Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 605912)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Подготовка к олимпиадам по русскому языку: исторический аспект (312,00 руб.)

0   0
АвторыНенашева Л. В., Самородова Н. В., Арханг. обл. ин-т открытого образования
ИздательствоИзд-во АО ИОО
Страниц209
ID789802
АннотацияУчебно-методическое пособие предназначено для подготовки обучающихся к Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку (школьному, муниципальному, региональному, заключительному этапам). Основной акцент в пособии делается на исторический аспект изучения языка. В первой части пособия анализируются итоги проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников в Архангельской области, комментируются типичные недочёты в олимпиадных работах. Вторая часть содержит теоретический и практический материал по истории языка, значительно расширяющий сведения школьного курса и позволяющий целенаправленно подготовиться к выполнению заданий олимпиады, связанных с анализом фактов современного русского языка с точки зрения их истории.
Кому рекомендованоИздание предназначено для педагогов, занимающихся подготовкой школьников к олимпиадам по русскому языку, для учащихся 8–11-х классов – потенциальных участников олимпиады, а также всех, кто интересуется вопросами русистики и истории языка.
УДК372.881.161.1
ББК74.268.1Рус
Подготовка к олимпиадам по русскому языку: исторический аспект : учеб.-метод. пособие / Л.В. Ненашева, Н.В. Самородова; Арханг. обл. ин-т открытого образования .— Архангельск : Изд-во АО ИОО, 2020 .— 209 с. — (Поддержка талантливых детей и молодежи) .— Авт.-сост. указаны на обороте тит. л. — URL: https://rucont.ru/efd/789802 (дата обращения: 07.02.2023)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Подготовка_к_олимпиадам_по_русскому_языку_исторический_аспект.pdf
УДК ББК 372.881.161.1 74.268.1Рус Печатается по решению редакционно-издательского совета АО ИОО Ав т о р ы - с о с т а в и т е л и : д-р филологических наук, профессор кафедры русского языка и речевой культуры Высшей школы социально-гуманитарных наук и межкультурной коммуникации ФГАОУ ВО САФУ Л. В. Ненашева; канд. филол. наук, доцент кафедры теории и методики предмета АО ИОО Н. В. Самородова Р е ц е н з е н т ы : д-р филол. наук; профессор кафедры русского языка и речевой культуры Высшей школы социально-гуманитарных наук и межкультурной коммуникации ФГАОУ ВО САФУ А.В. Петров; канд. филол. наук; доцент, проректор по науке и инновационному развитию АО ИОО Т.Ю. Артюгина Подготовка к олимпиадам по русскому языку: исторический аспект: П 64 учебно-методическое пособие / Л.В. Ненашева, Н.В. Самородова. – Архангельск: изд-во АО ИОО, 2020. – 206 с. Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки обучающихся к Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку (школьному, муниципальному, региональному, заключительному этапам). Основной акцент в пособии делается на исторический аспект изучения языка. В первой части пособия анализируются итоги проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников в Архангельской области, комментируются типичные недочѐты в олимпиадных работах. Вторая часть содержит теоретический и практический материал по истории языка, значительно расширяющий сведения школьного курса и позволяющий целенаправленно подготовиться к выполнению заданий олимпиады, связанных с анализом фактов современного русского языка с точки зрения их истории. Издание предназначено для педагогов, занимающихся подготовкой школьников к олимпиадам по русскому языку, для учащихся 8–11-х классов – потенциальных участников олимпиады, а также всех, кто интересуется вопросами русистики и истории языка. УДК ББК 372.881.161.1 74.268.1Рус © Министерство образования и науки Архангельской области, 2020 © АО ИОО, 2020 2
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Введение .................................................................................................................. Анализ проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2016–2018 гг. ..................................................... 6 9 Историческая терминология. Периодизация русского языка ................................ 36 Практические задания ............................................................................................... 37 Графика, орфография древнерусского языка .......................................................... 38 Практические задания ............................................................................................... 45 Олимпиадные задания по разделу «Графика. Орфография» ................................. 46 Фонетика...................................................................................................................... 50 Строение слога ............................................................................................................ 50 Система гласных фонем древнерусского языка ...................................................... 50 1. Гласные в начале слова .......................................................................................... 52 Практические задания ............................................................................................... 53 2. Происхождение гласных звуков русского языка ................................................ 53 Практические задания ............................................................................................... 54 3. Чередования гласных звуков ................................................................................. 55 Практические задания ............................................................................................... 57 4. История дифтонгов и дифтонгических сочетаний .............................................. 57 5. Восточнославянское полногласие в сопоставлении со старославянским неполногласием ...................................................................................................... 60 Практические задания ............................................................................................... 62 Согласные фонемы древнерусского языка .............................................................. 63 1. Чередования согласных звуков ............................................................................. 64 1.1. Палатализации заднеязычных согласных [g], [k], [ch] (г, к, х) ................... 64 1.2. Сочетания согласных звуков с [j] .................................................................. 65 Практические задания ............................................................................................... 67 Переход [‘э] в [‘о] ....................................................................................................... 68 Практические задания ............................................................................................... 70 Олимпиадные задания по разделу «Фонетика» ...................................................... 71 Морфология ................................................................................................................ 83 История имени существительного ............................................................................ 83 1. Взаимовлияние типов склонения в древнерусском языке ................................. 84 2. Разнослоняемые существительные ....................................................................... 85 3. Взаимовлияние склонений с основой на *ō и *ŭ ................................................. 86 4. Влияние одних типов склонения на другие в родительном падеже множественного числа ........................................................................................... 87 5. Падежные окончания дательного, творительного и предложного падежей в древнерусском языке .......................................................................................... 88 6. История окончаний именительного падежа множественного числа ................ 88 3
