Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Ж.Е. Гостева
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ЯЗЫКА:
ОСНОВЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Практикум
Архангельск
САФУ
2020
1
Стр.2
УДК 81(075.8)
ББК 81
Г72
Рекомендован к изданию учебно-методическим советом
высшей школы социально-гуманитарных наук и межкультурной коммуникации
Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова
Рецензенты:
Оксана Николаевна Худякова, кандидат филологических наук,
доцент кафедры экономики и управления Северного государственного медицинского
университета (г. Архангельск);
Татьяна Энгельсовна Шестакова, кандидат филологических наук,
заведующая кафедрой русского языка и речевой культуры САФУ
имени М.В. Ломоносова
Гостева, Ж.Е.
Г72
Введение в теорию языка: основы языкознания [Электронный ресурс]:
практикум: учебно-методическое пособие / Ж.Е. Гостева; Сев. (Арктич.)
федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Электронные текстовые данные. – Архангельск:
САФУ, 2020. – 161 с.
ISBN 978-5-261-01487-4
В практикум включены вопросы и задания по 20 темам курса «Введение в
теорию языка: основы языкознания», рассчитанные как на аудиторную, так и
на самостоятельную работу студентов. К каждой теме прилагаются тесты для
самостоятельной работы. Отдельные задания имеют творческий характер, для
их выполнения требуется обращение к различным словарям, живое наблюдение
над фактами современного языка.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
бакалавров 45.03.02 «Лингвистика», профиль «Перевод и переводоведение»,
«Теория и практика межкультурной коммуникации», 44.03.02 Педагогическое
образование, профиль «Иностранный язык».
В авторской редакции.
УДК 81(075.8)
ББК 81
Издательский дом им. В.Н. Булатова САФУ
163060, г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 56
ISBN 978-5-261-01487-4
© Гостева Ж.Е., 2020
© Северный (Арктический) федеральный
университет им. М.В. Ломоносова, 2020
2
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ..............................................................................................................
Семинарские занятия .............................................................................................
4
6
Тема 1. Принципы классификации гласных и согласных .....................................
Тема 2. Фонетические процессы .............................................................................. 22
6
Тема 3. Основные понятия морфологии. Состав слова.
Морфологические процессы ....................................................................... 33
Тема 4. Грамматическое значение и грамматические категории.
Грамматические способы. Части речи ....................................................... 42
Тема 5. Синтагматические и парадигматические отношения. Словосочетание.
Типы синтаксической связи ........................................................................ 55
Тема 6. Предложение ................................................................................................. 64
Тема 7. Слово. Лексическое значение ...................................................................... 72
Тема 8. Синонимия, антонимия. Полисемия, омонимия ....................................... 79
Тема 9. Исторические изменения словарного состава языка ................................ 92
Тема 10. Фразеология ................................................................................................ 100
Лекции ....................................................................................................................... 107
Тема 11. Основные понятия фонологии .................................................................. 107
Тема 12. Язык и речь ................................................................................................. 111
Тема 13. Язык как система знаков ........................................................................... 114
Тема 14. Типология значений. Значение слова и смысл высказывания .............. 118
Тема 15. Сравнительно-историческое языкознание.
Генеалогическая классификация языков ................................................................. 123
Тема 16. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра.
Структурная лингвистика ......................................................................................... 126
Тема 17. Морфологическая классификация языков ............................................... 129
Тема 18. Основные направления антропоцентрической лингвистики................. 134
Глоссарий лингвистических терминов ............................................................... 140
Список литературы ................................................................................................. 160
3
Стр.4
Предисловие
Дисциплина «Введение в теорию языка: основы языкознания» представляет
собой вводный теоретический курс, предваряющий все остальные
лингвистические теоретические дисциплины, а также практический курс
иностранного языка, как первого, так и второго. Данный курс призван служить
для них методологической прогнозирующей основой и подготовить
студентов к их восприятию. Это элементарное изложение вопросов общего
языкознания, дающее первые сведения о языке вообще, о его структуре, основных
понятиях и терминах лингвистики, без знания которых невозможно
заниматься ни одним языком. Трудно не согласиться с академиком В.В. Виноградовым,
который писал, что «этот курс должен служить методологической
базой для построения всех курсов языковедческого цикла. Вооружая
филолога знанием основных положений языкознания, настоящим пониманием
главных категорий и понятий лингвистического исследования, этот курс
затем – в процессе усвоения дисциплин той или другой языковедческой специальности
– конкретизируется и углубляется» [Виноградов, с. 190].
Курс «Введение в теорию языка: основы языкознания» имеет своей целью
как развитие у студентов умений и первоначальных навыков наблюдения
и самостоятельного анализа языкового материала, так и критического
отношения к научной и учебной литературе.
Понятия, осваиваемые на занятиях по дисциплине, используются для
объяснения фонетических, морфологических, семантических и синтаксических
явлений при прохождении практических курсов иностранных языков,
при разборе лингвистических трудностей в курсе практического перевода.
Существует целый ряд учебников и учебных пособий («Введение в языкознание»,
«Основы языкознания», «Основы теории языка»), позволяющих
студентам самостоятельно овладевать основами дисциплины и вместе с тем
фиксировать такие разделы и фрагменты в учебной литературе, которые
представляются им довольно сложными и недостаточно развернутыми и понятными.
Поскольку языкознание развивается, то некоторые новые вопросы
и идеи науки остаются неосвещенными в учебной литературе, особенно изданной
десятки лет назад.
Таким образом, с одной стороны, студенты способны овладеть самостоятельно
достаточно элементарными и большей частью бесспорными знаниями
путем чтения соответствующей учебной литературы (например, классификация
звуков речи, звуковые процессы, грамматическое значение и грамматические
способы, исторические изменения словарного состава языка и
4
Стр.5
пр.); с другой стороны, есть сложные и проблемные вопросы (например, знаковая
сущность языка, новые методы изучения языка и пр.), которые требуют
ведущей роли преподавателя в толковании их сущности.
Представляется логичным, что в ходе усвоения курса «Введение в теорию
языка: основы языкознания» сначала студентами изучаются более легкие
вопросы, следовательно, на семинарских занятиях, а после этого более
сложные вопросы – на лекциях. Поскольку и в темах, вынесенных на семинарские
занятия, встречаются довольно сложные вопросы, преподаватель
играет на занятиях активную роль, разъясняя студентам вопросы, не понятые
ими из самостоятельного чтения рекомендованной литературы.
Важный аспект в ходе усвоения отводится раскрытию противоречивой
связи означающего и означаемого. Обучающиеся с самого начала освоения
теории языкознания должны научиться различать средства выражения языкового
значения (звучание слова, форма словосочетания, предложение, текстовый
фрагмент и т.п.) и стоящие за ними неязыковые сущности – понятия
~ предметы, ситуации ~ события. Развитие такого понимания соотношения
языка, речи и действительности будет служить необходимой подготовкой к
освоению других лингвистических дисциплин.
Итак, изучение языкознания первокурсниками связано с определенными
трудностями, среди которых главные – большой объем материала и небольшой
объем лекционных часов и семинарских занятий, обилие новых терминов
и сложных понятий, понимание и усвоение которых требует развития абстрактного
мышления. Практические задания имеют целью также проиллюстрировать
теоретические положения простыми и наглядными примерами.
Материалом курса служат по преимуществу знакомые обучающимся
языки: русский, английский и др. Соотношение материала разных языков
(главная опора на тот или иной, те или иные языки) определяется конкретной
ситуацией. Малознакомый материал (в частности, экзотический) используется
умеренно, в основном для демонстрации языкового многообразия.
Пособие состоит из двух частей: темы семинарских занятий и темы лекций.
Темы располагаются в том порядке, в котором они изучаются. Каждая
тема семинара включает вопросы для обсуждения в аудитории и задания для
самопроверки и самостоятельной работы по освоению материала. Вопросы
призваны акцентировать наиболее важные моменты курса. Они помогут студенту
систематизировать знания и отследить степень освоения материала.
Задания ориентированы на организацию самостоятельной работы студентов
над освоением курса: 1) знакомство с теоретическими и лексикографическими
источниками; 2) анализ языкового материала; 3) анализ тестов.
В конце пособия имеется список обязательной и дополнительной литературы,
необходимой студентам при самостоятельной подготовке к семинарам
и формам контроля, предусмотренным по дисциплине.
5
Стр.6