Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Современный русский литературный язык. Морфология (220,00 руб.)

0   0
АвторыРуднева Ольга Викторовна, Сафонова Наталья Николаевна, Бреусова Елена Ивановна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц96
ID789953
АннотацияВ учебно-методическом пособии представлены основные практические и теоретические материалы по изучению структурно-функциональных особенностей именных частей речи как предмета изучения морфологии, входящего в содержание дисциплины «Современный русский литературный язык». Пособие предназначено для подготовки студентов к практическим занятиям и самостоятельной работе, содержит основные понятия по теме, упражнения по формированию языковой компетенции, вопросы для самоконтроля, контрольные и справочные материалы.
Современный русский литературный язык. Морфология : учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки, профиль Русский язык и литература, квалификация бакалавр. Часть I / О. В. Руднева, Н. Н. Сафонова, Е. И. Бреусова .— Сургут : РИО СурГПУ, 2021 .— 96 с. — URL: https://rucont.ru/efd/789953 (дата обращения: 30.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Современный_русский_литературный_язык._Морфология.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Современный_русский_литературный_язык._Морфология.pdf
Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» Филологический факультет Кафедра филологического образования и журналистики О.В. Руднева, Н.Н. Сафонова, Е.И. Бреусова СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК. Морфология Часть I Учебно-методическое пособие Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки / профиль Русский язык и литература УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ БАКАЛАВРИАТ Сургут 2021
Стр.1
УДК 811.161.1’366(075.8) ББК 81.411.2 -21я73-9 Р 83 Печатается по рекомендации отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса СурГПУ Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры филологического образования и журналистики 14 ноября 2019 года, протокол № 2 Рецензенты: д.ф.н., профессор кафедры филологического образования и журналистики Сургутского государственного педагогического университета Сироткина Т. А. Р 83 Руднева О. В. Современный русский литературный язык. Морфология. Часть I : учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки, профиль Русский язык и литература, квалификация бакалавр / О. В. Руднева, Н. Н. Сафонова, Е. И. Бреусова ; Департамент образования и молодёжной политики ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021. – 95, [1] с. – Текст: непосредственный. В учебно-методическом пособии представлены основные практические и теоретические материалы по изучению структурно-функциональных особенностей именных частей речи как предмета изучения морфологии, входящего в содержание дисциплины «Современный русский литературный язык». Пособие предназначено для подготовки студентов к практическим занятиям и самостоятельной работе, содержит основные понятия по теме, упражнения по формированию языковой компетенции, вопросы для самоконтроля, контрольные и справочные материалы. Материалы пособия могут быть использованы также преподавателями для осуществления контроля самостоятельной работы студентов очного и заочного отделения направления подготовки «Педагогическое образование» (направленности «Русский язык и литература», «Начальное образование»). УДК 811.161.1’366(075.8) ББК 81.411.2 -21я73-9 © Руднева О.В., Сафонова Н.Н., Бреусова Е.И., 2021 © Сургутский государственный педагогический университет, 2021
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ........................................................................................................... 4 ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................... 9 Раздел 1. МОРФОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ .............................. 10 Учебный элемент 1.1. МОРФОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ ....... 10 Вопросы для самоконтроля ........................................................................................ 10 Практические задания ................................................................................................ 14 Учебный элемент 1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧАСТЕЙ РЕЧИ .......................... 17 Вопросы для самоконтроля ........................................................................................ 17 Практические задания ................................................................................................ 19 Контрольная работа к разделу 1 ............................................................................. 26 Раздел 2. ИМЕННЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ .................................................................... 28 Учебный элемент 2.1. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ........................................ 28 Вопросы для самоконтроля ........................................................................................ 32 Практические задания ................................................................................................ 33 Задания для самостоятельной работы ................................................................. 47 Учебный элемент 2.2. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ............................................. 49 Вопросы для самоконтроля ........................................................................................ 51 Практические задания ................................................................................................ 52 Задания для самостоятельной работы ................................................................ 58 Учебный элемент 2.3. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ ................................................. 60 Вопросы для самоконтроля ........................................................................................ 61 Практические задания ................................................................................................ 