(октябрь - декабрь)
DOI: 10.15507/Inted.077.018.201404
№ 4 (77)
2014
Научный журнал
Учредители:
Правительство республики Мордовия
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный
университет им. Н. П. Огарёва»
издается с января 1996 года
Выходит 1 раз в квартал
Адрес редакции:
430005, россия, республика
Мордовия, г. Саранск,
ул. Большевистская, 68
телефон, факс: +7 (834-2) 48-14-24
Подписной индекс в каталоге
агентств «роспечать» и «МК-Периодика» 46316
Редакционная коллегия
С. В. Полутин – заместитель главного редактора,
д. соц. н., профессор (Саранск, Россия)
С. М. Вдовин – главный редактор, к. э. н.
(Саранск, Россия)
С. В. Гордина – ответственный секретарь,
к. п. н. (Саранск, Россия)
С. к. Бондырева – д. псх. н., профессор, академик Рао
(Москва, Россия)
г. а. Балыхин – д. э. н., профессор (Москва, Россия)
и. Р. гафуров – д. э. н., профессор (казань, Россия)
Б. а. Жигалев – д. п. н., профессор
(нижний новгород, Россия)
н. В. Бычков – Министр образования
Республики Мордовия (Саранск, Россия)
В. В. кадакин – к. п. н., доцент
(Саранск, Россия)
н. П. Макаркин – д. э. н., профессор (Саранск, Россия)
Т. В. Машарова – д. п. н., профессор (киров, Россия)
г. В. Мерзлякова – д. и. н., профессор
(ижевск, Россия)
л. П. кураков – д. э. н., профессор, действительный
член Рао (Чебоксары, Россия)
В. В. конаков – к. т. н., доцент
(Саранск, Россия)
и. а. носков – д. п. н., профессор (Самара, Россия)
Чаба Фёлдыш – профессор Университета Эрфурта
(Эрфурт, германия)
е. В. Чупрунов – д. физ.-мат. н., профессор
(нижний новгород, Россия)
Scholarly journal
Founders:
Government of the Republic of Mordovia
Federal state-financed academic institution of higher
education “Ogarev Mordovia State University”
Published since January 1996
Goes out trimestral
Editors office address:
68, Bolshevistskaya Str.,
430005, Saransk,
Republic of Mordovia, Russia
Telephone, fax: +7 (834-2) 48-14-24
Subscription index in catalogue
of agencies “Rospechat” and “MK-Periodiсa” 46316
e-mail: inted@mail.ru, inted@adm.mrsu.ru
http://edumag.mrsu.ru
Editorial Board
S. M. Vdovin – Editor in chief, Kandidat Nauk degree holder
(Phd) in economics (Saransk, russia)
S. V. Polutin – Deputy editor in chief, doctor of sociological
sciences, professor (Saransk, russia)
S. V. Gordina – Executive editor, Kandidat Nauk degree
holder (Phd) in pedagogics (Saransk, russia)
G. a. Balykhin – doctor of economics, professor (Moscow, russia)
S. K. Bondyreva – doctor of psychology, professor, academician
raE (Moscow, russia)
i. r. Gafurov – doctor of economics, professor (Kazan, russia)
B. a. Zhigalev – doctor of pedagogics, professor
(Nizhny Novgorod, russia)
N. V. Bychkov – Minister of Education of the republic
of Mordovia (Saransk, russia)
V. V. Kadakin – Kandidat Nauk degree (Phd) in pedagogics,
research assistant professor (Saransk, russia)
N. P. Makarkin – doctor of economics, professor (Saransk, russia)
t. V. Masharova – doctor of pedagogics, professor (Kirov, russia)
G. V. Merzlyakova – doctor of historical sciences, professor
(izhevsk, russia)
l. P. Kurakov – doctor of economics, professor,
full-fledged member of raE (Cheboksary, russia)
i. a. Noskov – doctor of pedagogics, professor (Samara, russia)
Csaba Földes – Professor University of Erfurt
(Erfurt, Germany)
E. V. Chuprunov – doctor of physical and mathematical
sciences, professor (Nizhny Novgorod, russia)
индексируется в российском индексе научного цитирования (риНЦ) и международной базе цитирования
