Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 569784)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

История экономических учений (220,00 руб.)

0   0
АвторыХромов Евгений Александрович
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц163
ID757650
АннотацияПособие направлено на формирование у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС ВО, в нем отражена эволюция развития экономической мысли от эпохи ранних индустриальных обществ до современного этапа.
История экономических учений : учебное пособие : направление подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) / Е. А. Хромов .— Сургут : РИО СурГПУ, 2020 .— 163 с. — URL: https://rucont.ru/efd/757650 (дата обращения: 22.09.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История_экономических_учений.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
История_экономических_учений.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФИЛОСОФИИ Е. А. ХРОМОВ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направления подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата) 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) Сургут, 2020
Стр.1
УДК 330.8(075.8) ББК 65.02(0)я73 Х 94 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Рецензент: Латыпова Л. В., кандидат экономических наук, доцент БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Х 94 Хромов, Е. А. История экономических учений : учебное пособие : направление подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) / Е. А. Хромов ; Департамент образования и молодёжной политики ХМАО – Югры ; Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2020. – 162, [1] с. – Текст : непосредственный. Пособие направлено на формирование у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС ВО, в нем отражена эволюция развития экономической мысли от эпохи ранних индустриальных обществ до современного этапа. Предназначено для бакалавров направлений подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), направленность: экономика предприятий и организаций; 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата), направленность: история и обществознание. УДК 330.8(075.8) ББК 65.02(0)я73 © Хромов Е. А., 2020 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2020 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие .............................................................................................................. Раздел I. Экономическая мысль до появления экономической теории Тема 1. Теория и методология истории экономических учений ...................... 10 Тема 2. Экономическая мысль Древнего Востока, Античности и Средневековья ......................................................................................................... 17 Тема 3. Меркантилизм ......................................................................................... 29 Раздел II. Классическая политическая экономия как первая экономическая теория и ее критика Тема 4. Зарождение классической политической экономии ............................ 35 Тема 5. Экономические идеи физиократов ........................................................ 40 Тема 6. Экономическая теория А. Смита ........................................................... 43 Тема 7. Экономическая теория Д. Рикардо ........................................................ 55 Тема 8. Модификация классической школы в теориях Ж.-Б. Сэя и Т. Мальтуса ................................................................................................................. 58 Тема 9. Экономическое учение Дж. С. Милля ................................................... 64 Тема 10. Марксизм как экономическая теория .................................................. 68 Тема 11. Экономические воззрения экономистов-романтиков и социалистов-утопистов .......................................................................................... 75 Тема 12. Возникновение и методология немецкой исторической школы ...... 81 Раздел III. Начало формирования современных школ и направлений в экономической теории Тема 13. Маржинализм на примере Австрийской школы ................................ 92 Тема 14. Общее экономическое равновесие в трактовке Лозаннской школы ..................................................................................................... 98 Тема 15. Становление неоклассики. Экономическое учение А. Маршалла ... 106 Тема 16. Неоклассическая теория Дж. Б. Кларка .............................................. 111 Тема 17. Возникновение институционализма и его эволюция ........................ 114 Тема 18. Теории рынка с несовершенной конкуренцией ................................. 120 Тема 19. Кейнсианское направление в экономической науке .......................... 128 Раздел IV. Современный этап развития экономической мысли Тема 20. Неолиберальное направление в экономической науке ...................... 136 Тема 21. Теория неоклассического синтеза ....................................................... 143 Тема 22. Развитие экономической мысли в России .......................................... 148 Заключение ............................................................................................................... 155 Список источников и литературы ........................................................................ 157 3 4
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Любая история учений о науке ставит перед собой цель исследования закономерностей эволюции учений и концепций. История экономических учений основывается на анализе реальной хозяйственной практики того или иного исторического периода и критическом переосмыслении предшествующих экономических теорий. Экономическая наука в качестве самостоятельной научной дисциплины начала зарождаться в конце XVII в. По названию сочинения французского меркантилиста А. де Монкретьена, в котором он рассуждал о законах государственного управления, экономическая наука получила название «политическая экономия». В XVIII в. с работ физиократов и А. Смита политическая экономия в качестве предмета своего изучения стала рассматривать условия образования богатства и закономерности его распределения. Лишь в конце XIX в. экономическая наука получила свое современное название – экономикс или экономическая теория. Естественно, с каждым новым историческим периодом усложнялась хозяйственная практика, что вело не только к смещению исследовательских интересов от одного к другому объекту исследования, но и появлению новых методов и принципов познания экономических явлений и процессов. Таким образом, шел процесс дифференциации экономической науки, даже в рамках изначально одного методологического направления. Множились научные направления и школы. При этом одни и те же экономические процессы и явления виделись и объяснялись по-разному. Каждый отдельный период в истории