62 Задания для самостоятельной работы ................................................................. 65 Учебный элемент 2.4. МЕСТОИМЕНИЕ ............................................................. 67 Вопросы для самоконтроля ........................................................................................ 69 Практические задания ................................................................................................ 70 Задания для самостоятельной работы ................................................................. 75 Контрольные работы к разделу 2 ............................................................................ 77 ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДОКЛАДОВ по разделу «Именные части речи» ....... 81 ВОПРОСЫ ДЛЯ МИНИ-ЗАЧЕТА по разделу «Именные части речи» .......... 82 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................................... 83 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ........................................................................................................ 85 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ........................................................................................................ 88 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ........................................................................................................ 90 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ........................................................................................................ 91 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ......................................................................................................... 95 3
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Морфология современного русского литературного языка является одним из основных, структурообразующих разделов дисциплины «Современный русский литературный язык», необходимой для профессиональной подготовки студентов направления 44.03.05 Педагогическое образование (направленность «Русский язык и литература»). Для освоения данной дисциплины используются знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения таких дисциплин, как «Русский язык и культура речи», «Введение в языкознание». Изучение дисциплины является необходимым фундаментом для изучения «Общего языкознания» и прохождения педагогической практики по русскому языку. Курс «Современный русский литературный язык» занимает особое место в профессиональной подготовке студентов – будущих учителей русского языка и литературы, поскольку данный предмет является одним из базовых в школьной программе. Пособие позволяет создать условия для формирования профессиональных умений студентов, овладение ими предметными и метапредметными результатами. Студенты смогут овладеть знаниями классификационных признаков частей речи, навыками морфологического разбора всех частей речи современного русского языка, умением определять часть речи, различать омонимичные формы слов, относящиеся к разным частям речи, и использовать грамматически правильные формы слов. Данные предметные результаты могут быть сформированы при овладении определенными интеллектуальными, ориентировочными, оперативными компетенциями. Пособие представляет собой комплект учебно-методических материалов и включает в себя учебно-тематический план курса, методическое сопровождение разделов, формы и виды контроля самостоятельной работы студентов. Цель: научить студентов осуществлять анализ языковых единиц с позиций современной лингвистической науки. Задачи: 1. Формировать умение описывать морфологическую систему современного русского языка. 2. Формировать умение вычленять и анализировать именные части речи в системно-структурных и функциональных отношениях. Актуальность пособия определяется возрастающими требованиями, предъявляемыми к будущему педагогу, владеющему нормами русского литературного языка, системными знаниями в области грамматики русского языка, умеющему правильно интерпретировать современные языковые факты действительности. В результате изучения дисциплины студенты должны: знать: - основные понятия грамматики русского языка; - основные дискуссионные вопросы по вопросам классификации частей речи; - классификационные признаки частей речи и свойственные им грамматические категории; - нормы употребления частей речи; 4
Стр.4
уметь: - вычленять языковые единицы и относить их к определенным морфологическим классам в соответствии с классификацией частей речи; - выполнять морфологический анализ именных частей речи; - правильно употреблять слова в тех или иных грамматических формах; владеть: - способом определения морфологического класса языковых единиц; - методикой разбора языковых единиц морфологического уровня; - приемами научного анализа и учебными действиями с языковыми единицами, применяемыми в обучении русскому языку школьников; иметь опыт: - классификации языковых единиц морфологического уровня; - анализа языковых единиц морфологического уровня; - использования языковых единиц в соответствии с грамматическими нормами современного русского литературного языка. В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (направленность «Русский язык и литература») процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - способен научить использовать языковые единицы различных уровней для осуществления эффективной устной и письменной коммуникации на русском языке (ПК-1). Для формирования данной компетенции используются различные формы контактной (лекционные и практические) и самостоятельной работы. Для освоения основных теоретических понятий в составе пособия имеется глоссарий, содержащий определения специальных терминов. Таблица 1 Компетенции Соотнесение компетенций и учебных результатов Учебный результат Способен научить использовать языковые единицы различных уровней для осуществления эффективной устной и письменной коммуникации на русском языке (ПК-1) Знание основных понятий грамматики, классификационных признаков частей речи и свойственных им грамматических категорий, норм употребления частей речи Умение выполнять морфологический анализ Учебные элементы Морфология как раздел грамматики Классификация частей речи Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол как часть речи Причастие Деепричастие Наречие и слова категории состояния Союз Предлог Частица Междометие 5