Index Copernicus, является членом комитета по этике научных публикаций и Cross Ref
и международный справочник научных изданий Ulrichsweb Global Serials Directory;
опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук,
Журнал входит в Перечень российских рецензируемых
научных журналов, в которых должны быть
© «интеграция образования», 2014
V. V. Konakov – Kandidat Nauk degree (Phd) in engineering,
research assistant professor (Saransk, russia)
Стр.1
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. 2014, № 4
Содержание
Модернизация образования
н. Ю. Посталюк. интеграционные процессы
в российской системе профессионального образования ...................................................... 6
о. и. аверина, н. а. Горбунова, и. Ф. Меркулова. Экономическое
образование для устойчивого развития: проблемы и перспективы ................................... 11
Ф. а. айзятов, Ю. В. Бурова. Противодействие идеологии
терроризма в рамках системы образования в современной России ................................. 17
Международный опыт интеграции образования
Ю. н. Сушкова. европейские исследования: современное состояние, проблемы и перспективы ............. 25
С. н. Широбоков, о. а. Федорова. Развитие культурнообразовательного
туризма в контексте международного сотрудничества ......................... 31
е. В. Мочалов, В. П. Фурманова. Этика как механизм
гармонизации отношений в межкультурной коммуникации .............................................. 37
о. В. Федотова. духовно-нравственные ориентиры массовой
информации в ракурсе интеграции зарубежных и российских теорий СМи .................. 44
интеграция образования и воспитпния
Т. В. Кашко. Психолого-педагогические аспекты влияния ситуации успеха на формирование
мотивации к обучению курсантов вузов МЧС России в процессе интерактивного обучения ....... 49
С. В. Сергеева, о. а. Воскрекасенко. Разработка и реализация интегрированной
программы воспитательной работы мастеров производственного обучения
и кураторов на основе системно-функционального подхода ............................................ 54
М. Ю. Грыжанкова. духовно-нравственные ценности христианства
как основание традиционных культурно-образовательных и воспитательных форм ....... 60
В. В. Бобров. «Педагогические интуиции» В. В. Зеньковского,
их роль в становлении и развитии личности .................................................................... 65
и. а. Зеткина. Воспитательный потенциал тематической смены в детском лагере ............. 70
Философия образования
Т. а. Явкина. Философия техники как междисциплинарная
область в гуманитарном исследовании технического знания ............................................ 76
н. Л. Васильев. XV Международная Бахтинская конференция
(Стокгольм, 23−27 июля 2014 г.) ....................................................................................... 81
ж. а. Петрова. Репрезентативный аспект отражения в процессе обучения ......................... 87
академическая интеграция
е. М. Приходько. динамика формирования профессионально важных
качеств будущих юристов в системе высшего профессионального образования ............. 91
Л. В. Масленникова, о. а. арюкова, Ю. Г. родиошкина, С. Э. Майкова.
лекция в системе современного инженерного образования .............................................. 98
В. В. анцыперов, н. Л. Горячева, В. В. Трифонов. Совершенствование балансовых
упражнений в парно-групповой акробатике с помощью технических устройств .......... 103
В. и. жидкин, и. Ф. Маркинов, М. а. Якунчев.
