УДК 796: 338.2
Починкин А.В.
ЭКОНОМИКА ФИ3ИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Учебное пособие
Рецензенты: доктор экономических наук, профессор Начинекая С.В.,
доктор педагогических наук, профессор Жолдак В.И.
Эконщшка физической культуры и спорта как научная ДИСЦШIЛина изучает экономиче- I
ские отношенил в отрасли, разрабатывает научно-обоснованные механизмы дм эффективного
производства СПОРТИВНЫХ товаров, услуг, мероприятий. Соврсменный спортивный бизнес являетСЯ
сложнейшим объектом управл:ения, требующим глубоких экономических знаний.
К экономическим проблемам физической I(УЛЬТУРЫ и спорта (ФКиС) отечественные СЛе- I
циалисты сталИ'IlРОЯВЛЯТЬ научный интерес еще в 50 гг. хх века. Научные разработки составили
содержание учебного курса по управлению ФКиС, включенного в учебные планы JlНСПГГУТОВ фи- I
зической культуры, и учебного пособия «Экономика физической KYJIЬТYpы и спорта» (1983), содержание
которых коренным образом отличалось от современных ЭКОl!о~шчесКJfX положсuип,
Ведь в СССР о развитии рыночных отношепий в сфсре ФКиС не могло быть и речи, Что касается
зарубежных ученых, то IJCpBьye труды 110 экономике спорта ПОЯВlшись в CIIIA в середине 1950-х
гг. В это время в рядс унивеРСJrrетов начинается подготовка спортивных ,менеджеров, cocтaBHoIi
частью обучения которых СПIJIО изучсние экономических вопросов профессионаJ!ЬНОГО спорта. 13 1
1956 г. С. Розенбергом (CIIIA) было опубликовано первое исследование по ЭКОНОМIП(е спорта, касающееся
рынка труда профессиональных игроков в бейсболе (А.В. Литвин, 2004).
После начала коренных социально-экономичеСIШХ преобразований в России экономика отрасли
получила качествеIПЮ новое развитие, а прошлая схема финансирования отрасли стала невозможной.
Проблема ПРlfвлечешIЯ денег в спорт, поиска СПОНСОРОВ и инвесторов в настояшес
время, по мнению OTC'ICCTBCHИblX специалистов, БОJIЬное место отрасли (С.И, Гуськов, М.Е. Kyreпов,
В.А. КаКУЗJl!l, М,И. Золотов, И.И, Псрсверзин, С.Г Сейранов). С развитием рыночных отноIIIСНИЙ
многие Р),КОВОДIrrели спорта, спортивные менеджеры стош<Нулись с вопросами финансо- ;
вого обеспечения спорта. Им ПРИШJIось учиться зарабатывать деньги, а значит делать из СПОРТl!В- :
иого клуба, команды, спортсмена товар, или, говоря экономическим языком, коммерческий проект.
Это не могло не остаться без внимания специалистов, которые подготовили ряд учебных 110- ,
собий по экономике ФКиС. Речь идет о работах колпег из Cahkt-ПетерБУРl'а, Москвы, Воронежа, I
Волгограда, Омска.
Настоящее У'lсбное пособие не 'l'01H,](O дополняет труды других авторов, а также матернаЛЬ!
первого и второго изданий (2001. 2004 гт.), но и содержит принципиально новый материал,
касающейся аIcrуальных проблем COl!peMeHHoro развития ЭКОНОМИКИ отрасли. Речь идет о таких
разделах пособия как экономика профессионалъного спорта, экономика мешдународного и ОЛИМ
пийского спорта, а также вопросов, относящихся к технологии экономической деятелЬ/юсти сле
циалистов в сфере ФКиС. Пособие подготовлено в соответствии с федерал\.ныM КОI\ШОИСНТОМ 1'0'
сударственного образовательного стандарта высшего IlРОфСССИОНального образоваПIIЯ. В его подготовке
ИСПОЛЪЗОВШIЫ материалы квалификационных и дисссртационных работ, выIIлненныыx
IЮД научным руководством автора.
Учебное lJособие рассчитано lI
Стр.2