ш ---------------------------------------------------------------------------------------------- е
СОДЕРЖАНИЕ
От главного редактора.............................................................. 3
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Бражник Л. М.
Ву Нгок Иен Кхань
Вэй И
Димитриева О. А.
Зиновьева Е. И.,
Алешин А. С.
Катермина В. В.,
Чернова И. В.
Кириллова З. Н.
Кожанов Д. А.
Кузнецова И. В.
Лю Чжихуа,
Маркина П. В.
Лю Юэ
Марьина О. В.,
Краева В. Ю.
Функции онима как слова в критическом эссе О. Мандельштама
«Чаадаев»........................................................................... 4
Русский глагол брезговать (на фоне вьетнамского языка):
лингвокультурологический аспект.......................................... 10
Синонимический ряд прилагательных с общим значением
‘стремящийся к получению новых знаний’ в русской языковой
картине мира........................................................................ 17
О специфике употребления вакхической лексики в трилогии
Д. С. Мережковского «Христос и Антихрист» (на материале
романа «Смерть богов. Юлиан Отступник»).......................... 25
Пословицы о любви со сравнительной семантикой в русском
и шведском языках в аспекте лингвокультурологии
31
Языковая личность современного родителя в контексте изучения
дискурса дистанционного образования......................... 38
Чувашские слова в кряшенских говорах................................... 49
Взаимодействие научного и художественного дискурсов
в англоязычной металитературе.............................................. 55
Арабизм кофе во фразеологии боснийских мусульман (на фоне
некоторых других языков)........................................................ 64
Творческая неудача или оригинальный жанр: о полемике
вокруг романа «Асан» В. Маканина.......................................... 71
Лингвокультурный потенциал русских паремий с компонентами
- названиями инструментов............................................. 78
Текст частушек как отражение самосознания народа на занятиях
по русскому языку как иностранному.......................... 84
Стр.265
Михеева С. Л.
Притяжательные имена прилагательные, производные от зоонимов:
качественный компонент семантики и эталон............ 90
Огольцева Е. В.
РубаковаИ. И.,
Васько А. О.
Суханова И. Г.
Турлаева А. С.,
Хмелевский М. С.
Фань Юнь-Чжу,
Хмелевский М. С.
Чжао Сыминь
Чжао Цихан
Шаклеин В. М.,
Митрофанова И. И.,
Дерябина С. А.,
Микова С. С.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Галинская Т. Н.,
Хромова Е. В.
Ганиева Г. Р.,
Шарафетдинова З. Г.
Данилова Л. Н.,
Сериков В. В.
Зайцева В. П.
Михайлова Т. Н.,
Михайлова Л. К.,
Иванов В. Н.
Никитин А. П.
Никитин Г. А.
Проблема профессиональной ориентации школьников: зарубежный
опыт........................................................................... 161
Межнациональное воспитание младших школьников с учетом
регионального компонента................................................ 168
Применение педагогических ситуаций в процессе формирования
культуры межэтнического общения у старшеклассников 177
Интернет-пространство как средство сохранения и развития
этнической культуры................................................................. 185
Актуализация этнопедагогического наследия академика
Российской академии наук Г. Н. Волкова............................... 192
Философско-этические, духовно-нравственные воззрения
Г. Н. Волкова.............................................................................. 201
Определение понятия «технологическая культура обучающихся»
с учетом этноэстетических ценностных ориентиров
в системе непрерывного образования...................................... 211
Авторские антропонимы как знаки вторичной номинации
(на материале поэтонимов Плюшкин, Гарпагон, Гобсек) ...... 96
Языковая аттриция в устной речи билингвов и пути ее преодоления
(проект лингвотренажера)......................................... 104
Актуализация содержания концепта “ tradition” в современных
условиях.............................................................................. 115
Образ черта в литовской, латышской и русской фразеологии 122
Лингвокультурный типаж украинца в произведениях О. Ю. Кобылянской.....................................................................................
128
Концепт «лицемерие» в русском провербиальном пространстве:
лингвокогнитивный аспект.............................................. 133
Сопоставительный анализ терминов подгруппы «бионанотехнология»
в терминосистеме биомедицинской инженерии
в русском, английском и китайском языках............................ 139
Концепт «менеджмент» в межкультурной коммуникации 147
Стр.266
Петрушкина Т. А.,
Хрисанова Е. Г.
Толстова Е. В.,
Иванов В. А.
Федорова С. Н.,
Голикова Н. Д.
Федорова С. Н.,
Корнилова Н. А.
Харитонов М. Г.
Подготовка будущих учителей физики к формированию
естественно-научной компетентности школьников с использованием
этнопедагогического наследия Г. Н. Волкова
219
Развитие интернационального природосообразного воспитания
от Лютера через Виттштока до Волкова........................ 226
Информационно-образовательный консалтинг в этнокультурном
образовании.................................................................... 236
Этнокультурный праздник в профессиональной подготовке
будущих педагогов дошкольной образовательной организации 243
Этнопедагогическое наследие Г. Н. Волкова........................... 251
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ...................................................................................... 258
Стр.267
,_____________________________________________________Qi
л
CONTENT
ч_у
From Editor-in-Chief..............................................................
PHILOLOGY
Brazhnik L. M.
Vu Ngoc Yen Khanh
Wei Yi
Dimitrieva O. A.
Zinovyeva E. I.,
Alyoshin A. S.