Стр.5
Умение правильно употреблять слова в различных грамматических формах Владение методикой разбора языковых единиц морфологического уровня Опыт анализа языковых единиц морфологического уровня, использования языковых единиц в соответствии с грамматическими нормами современного русского литературного языка. Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Таблица 2 Название модуля Раздел 1. Морфология как раздел грамматики Раздел 1. Именные части речи «Морфология современного русского языка» Цель модуля Структура и содержание раздела Задачи модуля Формирование умений характеризовать языковые явления с использованием опорных понятий грамматики, определять части речи Формирование умений образовывать различные формы именных частей речи, анализировать их в системноструктурных и функциональных отношениях и правильно употреблять в речи 1. Научиться давать характеристику языковым фактам на основе знания понятий грамматики. 2. Научиться определять части речи по классификационным признакам. 1. Развивать умение анализировать имя существительное и правильно употреблять имена существительные в различных грамматических формах. 2. Развивать умение анализировать имя прилагательное и правильно употреблять имена прилагательные в различных грамматических формах. 3. Развивать умение анализировать имя числительное и правильно употреблять имена числительные в различных грамматических формах. 4. Развивать умение анализировать местоимение и правильно употреблять местоимения в различных грамматических формах. 6 элементы модуля Учебные У.Э.1. Основные понятия грамматики У.Э.2. Классификация частей речи У.Э.1. Имя существительное У.Э.2. Имя прилагательное У.Э.3. Имя числительное У.Э.4. Местоимение
Стр.6
Методические материалы, определяющие формы и процедуры оценивания Основной формой организации учебного процесса студентов является контактная работа в виде лекционных и практических занятий. В случаях обучения студента на других формах и по другим графикам обучения он выполняет задания самостоятельно. Основными формами текущего контроля успеваемости являются: устный ответ на вопросы, выполнение письменных заданий на практических занятиях, устные ответы, составление кластеров и схем. Рубежный контроль – выполнение контрольных заданий после изучения каждого раздела. Работа студента оценивается по 10-балльной системе. Итоговая аттестация по курсу осуществляется в форме итогового тестового контроля по дисциплине с целью проверки уровня усвоения учебного материала по всем темам и традиционного диктанта с грамматическим заданием для проверки уровня сформированности у студентов речевых навыков, базирующихся на знании норм и правил русского языка, у студентов. Последняя форма контроля рекомендуется в качестве части итогового контроля или допуска к нему. При подготовке издания использовались современные учебники и учебные пособия, рекомендованные для студентов данного направления подготовки. Отличие настоящего издания состоит в том, что оно учитывает требования ФГОС к самостоятельной работе студентов и формы контроля, которые используются в Сургутском государственном педагогическом университете. Методические рекомендации для преподавателя Дисциплина «Морфология современного русского литературного языка» изучается в 6 семестре и направлена на изучение морфологических единиц (частей речи, грамматических категорий и форм). Обязательным является системное рассмотрение всех изучаемых понятий, каждая часть речи должна рассматриваться в структурно-семантическом, нормативно-стилистическом и функциональном аспектах. На лекционных занятиях следует остановиться на сложных, дискуссионных вопросах определения частей речи и их грамматических показателей и на тех темах, которые ранее не были известны студентам (например, модальные слова, категория состояния, классы глаголов и т.п.), так как значительная часть материала известна со школы, однако представлена не в том объеме, который соответствует вузовской подготовке будущего учителя. Большое внимание следует уделить алгоритмам определения признаков частей речи для омонимичных форм. Целесообразно использовать формы работы, способствующие систематизации ранее изученного материала (кластеры, схемы, таблицы), развитию логического и творческого мышления (например, написание лингвистических эссе, составление портфолио части речи или дискуссий в микрогруппах, выполнение 7
Стр.7
индивидуальных или коллективных проектов). Приветствуется учет принципов вариативности и индивидуализации при осуществлении текущего и рубежного контроля, для этого представлены разные варианты заданий (средней и повышенной сложности, репродуктивные и творческие). Методические рекомендации для студентов Для освоения дисциплины «Морфология современного русского литературного языка» студенту необходимо изучить теоретический материал, представленный в каждом разделе, выполнить практические задания и тесты, а также вариативные самостоятельные задания. В результате контактной и самостоятельной работы студенты овладевают умением анализировать языковые единицы морфологии и употреблять их в речи. Студентам необходимо овладеть терминологическим аппаратом каждой темы, для этого предлагается глоссарий. Для более глубокого изучения теоретических проблем следует использовать рекомендуемую литературу и Интернет-ресурсы. Рекомендуется выполнять все задания к практическим занятиям, а также задания для самостоятельной работы, это способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, а на его основе приступить к овладению новых знаний и навыков. При возникновении затруднений студент может обратиться к рекомендованной литературе, на практическом занятии предложить пример для обсуждения или прийти на консультацию к преподавателю. Для получения итоговой оценки недостаточно полностью выполнить задания одного раздела, следует изучить весь материал. 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