Экологический аспект в преподавании биологии в школе и вузе .................................. 110
информатизация образования
а. М. асташов, Л. М. ошкина. Роль информационных технологий
проектирования в реформировании инженерно-строительного образования .................. 116
В. М. Сидоркина, н. С. Полутина. Трансформация ценности
образования в виртуальном обществе .............................................................................. 124
и. и. Фелалеева. Понятие модели в структуре информационного знания ......................... 129
Филологическое образование
о. а. Богатова, е. н. Гусева. Социальные установки
российских студентов на неформальное изучение английского языка
(на примере Мордовского государственного университета им. н. П. огарева) ............ 133
е. н. Мухина. Сравнительно-сопоставительный анализ при изучении
влияния интонации и частиц на порядок слов в предложении в эрзянском
и финском языках в процессе обучения. Теоретическо-практический аспект ............... 141
2
Стр.2
IntegratIon of educatIon. 2014, no. 4
Contents
Modernization of Education
N. Yu. Postalуuk. integration Processes in russia’s Higher Education System .......................... 6
O. I. Averina, N. A. Gorbunova, I. F. Merkulova. Economic
Education for Sustainable development: Problems and Perspectivers .................................. 11
F. A. Ayzyatov, Yu. V. Burova. Counteraction to terroristic
ideology through Educational System of Modern russia .................................................... 17
International Experience in the Integration of Education
Yu. N. Sushkova. European Studies: Modern Situation, Problems and Perspectives ................................... 25
S. N. Shirobokov, O. A. Fedorova. international Cooperation:
development of Cultural and Educational tourism .............................................................. 31
E. V. Mochalov, V. P. Furmanova. Ethics as a tool
for Harmonisation of relations in Cross-Cultural Communication ...................................... 37
O. V. Fedotova. Spiritual and Moral landmarks of Mass-Media information
from the Perspective of integration of Foreign and russian Media theories ..................... 44
Integration of Education and Upbringing
T. V. Kashko. Psychological and Pedagogical aspects of the Success
Situation impact on the development of learning Motivation
during interactive learning of Cadets in russia’s Emercom Universities ........................................... 49
S. V. Sergeeva, O. A. Voskrekasenko. development and implementation
of Educational Work integrated Programme for Masters of Vocational
training and Mentors on the Basis of a Systemic Functional approach ............................. 54
M. Yu Gryzhankova. Spiritual and Moral Values of Christianity
as the Basis of traditional Cultural and Educational Forms ............................................... 60
V. V. Bobrov. V. V. Zenkovsky’s “Pedagogical intuitions”
and their role in Evolvement of Personality ...................................................................... 65
I. A. Zetkina. Educational Potential of a theme Session in a Summer Camp .......................... 70
Philosophy of Education
T. A. Yavkina. Philosophy of technology as an interdisciplinary
area in a Humanitarian Study of the technical Knowledge ................................................ 76
N. L. Vasilyev. the XVth
(Stockholm, July 23–27, 2014) ............................................................................................. 81
international Bakhtin Conference
Zh. A. Petrova. the representational aspect of reflection during the Process of Education ................. 87
Academic Integration
E. M. Prikhodko. the dynamics of development of Professionally
important Qualities of Future lawyers in the System of Higher Education ........................ 91
L. V. Maslennikova, O. A. Aryukova, Yu. G. Rodiоshkina, S. E. Maikovа.
lecture in the System of Modern Engineering Education .................................................... 98
V. V. Antsyperov, N. L. Goryacheva, V. V. Trifonov. improvement
of Balance Exercises in Pair-Group acrobatics by technical devices ............................... 103
