте протестантской этики, барочной традиции и древнерусского мировоззрения Нового времени 3.1 Тема любви и красоты в первых пьесах русского театра: новый взгляд на положение женщины .................................................................................107
Стр.4
ГЕРМЕНЕВТИКА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. СБОРНИК 18 ____________________________________________________________________________ 3.2 Отражение представлений об «умной» и «деятельной» женщине в первых пьесах русского театра ....................................................................125 3.3 Женские образы первых пьес русского театра в контексте шекспировской традиции ...........................140 3.4 Женские персонажи-функции в «Артаксерксовом действе» И. Г. Грегори ...................156 Заключение .............................................................................................159 Список литературы ...............................................................................165 Демин А.С. Художественная семантика древнерусских литературных форм и средств (часть монографии) Глава 1. Новые материалы по поэтико-эстетическому источниковедению древнерусской литературы...........181 1. Скрытые изобразительные и выразительные мотивы у летописца в «Повести временных лет» ........181 2. Эстетика чувств в «Повести временных лет» ................193 3. Внутренние монологи литературных героев у некоторых древнерусских авторов ...............................200 4. Словесная эстетика переписчиков «Задонщины» ......203 5. Эстетика неожиданности в «Повести о Тимофее Владимирском» и повестях ХV в. ....................................218 6. «Ермолинская летопись»: детали в кратких сообщениях и настроение летописца ............................223 7. Социальное благополучие в «Чуде Георгия о змие» второй русской редакции ..................................225 8. Эстетика авторских «двустрочных» высказываний в «Мазуринском летописце» ............................................228 9. «Лишние слова» в «Житии Мартирия Зеленецкого» ........................................................................231 4
Стр.5
____________________________________________________________________________СОДЕРЖАНИЕ/CONTENT 10. Новые детали в простонародных повестях конца ХVII – начала ХVIII вв. ............................................234 Глава 2. Семантика циклов внутри произведений 1. Повторяющиеся мотивы и мирские интересы в цикле рассказов «Физиолóга» по списку ХV в. .........248 2. Искаженный мир в цикле снов царя Шахаиши по списку ХV в. .....................................................................257 3. «Повести о Николе Заразском» как трагический цикл .........................................................260 4. Библейский цикл стихов Мардария Хоныкова: элементы театральности ...................................................263 5. «Сказание о Молодце и Девице»: три упрямца ..........267 6. «Рафли»: беспокойство ......................................................270 Глава 3. Взаимодействие жанров в древнерусских литературных памятниках XII–XVII вв. .........................274 1. «Повесть временных лет»: недовольство читателями ...........................................................................274 2. «Новгородская первая летопись»: суровость ...............279 3. Произведения Родиона Кожуха: склонность к изобразительности .....................................280 4. «Сказание» Авраамия Палицына: философия горестей ...........................................................283 5. «Повесть о Горе-Злочастии»: жизненный пессимизм ......................................................285 Глава 4. Факторы выразительного повествования в древнерусских произведениях ......................................289 1. Летописи XII–XIII вв. ...........................................................289 Список литературы ...............................................................................299 5
Стр.6
ГЕРМЕНЕВТИКА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. СБОРНИК 18 ____________________________________________________________________________ СТАТЬИ Ранчин А.М. Предсказания волхвов в структуре Повести временных лет ...........................................307 Пауткин А.А. О риторико-дидактической природе покаянной речи Игоря Святославича в летописной статье 6693 г. ...................................325 Максимов В.И. Литературно-хронологические заметки к «Слову о погибели Русской земли» ................340 Первушин М.В. Черты «человечности» у писателей-иноков Древней Руси (XV в.) ..............................................355 Кириллин В.М. Похвальное слово празднику Покрова Пресвятой Богородицы неизвестного древнерусского оратора: текст, перевод и комментарии ........................................................370 Туфанова О.А. Предвидения протопопа Терентия в контексте сочинений современников о Смутном времени ................................................413 Менделеева Д.С. Частное, придворное и вечное в статейном списке о преставлении патриархе Иосифа ......439 Менделеева Д.С. Древнерусский «судебный цикл»: «Повесть о Петре царевиче Ордынском» и «Повесть о Ерше Ершовиче» ............................446 Бедина Н.Н. Эсхатологические смыслы в притчевом хронотопе «Повести о Горе-Злочастии» ...........452 Люстров М.Ю. «Храбрые» «Львы Севера» и «великолепный» царь Михаил Федорович в русской и скандинавской литературе XVII–XVIII вв. ......471 6
Стр.7
____________________________________________________________________________СОДЕРЖАНИЕ/CONTENT CONTENT MONOGRAPHY Marianna V. Kaplun The first plays of the Russian theatre and aesthetic views of Pastor Johann Gottfried Gregory Introduction ..................................................................................................12 Chapter I Johann Gottfried Gregory as an author of the first plays of the Russian theatre 1.1 Johann Gottfried Gregory’s work as a pastor of the Lutheran church of Moscow German Quarter .......................................................................................16 1.2 Organization of the first Russian court theatre of Tsar Aleksey Mikhailovich ..............................................................23 Chapter II J. G. Gregory’s plays as a reflection of the Western model of theater and drama of the 16th–17th centuries 2.1 Plays on biblical plots as the basis of Lutheran school theater and drama ........................................................31 2.2 Repertoire of “English comedians” and the first plays of the Russian theater ....................................................62 2.3 Polish theatre of the 16th–17th centuries and J. G. Gregory’s plays: ideological and artistic originality and baroque poetics .............................................76 2.4 Ideas of tsarist authority in the first plays of the Russian court theater in the context of ideas of the Western theater of the 17th century .............98 Chapter III Female images in J. G. Gregory’s plays in the context of Protestant ethics, Baroque tradition and old Russian worldview of Modern period 3.1 Theme of love and beauty in the first plays of the Russian theater: a new look at the women status ..............107 7
Стр.8
