Органичное сочетание историконаучного
(ретроспективного)
и основного
Физическое образование
в вузах. <...> 20, №
3, 2014 предметного
знания при изучении физики в медицинских университетах
151
УДК 60
Органичное сочетание историконаучного
(ретроспективного) и основного предметного знания
при изучении физики в медицинских университетах
Андрей Вячеславович Коржуев1, Елена Викторовна Шевченко2
1
Первый Московский государственный медицинский университет
им. <...> И.М. Сеченова; e"mail: akorjuev@mail.ru
2 Иркутский государственный медицинский университет; e"mail: kalasha50@mail.ru
В статье обсуждается возможность включения историко"научного материала в
содержание курса физики для медицинских университетов – основной акцент
сделан на теории возникновения и свойствах нервного импульса (потенциала
действия), сконструированной Ходжкиным и Хаксли в середине ХХ века. <...> Ключевые слова: биологическая мембрана, трансмембранная разность потенциалов,
калиевые и натриевые ионные токи через поверхность биологической мембраны,
ионные каналы, модель Ходжкина"Хаксли. <...> В статье А.В. Коржуева и Е.Л. Рязановой, опубликованной в № 4 за 2013 г.,
обсуждается проблема исторических реконструкций физического знания и процесса
его «добывания», спроецированная на разработку Бернштейном и Нернстом теории
потенциала покоя (разности потенциалов между внутренней и наружной
поверхностями биомембраны в состоянии покоя) – подробно обсуждаются
возможности соответствующего историко"научного наполнения содержания курса
физики в медицинских университетах. <...> Логическим продолжением данной статьи
является методическая разработка историко"научного наполнения темы, связанной с
изучением динамики трансмембранной разности потенциалов в процессе возбуждения
клетки, — проще говоря, того, что в биофизике и физиологии именуется потенциалом
действия. <...> Приведём в связи с этим авторский эскиз историко"научного сопровождения
изучения потенциала действия в курсе <...>