V. I. Zhydkin, I. F. Markinov, M. A. Yakunchev.
Ecological aspect in teaching Biology in School and University ..................................... 110
Informatisation of Education
а. М. Astashov, L. M. Oshkina. the role of information
technology design in the reform of Civil Engineering Education .................................... 116
V. M. Sidorkina, N. S. Polutina. transformation
of the Value of Education in the Virtual Society ............................................................... 124
I. I. Felaleeva. the term Model in the Structure of informational Knowledge ...................... 129
Philological Education
O. A. Bogatova, E. N. Guseva. Social attitudes of the russian
Students towards informal learning of the English language
(Based on ogarev Mordovia State University Survey) ....................................................... 133
E. N. Mukhina. Comparative and Contrastive analysis in Studying
the influence of intonation and Particles on the Word order
in the Erzya and Finnish languages. theoretical and Practical aspect ............................. 141
3
Стр.3
экспертного совета по рецензированию статей
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. 2014, № 4
Список
1. андронов Владимир Петрович, профессор кафедры психологии ФгБоУ ВПо «МгУ им. н. П. огарева»,
д.псх.н., профессор (Саранск, Россия);
2. арсентьев Виктор Михайлович, профессор кафедры истории России ФгБоУ ВПо «МгУ им. н. П. огарева»,
д.и.н., профессор (Саранск, Россия);
3. Беломоева ольга Герольдовна, заведующий кафедрой традиционной мордовской культуры и современного
искусства ФгБоУ ВПо «МгУ им. н. П. огарева», доктор культурологии, профессор (Саранск, Россия);
4. Воронина наталья ивановна, заведующий кафедрой культурологии, этнокультуры и театрального искусства
ФгБоУ ВПо «МгУ им. н. П. огарева», д.филос.н., профессор (Саранск, Россия);
5. дружилов Сергей александрович, ведущий научный сотрудник ФгБУ «научно-исследовательский институт
комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний Сибирского отделения Российской академии медицинских
наук» (нии кПгПЗ Со РаМн), к.псх.н., доцент (новокузнецк, Россия);
6. елисеева Юлия александровна, заведующий кафедрой библиотечно-информационных ресурсов ФгБоУ
гических исследований Тюменского государственного университета, д.п.н., академик Рао, профессор (Тюмень, Россия);
8. Кирилова Галия ильдусовна, заведующий лабораторией информатизации профессионального образования
ВПо «МгУ им. н. П. огарева», д.филос.н., профессор (Саранск, Россия);
7. Загвязинский Владимир ильич, заведующий академической кафедрой методологии и теории социально-педагоФгнУ
Рао «институт педагогики и психологии профессионального образования», д.п.н., профессор (казань, Россия);
9. Коржуев андрей Вячеславович, профессор кафедры медицинской и биологической физики гБоУ ВПо «Первый
Московский государственный медицинский университет им. и. М. Сеченова», д.п.н., профессор (Москва, Россия);
10. Мешков николай иванович, профессор кафедры педагогики ФгБоУ ВПо «МгУ им. н. П. огарева», д.псх.н.,
мационных процессов и технологий (МаиПТ), ведущий научный сотрудник института философии и права Сибирского
отделения Ран, д.ф.н., профессор (новосибирск, Россия);
12. наумкин николай иванович, заведующий кафедрой основ конструирования механизмов и машин ФгБоУ
д.э.н., профессор (Саранск, Россия);
14. нуриев наиль Кашапович, заведующий кафедрой информатики и прикладной математики ФгБоУ ВПо
профессор (Саранск, Россия);
11. наливайко нина Васильевна, профессор ЮнеСко, член-корреспондент Международной академии инфорВПо
«МгУ им. н. П. огарева», д.п.н., профессор (Саранск, Россия);
13. неретина евгения алексеевна, заведующий кафедрой маркетинга ФгБоУ ВПо «МгУ им. н. П. огарева»,
«казанский национальный исследовательский технологический университет», д.п.н., профессор (казань, Россия);
15. остапенко андрей александрович, профессор кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего
образования ФгБоУ ВПо «кубанский государственный университет», доктор педагогических наук (краснодар, Россия);
16. Писачкин Владимир александрович, заведующий кафедрой методологии науки и прикладной социологии
ФгБоУ ВПо «МгУ им. н. П. огарева», д.соц.н., профессор (Саранск, Россия);