ГЕРМЕНЕВТИКА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. СБОРНИК 18 ____________________________________________________________________________ 3.2 Reflection of the ideas about ‘smart’ and ‘active’ woman in the first plays of the Russian theater ...............125 3.3 Female images of the first plays of the Russian theater in the context of Shakespearean tradition ...........149 3.4 Female characters-functions in the “Artaxerxes action” by J. G. Gregory ....................................................................156 Conclusion ................................................................................................159 Bibliography .............................................................................................165 Anatoly S. Demin Artistic semantics of the Old Russian Literary forms and figures of speech Chapter 1 New materials for poetic-aesthetic source study of Old Russian literature .......................................................181 1. Hidden visual and expressive motifs at the chronicler in “The Tale of Bygone Years” .............................................181 2. Aesthetics of feelings in the “The Tale of Bygone Years” ......................................................................................193 3. Internal monologues of literary heroes from some old Russian authors .....................................................................200 4. Verbal aesthetics of scribes in “Zadonshchina”.................203 5. Aesthetics of surprise in “The Tale of Timothy of Vladimir” and the stories of the 15th century ..............218 6. “Ermolinskaya chronicle”: details in brief messages and the mood of the chronicler ...........................................223 7. Social welfare in “George’s miracle and the Dragon” in the second Russian edition ..............................................225 8. Aesthetics of author’s ‘two-line’ statements in “Mazurinsk chronicler” ........................................................228 9. ‘Extra words’ in “The Life of Martiri Zelenetsky” ..........231 10. New details in common stories in the late 17th – early 18th centuries ...............................................................234 8
Стр.9
____________________________________________________________________________СОДЕРЖАНИЕ/CONTENT Chapter 2 The semantics of cycles within works 1. Recurring motives and worldly interests in the cycle of stories from “Physiologist” on the list of 15th century ......................................................248 2. Distorted world in the cycle of dreams of the king Shahnamehon in the list of the 15th century ......................257 3. “The Tales of Nikola Zarazsky”as a tragic cycle ..............260 4. Biblical cycle of poems by Mardaria Honykova: elements of theatricality .......................................................264 5. “The Tale of the Young Man and the Girl”: three stubborn ........................................................................267 6. “Rafli”: anxiety ......................................................................270 Chapter 3 The interaction of genres in old Russian literary texts of the 12th–17th centuries ...............................................274 1. “The Tale of Bygone Years”: dissatisfaction with readers ...........................................................................274 2. “Novgorod’s first chronicle”: severity .............................. 279 3. The Works of Rodion Kojuha: tendency to depiction .............................................................................280 4. “The story” of Abraham Palitsyn: philosophy of sorrows ...............................................................................283 5. “The Tale of Woe and Misfortune”: life pessimism ........................................................................285 Chapter 4 Factors of expressive narration in Old Russian works ............................................................289 1. The chronicles of the 12th–13th centuries ...............................289 Bibliography ..............................................................................................299 9
Стр.10
ГЕРМЕНЕВТИКА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. СБОРНИК 18 ____________________________________________________________________________ ARTICLES Andrey M. Ranchin The magicians’ predictions in the Tale of bygone years .................................................307 Alexey A. Pautkin On the rhetorical-didactic nature of Igor Svyatoslavich’s penitential speech in the chronicle entry for 6693 ....................................325 Vladimir I. Maximov Literary-chronological notes on “The tale of the Russian land’s bane” .............340 Mikhail V. Pervushin Attributes of “humanity” in the works of writers-monks of the Ancient Rus (15 century) ..........................................................355 Vladimir M. Kirillin Panegyric to the intercession of the most holy Mother of God by Anonymous Old Russian orator: text, translation and commentaries ....................................................370 Olga A. Tufanova Foresights of protopope Terence in the context of the contemporaries works on Times of Troubles ........................................413 Daria S. Mendeleeva Private, ceremonial and eternal in “The tale of the death of the Patriarch Joseph” ................................................................439 Daria S. Mendeleeva Old Russian “judicial cycle”: “The tale of Peter, Prince Ordynsky” and “The tale of Yersh Yershovich” ................446 Natalia N. Bedina Eschatological contents in the parabolic chronotope of “The tale of woe and misfortune” ........................................................452 Mikhail Yu. Ljustrov “Brave” “Lions of the North” and the “magnificent” tzar Mikhail Fedorovich in Russian and Scandivavian literature of the 17th–18th centuries ...................................471 10
Стр.11

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