Katermina V. V.,
Chernova I. V.
Kirillova Z. N.
Kozhanov D. A.
Kuznetsova I. V.
Liu Zhihua,
Markina P. V.
Liu Yue
Maryina O. V.,
Kraeva V. Yu.
Functions o f the onym as a word in O. Mandelstam’s critical
essay “Chaadaev” ........................................................................ 4
Russian verb meaning to be squeamish (in comparison with V ietnamese):
linguo-cultural aspect................................................. 10
Synonymic row o f adjectives with the general meaning “ seeking
new knowledge” in the Russian language picture o f the world
On the specifics o f the use o f bacchic vocabulary in D. S. Merezhkovsky’s
trilogy “ Christ and the Antichrist” (on the example
o f the novel “The Death o f the Gods. Julian the Apostate” )
17
25
Proverbs about love with comparative semantics in Russian and
Swedish languages in the aspect o f linguoculturology............. 31
Language personality o f the modern parent in the context o f the
study o f the distance education discourse..................................... 38
Chuvash words in subdialects o f Baptized Tatars...................... 49
Interaction o f scientific and literary discourse in English metafic
tio n ......................................................................................... 55
Arabism coffee in phraseology o f Bosnian Muslims (against
some other languages).................................................................. 64
Creative failure or specific genre: on the controversy o f the novel
“Asan” by V. Makanin.................................................................. 71
Linguocultural potential o f Russian paremia with componentnames
o f instruments.................................................................... 78
Text o f chastushkas as reflection o f self-consciousness o f the
people at the classes o f Russian as a foreign language................ 84
3
Стр.268
Mikheeva S. L.
Possessive adjectives derived from zoonyms: qualitative component
o f semantics and standard..................................................... 90
Ogoltseva E. V.
Rubakova I.I.,
Vasko A. O.
Sukhanova I. G.
Turlaeva A. S.,
Khmelevsky M. S.
Fan Yun-Chu,
Khmelevsky M. S.
Zhao Simin
Zhao Qihang
Shaklein V. M.,
Mitrofanova 1.1.,
Deryabina S. A.,
Mikova S. S.
PEDAGOGICS
Galinskaya T. N.,
Khromova E. V.
Ganieva G. R.,
Sharafetdinova Z. G.
Danilova L. N.,
Serikov V. V.
Zaytseva V. P.
Mikhaylova T. N.,
Mikhaylova L. K.,
Ivanov V. N.
Nikitin A. P.
Nikitin G. A.
Problem o f career guidance o f schoolchildren: foreign experience................................................................................................
161
Interethnic upbringing o f junior schoolchildren, taking into account
the regional component...................................................... 168
Application o f the method o f pedagogical situations in the process
o f forming the culture o f interethnic communication at senior
schoolchildren......................................................................... 177
Internet space as a means o f preserving and developing ethnic
culture.......................................................................................... 185
Actualization o f ethnopedagogical heritage o f G. N. Volkov,
Academician o f the Russian Academy o f Sciences.................... 192
Philosophical and ethical, spiritual and moral views o f G. N. Volkov 201
Definition o f the concept “technological culture o f students”
in consideration o f ethno-esthetic values in the system o f
continuous education.................................................................... 211
Author’s anthroponyms as signs o f secondary nomination (based
on the material o f the poetonyms Plyushkin, Harpagon, Gobsek) 96
Preventing first language attrition in the speech o f bilinguals and
ways to promote retention (the language app project).................. 104
The content change o f the concept “tradition” under the in fluence
o f modern conditions.......................................................... 115
Image o f devil in Lithuanian, Latvian and Russian phraseology 122
Linguaculturological character o f Ukrainian in the works o f
O. Yu. Kobylanskaya.................................................................... 128
Concept “hypocrisy” in the Russian proverbial space: linguocognitive
aspect .......................................................................... 133
Comparative analysis o f the terms “bionanotechnology” in the
term system o f biomedical engineering in Russian, English and
Chinese......................................................................................... 139
The concept o f management in intercultural communication
147
Стр.269
Petrushkina T. A.,
Khrisanova E. G.
Tolstova E. V.,
Ivanov V. A.
Fedorova S. N.,
Golikova N. D.
Fedorova S. N.,
Kornilova N. A.
Kharitonov M. G.
Training o f Physics teachers-to-be for the formation o f natural
science competence at schoolchildren by using G. N. Volkov’s
ethnopedagogical heritage............................................................ 219
Development o f international nature-based education from Luther
through Wittstock to Vo lkov........................................................ 226
Information and educational consulting in ethnocultural education 236
Ethnocultural celebration in the professional training o f teachersto-be
o f preschool educational organization................................ 243
Ethnopedagogical heritage o f G. N. Vo lkov................................. 251
INFORMATION FOR THE AUTHORS................................................................................ 258
Стр.270
ВЕСТНИК ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА ИМ. И. Я. ЯКОВЛЕВА
2022. № 2(115)
Редакторы Е. Н. Засецкова
Г. В. Плотникова
Компьютерная верстка, макет Л. Н. Улюковой
Печать оперативная. Гарнитура Times New Roman. Усл. печ. л. 33,5.
Тираж 500 экз. Заказ № 2120. Цена свободная.
Подписано в печать 27.05.2022. Выход в свет 27.06.2022.
Формат 70х100/8. Бумага писчая.
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38
Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева
428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38
Отпечатано в редакционно-издательском центре
Стр.271