ШКОЛЬНАЯ
7
завтра
БИБЛИОТЕКА
сегодня
и
Дорогие читатели!
Традиционно один из летних номеров – номер-эксперимент…
Что уже было: специальный номер о летнем чтении, коллекции педагогических открыток, отзывов-рецензий.
Сегодня в номере – творческий блокнот «Фантазируем с Джанни Родари»
и вокруг него.
И представляет его на страницах журнала Алёна Борисовна Ермолаева.
2022
Вы уже знакомы с материалами Алены Борисовны
и ее соавторов – коллег из Центральной детской библиотеки
№152 ГБУК г. Москвы «Объединенные культурные
центры ЮАО»:
� О выставке «Баснедром»: А.Б. Ермолаева
«Все на “Баснедром”, или Опыт организации
“живой” выставки в библиотеке»
(Школьная библиотека: сегодня и завтра. 2019.
№ 9. С. 43–54).
Коллегами была проделана огромная работа – исследовательская,
аналитическая, затронуто много самых разных
аспектов. Статья рассказывает о том, как много можно
встроить в пространство выставки, какие смыслы заложены
даже в расстановку книг, как продуманы «активности»
для детей и специалистов. Коллеги назвали свою выставку
«Баснедром» «выставкой словесных иллюстраций»
и поделили ее визуально на пять разделов: «Крылов
и книги», «Застольный этикет», «Художники-иллюстраторы
басен И.А. Крылова» и две смысловые колонны.
Автор пишет: «Как же работать с творчеством
И.А. Крылова? Что можно сделать, чтобы дети действительно
заинтересовались творчеством классика? Басни,
как и поэзию, нельзя читать залпом, это должно быть выборочное
чтение.
В рамках работы выставки мы подготовили для детей
пятинедельный басенный марафон с исследовательскими
и творческими заданиями».
� О выставке «Стул и Пушкин»: А.Б. Ермолаева
“Причём здесь стул”, или Опыт создания
интерактивной выставки» (Школьная библиотека:
сегодня и завтра. 2020. № 11. Вкладка. 16 с.).
Коллеги организовали интерактивную выставку
«Стул и Пушкин». Стулья здесь не случайны: «В ходе подготовки
выставки возник образ ребенка, который хоть
и маленький, но уже стремится к знаниям и взрослому
миру. Если провести аналогию с сегодняшним днем, то
можно вспомнить такую картину: взрослые сидят за столом,
а маленькие дети рядом.
Им хочется занять место за этим столом и почувствовать
себя взрослыми. В какой-то момент, устав от разговоров,
они сползают со стула, играют рядом и зачастую
оказываются под столом. Стул на выставке и есть образ
детства.
Ребенок, который растет, изначально ходит вокруг
этого стола, потом у него появляется свой стул, потом
уже парта в учебном процессе, и затем во взрослой
жизни появляется свой кабинетный письменный стол
и удобное кресло. Именно образом стула мы хотели донести
идею детства – идею развития, роста, становления
ребенка как личности. Показать, каким был Саша Пушкин
в детстве: что это был такой же мальчишка, как и современные
мальчики, что он любил играть, баловаться,
слушать взрослые разговоры, что, возможно, он так же не
любил учиться, как многие современные дети.
Эта тема близка школьникам, ведь они сами находятся
в этом прекрасном периоде своей жизни. В ходе
знакомства с выставкой дети сравнивали эпохи, интересовались
старинными играми, правилами этикета,
распорядком учебных занятий. Им понятна эта история…»
Вся
выставка была визуально поделена на четыре экспозиции:
«Московское детство», «Сказочное Лукоморье»,
«Лицей» и «Пушкинская эпоха». Каждая экспозиция – это
отдельная беседа с применением интерактивных форм.
Стр.3
Творческий блокнот
«Фантазируем с Джанни Родари» и вокруг него
Уважаемые читатели! Мы надеемся, что вам понравится наш эксперимент. Профессиональная
литература должна развиваться, предлагать новые форматы материалов, их оформления и подачи.
Мы постарались сделать так, чтобы номер был максимально практико-ориентированным, подготовили
методическое сопровождение – статью о книжной выставке и рекомендации по работе
с творческим блокнотом.
Итак, БЛОКНОТ.
Автор пишет:
«Есть ли в стране детства правила? Конечно, да, и первостепенным является просто быть. Вбирать
в себя всю красоту мира, совершать открытия, удивляться, любить, загадывать желания и просто
жить по соседству с радостью. Дети любят придумывать истории, создавать новые миры, давать необычные
определения обыденным вещам и попросту сочетать несочетаемое. А если это проходит
в непринужденной обстановке и в компании единомышленников, то такая игра не только формирует
навыки работы со словом, но главное – создает хороший настроение и сплачивает класс».
«Кто же Джанни Родари на самом деле – писатель, журналист, учитель, а может, волшебник?
Именно так, волшебник! Его книги – тропинки в настоящую сказку, где прячутся смелость и отвага,
улыбки и переживания, веселье и слезы, подарки судьбы и неожиданные повороты. Как бы ни менялся
мир, дети и в пятидесятые годы прошлого века, и в начале тяжелых для страны девяностых,
и сейчас, к завершению первой четверти двадцать первого века, с удовольствием «поглощают» невероятные
истории итальянского сказочника о мальчике-луковке Чиполлино и графе Вишенке, певце
Джельсомино, бароне Ламберто, о непоседах Марко и Мирко и любознательной Аличе. В произведениях
Джанни Родари прячется детство, которое не зависит от смены эпох и режимов, ведь детство –
время, которое остается у каждого в памяти – беззаботное, счастливое, вечное».
СОДЕРЖАНИЕ
А.Б. Ермолаева
У детства своя грамматика, или Опыт одной выставки 3
Итальянские выходные с Джанни Родари 14
Рекомендации по работе с творческим блокнотом «Фантазируем с Джанни Родари» 19
Творческий блокнот «Фантазируем с Джанни Родари» 21
Италия в творчестве Джанни Родари 50
2
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА: СЕГОДНЯ И ЗАВТРА. № 7. 2022
Стр.4