УДК 398
ББК 82.3(2)
М64
А. Н. Власов, доктор филологических наук, профессор,
заведующий Отделом русского фольклора ИРЛИ
(Пушкинский дом) РАН;
Рецензенты:
Ю. В. Китов, доктор философских наук, профессор.
М64
Миронов А. С.
320 Эпос русских : актуализация. — М. : Институт Наследия, 2020. —
Российского научно-исследовательского института культурного и природного
наследия имени Д. С. Лихачёва
c. — DOI 10.34685/HI.2019.73.29.010 — ISBN 978-5-86443-317-1
Издается по решению Ученого совета
На основе анализа русского былинного эпоса, исследования его аксиологической
системы и установления фундаментальной связи былин с христианской традицией
монография раскрывает рецепцию русского эпического фольклора в отечественной
культуре разных периодов, ее основные особенности и закономерности,
обозначает эффективные способы актуализации ценностей и смыслов национального
героического эпоса средствами современного профессионального искусства,
творческих индустрий и просветительских практик.
ISBN 978-5-86443-317-1
© А. С. Миронов, 2020
© Российский научно-исследовательский
институт культурного и природного
наследия имени Д. С. Лихачёва, 2020
Стр.3
Содержание
Введение ....................................................................... 7
1. Проблема актуализации русского эпоса ..................... 8
Общие соображения ....................................................................8
Эпос как источник творческого вдохновения и средство
воспроизводства цивилизационного типа личности ............... 11
Интерпретация былин: двести лет борьбы за смыслы ............. 18
2. Система ценностей русского
героического эпоса ................................................. 29
Общие соображения ..................................................................29
Сила ............................................................................................30
Любовь-жалость .........................................................................32
«Неупадчивость» ........................................................................33
Бодрствование, свобода ............................................................37
Смелость ....................................................................................39
Слава, молва ..............................................................................42
Честь ...........................................................................................43
Молитва .....................................................................................46
3. Рецепция ценностей и смыслов
русского героического эпоса.
Блокирующий эффект стереотипного восприятия ......51
Актуализация русского эпоса в XXI веке .................................. 51
Монументальное искусство. Скульптура ......................................58
Живопись и графика современных художников ...........................60
Кинематограф и анимация ............................................................. 61
Литературные пьесы, театральные (в том числе
литературно-музыкальные, музыкальные, кукольные)
постановки; театрализованные представления .............................63
Балет ................................................................................................67
Театрализованные представления и праздники
(в том числе цирковые, водные, ледовые шоу) ..............................67
Издательская деятельность — беллетристические
произведения: фэнтези, альтернативная история и др. ................68
Стр.4
4
Содержание
Компьютерные игры и видеоигры;
настольные игры; игрушки .............................................................70
Телевизионные проекты ................................................................. 71
Конкурсы эпического исполнительства ........................................72
Произведения популярной музыки, рок-оперы ............................72
Культурно-просветительская деятельность
и культурно-исторический туризм .................................................73
Квесты .............................................................................................82
Промежуточные итоги ...............................................................82
Базовый рецептивный стереотип: герой идеализирован,
закончен и не изменяется внутренне ........................................84
Коррекция рецептивного стереотипа: теоретическая
перспектива и история вопроса .....................................................95
Коррекция базового рецептивного стереотипа:
анализ былинных смыслов .............................................................98
Камское побоище .......................................................................... 99
Молодец и королевна, Дунай и Настасья .................................... 102
Михайло Потык.......................................................................... 105
Илья Муромец и Святогор; Илья Муромец и Сокольник ............. 111
Добрыня и Маринка, Добрыня и Змей ......................................... 117
Алеша Попович и Змей Тугарин, Добрыня,
Настасья и Алеша, Алеша Попович и сестра
Петровичей-Сбродовичей ........................................................... 121
Садко, Садко богатый гость, Корабль Садка
на море стал ............................................................................... 126
Василий Буслаев .......................................................................... 129
Коррекция рецептивных стереотипов:
теоретические выводы ............................................................. 133
Производные стереотипы при восприятии
русского эпоса и их блокирующее влияние
на актуализацию былинных смыслов ..................................... 134
Рецептивный стереотип: психология героев примитивна,
а их характеры слабо выражены (психологический разрыв
со слушателем) .............................................................................. 135
Современные проекты, созданные под влиянием
рецептивного стереотипа, предполагающего
психологический разрыв со слушателем ..................................... 148
Коррекция рецептивного стереотипа, предполагающего
психологический разрыв со слушателем ..................................... 149
Рецептивный стереотип: герой неподсуден
в нравственном плане (нравственный разрыв с аудиторией) ..... 152
Стр.5
Содержание
5
Современные проекты, созданные под влиянием
рецептивного стереотипа, предполагающего
нравственно совершенного эпического героя............................. 180
Коррекция рецептивного стереотипа,
предполагающего нравственно совершенного
эпического героя ........................................................................... 181
Рецептивный стереотип: художественный мир былины
нереалистичен, фантастичен ........................................................ 182
Современные проекты, созданные под влиянием
рецептивного стереотипа, предполагающего,
что художественный мир былины
нереалистичен и фантастичен ...................................................... 198
Коррекция рецептивного стереотипа, предполагающего,
что художественный мир былины
нереалистичен и фантастичен ......................................................200
Рецептивный стереотип: физический масштаб объектов
в былинном мире несоразмерен человеческому .........................206
Современные проекты, созданные под влиянием
рецептивного стереотипа, предполагающего,
что физический масштаб объектов в былинном мире
несоразмерен человеческому ....................................................... 211
Коррекция рецептивного стереотипа, предполагающего,
что физический масштаб объектов в былинном мире
несоразмерен человеческому ....................................................... 212
Святогор ..................................................................................... 212
Микула Селянинович ................................................................... 215
Илья Муромец ............................................................................. 216
Рецептивный стереотип: действие замкнуто
в эпическом прошлом, в вымышленном мире,
не связанном с реальной географией .......................................... 219
Коррекция рецептивного стереотипа, предполагающего
пространственно-темпоральный разрыв с аудиторией ..............220
4. Корректная модель рецепции
русского героического эпоса ....................................254
Теоретическая модель корректной рецепции ценностей
и смыслов русского героического эпоса .................................254
Эпический герой ...........................................................................254
Эпический мир .............................................................................256
Анализ успешных проектов по актуализации
ценностей и смыслов русского героического эпоса ...............258
Архитектура и монументальное искусство .................................259
Стр.6
6
Содержание
Реставрация Дмитровского собора во Владимире (1847 г.) ........ 259
Храм Христа Спасителя (К. А. Тон) ........................................... 260
«Тысячелетие России» (М. О. Микешин) .................................... 262
Изобразительное искусство.........................................................265
«Богатыри» (В. М. Васнецов) ...................................................... 265
Литература ....................................................................................269
«Отголосок русских песен» (Ф. Л. Челаковский) ......................... 269
«Илья Муромец. Сказка Руси богатырской» (В. И. Даль) ........... 271
Музыка ......................................................................................... 276
Увертюра «Былина» (В. С. Калинников) ..................................... 276
«Фантазия на темы И. Рябинина для фортепиано
с оркестром» (А. С. Аренский) ..................................................... 282
Заключение.
От модели корректной рецепции былинных смыслов —
к проекту концепции по актуализации
русского героического эпоса ................................................... 286
Приложение.
Концепция по актуализации
русского героического эпоса ................................................... 287
Список использованных источников ............................304
Стр.7