УДК 808
ББК 81.411.2я73
В57
Рецензенты:
Е. А. Абросимова, канд. филол. наук, доцент;
И. Б. Гладкова, канд. филол. наук
Владимирова, Н. В.
В57
Основы деловых коммуникаций : учеб. пособие / Н. В. Владимирова,
Н. В. Соломина ; Минобрнауки России, ОмГТУ. – Омск : Изд-во
ОмГТУ, 2019.
ISBN 978-5-8149-2774-3
Приведены основополагающие нормы и принципы деловой коммуникации,
раскрыто их значение в формировании профессионально ориентированной
коммуникативной личности; представлены формы и жанры делового
общения; акцентировано внимание на значимости нормативного аспекта литературного
языка в речевой культуре деловой личности; приведены характеристики
функциональных разновидностей языка как необходимого инструментария
в различных условиях делового общения.
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений,
изучающих дисциплину «Основы деловых коммуникаций».
УДК 808
ББК 81.411.2я73
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Омского государственного технического университета
ISBN 978-5-8149-2774-3
2
© ОмГТУ, 2019
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Язык создает человека.
М. Хайдеггер
Процессы глобализации, затронувшие все сферы жизни современного человека,
интернационализация экономики, новые электронные средства коммуникации
приводят к значительному расширению международных контактов,
появлению большого количества совместных проектов, тесным взаимодействиям
между представителями административных и деловых кругов разных стран
и континентов, способствуют необходимости мобильно и результативно принимать
решения. Вследствие этого важным становится не только индивидуальный
опыт, профессионализм, но и деловые, этические и культурные качества
личности. Поэтому эффективность и результативность деятельности любой организации
должны зависеть также от культурно-этической и деловой компетентности
деловых партнёров.
Основными требованиями работодателей к выпускникам ОмГТУ следующие:
1) ведущий специалист является лицом компании и формирует ее имидж;
безусловно, важным является его сформированные речевые навыки, так как по
тому, как человек излагает свои мысли (правильно, логично, точно,
с использованием разнообразных языковых средств в соответствии со стилистической
нормой современного русского языка) судят о профессионализме целой
компании; 2) специалист с высшим инженерным образованием обязан
уметь объяснять технические задания своим подчиненным, корректно дискутировать
с руководством.
Дисциплина «Основы деловых коммуникаций» направлена на формирование
универсальной компетенции: «Способен осуществлять деловую коммуникацию
в устной и письменной формах на государственном языке Российской
Федерации и иностранном(ых) языке(ах)» (согласно ФГОС 3++). В этом случае
главной задачей курса «Основы деловых коммуникаций» становится формирование
культурной, коммуникативно-компетентной деловой личности, умеющей
соединять профессиональные знания и навыки с умением делать уместный
и правильный выбор языковых средств в зависимости от целеполагания, усло4
Стр.4
вий и формы деятельности субъектов деловой коммуникации. Это поможет выстраивать
и моделировать специалистам той или иной области различные формы
деятельности, использовать разнообразные тактики и стратегии, ориентированные
на достижение сотрудничества и взаимовыгодных отношений.
Композиция пособия выстроена по тематическому принципу. В первой
главе «Особенности деловой коммуникации» описаны различные условия
и уровни коммуникации, указаны законы и правила делового мира, подчёркнута
специфика делового общения.
Во второй главе «Принципы отбора языковых единиц в разных условиях
коммуникации» дано понимание языка как знаковой, семиотической системы,
подчёркнута роль русского литературного языка, принципа нормативности
в коммуникативном поведении деловой личности, в формировании деловой
культуры профессионально ориентированной языковой личности.
В рамках обучения в вузе студенты находятся в ситуациях не только деловой
коммуникации, но и учебно-научной. Вследствие этого в пособии более
подробно описаны признаки, стилевые черты, языковые средства и жанры,
принципы составления текстов в научном и официально-деловом стилях.
Третья глава «Коммуникативное поведение личности в условиях делового
общения» посвящена изучению основных норм и правил устной и письменной
деловой коммуникации, жанровому своеобразию, осмыслению значимости речевого
этикета в деловой среде. Знание правил составления письменных текстов,
уместное использование языкового инструментария официально-делового
стиля позволяет коммуникантам быть мобильными в решении деловых вопросов.
Следование нормативности в устном деловом общении является условием
организации эффективного сотрудничества в решении профессиональных задач
через взаимодействие и воздействие в процессе совместной согласованной
профессиональной деятельности в форме бесед, дискуссий, производственных
споров.
В конце каждой главы приведены контрольные вопросы, которые отражают
суть изучаемых тем, в конце учебного пособия представлен библиографический
список.
5
Стр.5