17. Пушкарева елена александровна, профессор кафедры философии ФгБоУ ВПо «новосибирский государственный
педагогический университет», д.филос.н., доцент (новосибирск, Россия);
18. ракитов анатолий ильич, заслуженный деятель науки РФ, главный редактор журнала «Проблемы информатизации»,
действительный член общественной организации «академия естественных наук», вице-президент гуманитарного
отделения общественной организации «Международная академия информатизации», член Международной ассоциации
системного менеджмента, создатель и научный руководитель центра информатизации, социально-технологических
исследований и науковедческого анализа (иСТина), д.филос.н., профессор (Москва, Россия);
19. Сазонова Зоя Сергеевна, профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического
университета (Мади), д.п.н., профессор (Москва, Россия);
20. Саранцев Геннадий иванович, заведующий кафедрой методики преподавания математики ФгБоУ ВПо
«МгПи им. М. е. евсевьева», д.п.н., профессор (Саранск, Россия);
21. Сушкова Юлия николаевна, декан юридического факультета ФгБоУ ВПо «МгУ им. н. П. огарева», д.и.н.,
доцент (Саранск, Россия);
22. Сычев андрей анатольевич, профессор кафедры философии ФгБоУ ВПо «МгУ им. н. П. огарева», д.филос.н.,
профессор (Саранск, Россия);
23. Танасейчук андрей Борисович, профессор кафедры русской и зарубежной литературы ФгБоУ ВПо
«МгУ им. н. П. огарева», д.филол.н., профессор (Саранск, Россия);
24. Фурманова Валентина Павловна, профессор кафедры немецкой филологии ФгБоУ ВПо
«МгУ им. н. П. огарева», д.п.н., профессор (Саранск, Россия);
25. Цветков Виктор Яковлевич, советник ректората, профессор кафедры автоматизированной обработки
аэрокосмической информации ФгБоУ ВПо «Московский государственный технический университет радиотехники,
электроники и автоматики», д.т.н., профессор (Москва, Россия);
26. Чванова Марина Сергеевна, проректор по инновациям ФгБоУ ВПо «Тамбовский государственный университет
им. г. Р. державина», д.п.н., профессор (Тамбов, Россия);
27. Челышева ирина Викториновна, заведующий кафедрой социокультурного развития личности ФгБоУ
ВПо «Таганрогский государственный педагогический институт им. а. П. Чехова», к.п.н., доцент (Таганрог, Россия);
28. Шаршов игорь алексеевич, профессор кафедры общей педагогики и образовательных технологий ФгБоУ
ВПо «Тамбовский государственный университет им. г. Р. державина», д.п.н., профессор (Тамбов, Россия);
29. Шигуров Виктор Васильевич, заведующий кафедрой русского языка ФгБоУ ВПо «МгУ им. н. П. огарева»,
д.филол.н., профессор (Саранск, Россия).
4
Стр.4
IntegratIon of educatIon. 2014, no. 4
Members
of Expert Board for Papers Peer Review
1. Andronov Vladimir Petrovich, professor, Chair of Psychology, ogarev Mordovia State University, doctor of
psychological science (Saransk, russia);
2. Arsentyev Viktor Mikhailovich, professor, Chair of russian history, ogarev Mordovia State University, doctor of
historical sciences (Saransk, russia);
3. Belomoyeva Olga Geroldovna, professor, head, Chair of traditional Mordovian culture and modern art, ogarev
Mordovia State University, doctor of cultural studies (Saransk, Mordovia);
4. Voronina Natalia Ivanovna, professor, head, Chair of Cultural studies, ethnoculture and dramatic art, ogarev Mordovia
State University, doctor of philosophical sciences (Saransk, russia);
5. Druzhilov Sergey Aleksandrovich, seniour researcher, research institute for Complex Problems of Hygiene and
University, doctor of Philosophical sciences, professor (Saransk, russia);
7. Zagvyazinsky Vladimir Ilyich, professor, head, Chair of methodology and theory of socio-pedagogical research, tyumen State
occupational diseases under Siberian division of russian academy of medical sciences, Kandidat nauk degree holder in
psychological sciences, research assistant professor (Novokuznetsk, russia);
6. Eliseeva Yulia Aleksandrovna, professor, head, Chair of library and information resources, ogarev Mordovia State
University, doctor of pedagogical sciences, academician, russia academy of Education, doctor of Pedagogical sciences (tyumen, russia);
8. Kirilova Galia Ildusovna, professor, head, laboratory of informatisation of professional education, institute of
pedagogics and psychology of further education under russian academy of Education doctor of pedagogical sciences
(Kazan, russia);
9. Korzhuev Andrey Vyacheslavovich, professor, Chair of medical and biological physics, i. M. Sechenov First Moscow
State Medical University, doctor of pedagogical sciences (Moscow, russia);
10. Meshkov Nikolai Petrovich, professor, Chair of pedagogics, ogarev Mordovia State University, doctor of
psychological sciences (Saransk, russia);
11. Nalivaiko Nina Vasilyevna, professor, UNESCo, corresponding fellow, international academy of information
processes and technologies, seniour researcher, institute of Philosophy and law under Siberian division of russian academy
of Sciences, doctor of philosophical sciences (Novosibirsk, russia);
12. Naumkin Nikolai Ivanovich, professor, head, Chair of fundamentals of mechanisms and machines design,
ogarev Mordovia State University, doctor of pedagogical sciences (Saransk, russia);
13. Neretina Evgenia Alekseyevna, professor, head, Chair of marketing, doctor of economical sciences (Saransk, russia);
14. Nuriev Nail’ Kashapovich, professor, head, Chair of computer science and applied mathematics, Kazan technological
university, doctor of pedagogical sciences (Kazan, russia);
15. Ostapenko Andrei Aleksandrovich, professor, Chair of social work, psychology and pedagogics of higher education,
Kuban State University, doctor of pedagogical sciences (Krasnodar, russia);
16. Pisachkin Vladimir Aleksandrovich, professor, head, Chair of methodology and applied sociology, ogarev Mordovia
State University, doctor of sociological sciences (Saransk, russia);
17. Pushkareva Elena Aleksandrovna, professor, Chair of Philosophy, Novosibirsk State Pedagogical University, doctor
of philosophical sciences, research assistant professor (Novosibirsk, russia);
18. Rakitov Anatoly Ilyich, professor, Honorary scientist of russia, editor in chief, journal "issues of informatisation",
full-fledged member of academy of natural sciences, Vice-president of humanities division under international informatisation
academy, member of international association of system management. Founder and head of the Centre for informatisation,
socio-technological research and scientific analysis, doctor of philosophical sciences (Moscow, russia);
19. Sazonova Zoya Sergeevna, professor, Moscow State automobile and road technical university, doctor of pedagogical
sciences (Moscow, russia);
20. Sarantsev Gennady Ivanovich, professor, Chair of teaching methodology for mathematics, M. E. Evsevyev Mordovia
State Pedagogical university, doctor of pedagogical sciences (Saransk, russia);
21. Sushkova Yulia Nikolaevna, dean, Faculty of law, ogarev Mordovia State University, doctor of historical sciences,
research assistant professor (Saransk, russia);
22. Sychev Andrei Anatolyevich, professor, Chair of philosophy, ogarev Mordovia State University, doctor of
philosophical sciences (Saransk, russia);
23. Tanaseichuk Andrei Borisovich, professor, Chair of russian and world literature, ogarev Mordovia State University,
doctor of philological sciences (Saransk, russia);
24. Furmanova Valentina Pavlovna, professor, Chair of German philology, ogarev Mordovia State University, doctor
of pedagogical sciences (Saransk, russia)
25. Tsvetkov Viktor Yakovlevich, professor, rectorate’s advisor, Chair of automated processing of aerospace information,
Moscow State technical University of radio engineering, electrical engineering and automatics, doctor of technical
sciences (Moscow, russia);
26. Chvanova Marina Sergeyevna, Vice-rector for innovations, G. P. derzhavin tambov State University, doctor of
pedagogical sciences (tambov, russia);
27. Chelysheva Irina Viktorinovna, head, Chair of socio-cultural development of personality, a. P. Chekhov taganrog
State Pedagogical institute, Kandidat nauk degree holder in pedagogical sciences, research assistant professor (taganrog, russia);
28. Sharshov Igor Alekseevich, professor, Chair of general pedagogics and educational technologies, G. P. derzhavin
tambov State Pedagogical University, doctor of pedagogical sciences (Тambov, russia);
29. Shigurov Viktor Vasilyevich, professor, head, Chair of russian language, ogarev Mordovia State University, doctor
of philological sciences (Saransk, russia).
5
Стр.5