Стр.4
7. Взаимовлияние типов склонения в именительном падеже множественного числа ........................................................................................... 89 8. Утрата звательной формы и двойственного числа ............................................. 91 9. Развитие категории одушевленности ................................................................... 91 Практические задания ............................................................................................... 92 История местоимений 1. История личных местоимений .............................................................................. 96 2. История неличных местоимений .......................................................................... 98 Практические задания ............................................................................................... 99 История имѐн прилагательных ................................................................................. 101 Практические задания ............................................................................................... 103 История глагола .......................................................................................................... 103 1. Формы настоящего времени .................................................................................. 104 2. Формы будущего времени ..................................................................................... 105 3. Формы прошедшего времени ................................................................................ 106 4. Ирреальное наклонение ......................................................................................... 108 5. Инфинитив .............................................................................................................. 109 6. Становление категории вида ................................................................................. 109 Практические задания ............................................................................................... 110 История причастий 1. Причастия действительного залога настоящего времени .................................. 111 2. Причастия действительного залога прошедшего времени ................................ 112 3. Причастия страдательного залога настоящего времени ..................................... 113 4. Причастия страдательного залога прошедшего времени ................................... 113 Олимпиадные задания по разделу «Морфология» ................................................. 113 Ответы на практические и олимпиадные задания .................................................. 123 Список литературы ................................................................................................ 159 ПРИЛОЖЕНИЯ ...................................................................................................... 162 1. Алфавит ................................................................................................................... 162 2. Реформы графики русского языка ........................................................................ 164 3. Корни слов, в которых писалась буква 166 4. Формы слов, в которых писалась буква ........................................................... 170 5. Происхождение гласных звуков ........................................................................... 171 6. Исторические чередования звуков ....................................................................... 172 7. Сочетания гласных звуков с плавными согласными в славянских языках ...... 173 8. Изменение дифтонгов в словах ............................................................................. 174 9. Изменение дифтонгических сочетаний в словах ................................................ 174 10. Сочетания согласных с [j] .................................................................................... 175 11. Палатализации ...................................................................................................... 176 12. Происхождение гласных и согласных звуков ................................................... 177 13. Фонетические изменения звука [‘э] в [‘о] .......................................................... 179 14. Отсутствие изменений [‘э] в [‘о] ......................................................................... 180 4
Стр.5
15. Фонетические черты в словах современного русского языка ......................... 181 16. Грамматические черты в словах древнерусского и современного русского языка ...................................................................................................... 182 17. Типы склонения имѐн существительных ........................................................... 183 18. Формирование типов современного склонения русского языка ..................... 184 19. История окончаний именительного падежа множественного числа .............. 186 20. История развития грамматической категории одушевленности ..................... 188 21. История изменения древнерусской системы склонения имен существительных ................................................................................................. 189 22. Разряды местоимений .......................................................................................... 190 23. Сводная таблица глагольных форм .................................................................... 192 24. История глагольных форм изъявительного наклонения .................................. 193 25. Сводная таблица спряжения глагола ........................................................ 194 26. Синтаксис простого предложения в древнерусском языке .............................. 195 27. Оборот «Дательный самостоятельный» ............................................................. 196 28. Сложносочиненное предложение в древнерусском языке ............................... 197 29. Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и изъяснительными в древнерусском языке ..................................................... 198 30. Сложноподчиненное предложение с придаточными времени в древнерусском языке ........................................................................................ 199 31. Сложноподчиненное предложение с придаточными причины в древнерусском языке ........................................................................................ 200 32. Сложноподчиненное предложение с придаточными цели в древнерусском языке ........................................................................................ 201 33. Сложноподчиненное предложение с придаточными условными в древнерусском языке ........................................................................................ 203 34. Сложноподчиненное предложение с придаточными следствия в древнерусском языке ........................................................................................ 204 35. Сложноподчиненное предложение с придаточными степени качества в древнерусском языке ........................................................................................ 205 5
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически