Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Психолингвистика (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторБелянин В. П.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц415
ID776891
АннотацияВ учебнике представлены основные проблемы психолингвистики. Освещаются общие вопросы теории речевой деятельности, частные приложения этой дисциплины и приводятся конкретные примеры из отечественной и современной зарубежной научной литературы.
Кому рекомендовано Книга рассчитана на студентов старших курсов психологических и гуманитарных факультетов, в программы которых входит или может входить психолингвистика. Вместе с тем учебник написан для всех, кого интересуют проблемы языка и сознания, языковой личности, речевого воздействия и манипуляции.
ISBN978-5-9765-0743-2
УДК81'23(075.8)
ББК81-5я73
Белянин, В.П. Психолингвистика : учебник / В.П. Белянин .— 5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2021 .— 415 с. — ISBN 978-5-9765-0743-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/776891 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Психолингвистика.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Психолингвистика.pdf
В.П. Белянин ПСИХОЛИНГВИСТИКА Учебник 5-е издание, стереотипное Рекомендовано Редакционно-издательским Советом Российской академии образования к использованию в качестве учебника Москва Издательство «ФЛИНТА» 2021
Стр.1
УДК 81'23(075.8) ББК 81-5 Б44 З а м. г л а в н о г о р е д а к т о р а д-р псих. н., проф., акад. РАО С.К. Бондырева Ч л е н ы р е д а к ц и о н н о й к о л л е г и и: Г л а в н ы й р е д а к т о р д-р псих. н., проф., акад. РАО Д.И. Фельдштейн д-р псих. н., проф., акад. РАО Ш.А. Амонашвили; д-р пед. н., член-корр. РАО В.А. Болотов; д-р псих. н., проф., акад. РАО А.А. Деркач; д-р псих. н., проф., акад. РАО А.И. Донцов; д-р псих. н., проф., акад. РАО И.В. Дубровина; д-р псих. н., проф. В.П. Зинченко; д-р филол. н., проф., акад. РАО В.Г. Костомаров; д-р пед. н., проф., акад. РАО Н.Н. Малофеев; д-р физ.-мат. н., проф., акад. РАО В.Л. Матросов; д-р пед. н., проф., акад. РАО Н.Д. Никандров; д-р псих. н., проф., акад. РАО В.В. Рубцов; д-р пед. н., проф., акад. РАО М.В. Рыжаков; д-р ист. н., проф. Э.В. Сайко Р е ц е н з е н т: д-р филол. наук В.Д. Бондалетов Б44 Белянин В.П. В.П. Белянин. — 5-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2021. — 415 с. ISBN 978-5-9765-0743-2 В учебнике представлены основные проблемы психолингвистики. Психолингвистика [Электронный ресурс] : учебник / Освещаются общие вопросы теории речевой деятельности, частные приложения этой дисциплины и приводятся конкретные примеры из отечественной и современной зарубежной научной литературы. Книга рассчитана на студентов старших курсов психологических и гуманитарных факультетов, в программы которых входит или может входить психолингвистика. Вместе с тем учебник написан для всех, кого интересуют проблемы языка и сознания, языковой личности, речевого воздействия и манипуляции. УДК 81'23(075.8) ББК 81-5 ISBN 978-5-9765-0743-2 © Белянин В.П., 2016 © Издательство «ФЛИНТА», 2016
Стр.2
Оглавление Тема 1. Психолингвистика как наука о речевой деятельности ..................... 7 1.1. Объект и предмет психолингвистики (7) 1.2. Определения психолингвистики (8) 1.3. Предпосылки появления психолингвистики (13) 1.4. Междисциплинарность психолингвистики (15) 1.5. Разделы психолингвистики (22) 1.6. Язык — речь — речевая деятельность (27) Тема 2. Из истории психолингвистики ...............................................................31 2.1. Язык — это деятельность человеческого духа (31) 2.2. Язык отражает культуру народа (32) 2.3. Язык включает в себя психический компонент (33) 2.4. Язык — это условие мысли (35) 2.5. Язык ограничивает познание мира (37) 2.6. Язык есть условие общения (37) 2.7. Язык регулирует деятельность человека (38) 2.8. Московская психолингвистическая школа (41) 2.9. Петербургское направление в психолингвистике (42) 2.10. Современное состояние психолингвистики (44) 2.11. Организационные формы психолингвистики (45) Тема 3. Онтогенез речи ............................................................................................49 3.1. Язык животных в природе (49) 3.2. «Говорящие» животные (50) 3.3. Дикие дети (55) 3.4. Критический период для освоения речи (59) 3.5. Освоение речи ребенком (60) 3.6. Доречевой этап (60) 3.7. Освоение звуковой формы (63) 3.8. Связь формы со смыслом (66) 3.9. Активный рост запаса слов (68) 3.10. Овладение морфологией (70) 3.11. Ошибки в речи детей (72) 3.12. Детское словотворчество (75) 3.13. Овладение синтаксисом (79) 3.14. Овладение значением слова (82) 3.15. Детские словечки (85) 3.16. Родительский язык (88) 3.17. Теории формирования языкового сознания в онтогенезе (91) Тема 4. Производство речи ......................................................................................98 4.1. Речевые ошибки (98) 4.2. Трудовая теория происхождения речи (105) 4.3. Модели производства речи (106) 4.4. Языковая личность (120) Тема 5. Восприятие речи ........................................................................................123 5.1. Неосознаваемость восприятия речи (123) 5.2. Уровневость восприятия речи (123) 5.3. Осмысленность восприятия речи (124) 3
Стр.3
5.4. Восприятие букв и слов (127) 5.5. Восприятие предложений (142) 5.6. Соотнесение речи с действительностью (145) 5.7. Механизм эквивалентных замен (149) 5.8. Механизм апперцепции (151) 5.9. Механизм вероятного прогнозирования (151) 5.10. Понимание речи (154) 5.11. Значение и смысл (158) 5.12. Модели восприятия речи (158) Тема 6. Текст как объект психолингвистики ..................................................162 6.1. Слово — высказывание — текст (162) 6.2. Виды текста (165) 6.3. Включённость текста в неречевую деятельность (169) 6.4. Производство текста (170) 6.5. Затекст — текст — подтекст (172) 6.6. Гипертекст (171) 6.7. Восприятие текста (174) 6.8. Пересказ текста (175) 6.9. Пошаговость восприятия (180) 6.10. Многозначность текста (181) 6.11. Свойства текста (187) 6.12. Ошибки в тексте (191) 6.13. Дискурс (193) 6.14. Нарратив (196) Тема 7. Эксперимент в психолингвистике .......................................................200 7.1. Роль эксперимента в психолингвистике (200) 7.2. Ассоциативный эксперимент (204) 7.3. Метод семантического дифференциала (213) 7.4. Методика дополнения (221) 7.5. Методика заканчивания предложения (224) 7.6. Методы косвенного исследования семантики (224) 7.7. Градуальное шкалирование (225) 7.8. Методика определения грамматической правильности (227) 7.9. Опросник (227) 7.10. Методика прямого толкования слова (228) 7.11. Классификация (229) Тема 8. Этнопсихолингвистика ...........................................................................233 8.1. Язык и культура (233) 8.2. Гипотеза лингвистической относительности (233) 8.3. Национально-культурная специфика слова (235) 8.4. Лакуны (237) 8.5. Речевое поведение (240) 8.6. Билингвизм (241) 8.7. Ошибки при использовании иностранного языка (243) 8.8. Говорящие с языковым наследием (248) 8.9. Речь иностранца (250) 8.10. Культурный шок (253) 8.11. Аккультурация (253) 8.12. Лингвистический шок (255) 8.13. Языковая аксиология (257) 8.14. Межкультурные контакты (258) Тема 9. Патопсихолингвистика ............................................................................261 9.1. Речь в состоянии эмоциональной напряженности (261) 9.2. Речь в измененном состоянии сознания (265) 9.3. Речь при акцентуациях и психопатиях (265) 9.4. Речь при отдельных заболеваниях (275) 9.5. Физиологические центры речи (276) 9.6. Нарушения речи (277) 9.7. Дефекты речи (281) 9.8. Язык глухонемых (283) 4
Стр.4
Тема 10. Судебная психолингвистика .................................................................287 10.1. Диагностика личности по речи (287) 10.2. Количественные показатели речи (289) 10.3. Анализ личности по устной речи (295) 10.4. Идентификация личности по почерку (299) 10.5. Речь человека — продолжение его психологии (304) 10.6. Язык и гендер (313) 10.7. Автороведческая экспертиза (317) 10.8. Психолингвистика допроса (327) 10.9. Судебно-психологическая экспертиза продуктов речевой деятельности (335) 10.10. Ложь в речи (340) 10.11. Детектор лжи (345) 10.12. Частные проблемы судебной лингвистической экспертизы (350) Тема 11. Прикладные аспекты психолингвистики ..........................................357 11.1. Автоматический анализ текста (357) 11.2. Машинный перевод (361) 11.3. Речевое воздействие (363) 11.4. Устное воздействие (365) 11.5. Язык и идеология (369) 11.6. Языковое воздействие в сфере рекламы (373) 11.7. Сетевой маркетинг (375) 11.8. Нейролингвистическое программирование (379) 11.9. Речь суггестора (386) 11.10. Нетрадиционные учения (387) 11.11. Воздействие текстов массовой культуры (392) 11.12. Воздействие текстов художественной литературы (393) Некоторые учёные, имена которых упоминаются в учебнике .................... 396 Образец тестовых заданий по психолингвистике ........................................... 401 Конспективное изложение курса .......................................................................... 405 Литература .....................................................................................................................411
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