экономической мысли – это новый взгляд на объект, предмет и методы исследования. С конца XVII в. начала зарождаться классическая политическая экономия. Она непосредственно была связана с эпохой промышленной революции, экономические законы которой и пыталась выявить. У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо впервые сформировали представление об экономике как системе. Именно им принадлежит заслуга выявления объективных законов в экономике. Они заложили основы либеральной экономической политики государства как залога успешного развития рыночных отношений. Вершиной классической школы политэкономии являлся марксизм, который основывался не только на критике экономических теорий предшественников, но и противников классической школы. Параллельно возникли и альтернативные классической системе взглядов школы: историческая школа, концепции социалистов-утопистов и экономистов-романтиков. В последней трети XIX в. в работах неоклассиков произошла революционная попытка внедрения в экономическую науку математического аппарата исследования. Это стало началом появления новых разделов в экономической науке и формирования методологической базы для появления современных школ и направлений в экономической теории. 4
Стр.4
В начале XX в. начала формироваться современная экономическая мысль, которая была представлена разнообразными направлениями и школами. В первую очередь необходимо отметить неоклассическое направление, которое разветвилось и существенно расширило рамки изучения сфер экономической жизни общества. Начали формироваться и альтернативные экономические теории: неоавстрийская школа эволюционной экономики, поведенческая экономика, ордолиберализм, новая институциональная экономическая теория. Цель учебного пособия – помочь обучающимся в изучении таких вопросов как предмет и методы данной дисциплины, показать эволюцию развития экономической теории и мировой хозяйственной практики через самостоятельный анализ научных достижений ученых-мыслителей от эпохи ранних индустриальных обществ до современного этапа развития экономической мысли. Изучение истории экономических учений даст возможность обучающимся сформировать эрудицию и творческие навыки при работе с первоисточниками. В дальнейшем это позволит им свободно разбираться в проблемах экономической теории, проводить их сравнительный анализ и критически оценивать практические меры реализации хозяйственных задач в тех или иных экономических системах и исторических эпохах. История экономических учений для обучающихся направления подготовки 38.03.01 Экономика станет введением в современную экономическую науку. Историю экономических учений мы вправе рассматривать как своего рода инструментарий экономической науки. Дисциплина дает возможность понять суть и значение экономических понятий, увидеть эволюцию трактовок экономических категорий, разобраться в сущности научных принципов экономической науки, ознакомиться с основными методами современной экономики. Обучающимся направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность: история и обществознание материалы и практические задания учебного пособия помогут освоить прошлый опыт развития хозяйственной жизни общества на разных исторических этапах развития человечества. В связи с тем, что в российских школах экономические знания обучающихся в рамках своих предметов зачастую формируют учителя истории и обществознания, именно эта категория педагогов должна хорошо разбираться не только в чисто теоретических концепциях экономической теории, но и в существующей мировой экономической практике применения этих экономических теоретических концепций. Текстовый материал учебного пособия, а особенно практические задания для самостоятельной работы призваны целенаправленно формировать грамотного педагога, способного в своей профессиональной деятельности разбираться в хозяйственной практике государств в тот или иной исторический период и учить этому обучающихся общеобразовательных школ. 5
Стр.5
Изучение истории экономических учений поможет обучающимся в освоении «Экономической теории», «Микроэкономики», «Макроэкономики» и др. Особенностью данного учебного пособия является то, что автор стремился структурировать материал пособия таким образом, чтобы при выполнении заданий для самостоятельной работы обучающимся было интересно и просто в плане поиска необходимой учебной информации и выполнения заданий. Доступность материала обеспечивается наличием большого количества примеров выполнения того или иного вида учебных заданий. К каждой теме предлагаются шаблоны схем, таблиц и практические задания, позволяющие определить уровень усвоения материала и сформированности компонентов компетенции. Использование схем-шаблонов, таблиц не только делает менее трудным процесс запоминания учебного материала, но и существенно облегчает процесс самоподготовки к занятиям. Представленные практические задания дифференцированы в зависимости от уровня познавательной активности обучающихся. Выполнение обучающимися данных практических заданий поможет им успешно освоить учебный материал, а для преподавателя станет хорошим диагностическим инструментом освоенных обучающимися компонентов компетенции. Учебное пособие специально разработано для дисциплины «История экономический учений» для направления подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), направленность: экономика предприятий и организаций (общий объем курса 144 часа (3 з.е.), из которых 58 часов – контактная работа, включающая лекционные и практические занятия) и дисциплины «Экономическая история» для направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата), направленность: история и обществознание (общий объем курса 72 часа (2 з.е.), из которых 36 часов – контактная работа, включающая лекционные и практические занятия). Контактная работа дает возможность преподавателю не только предоставить обучающимся необходимые знания, но и организовать и управлять их самостоятельной внеаудиторной работой через подобранные практические задания. В целом пособие направлено на формирование у обучающихся направления подготовки 38.03.01 Экономика компонентов профессиональной компетенции: собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7). У обучающихся направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) материалы учебного пособия призваны формировать компоненты одной из наиболее значимых профессиональных компетенций для учителя истории и обществознания в рамках его профессиональной педагогической деятельности: способность формировать целостное представление об общественно-историческом процессе у обучающихся (ПК-1). 6
Стр.6
В результате освоения материала пособия, обучающиеся должны: знать  историю и логику развития экономической мысли, трансформацию ее основных идей, теорий, школ, направлений под влиянием реальных экономических процессов и явлений;  этапы мирового экономического развития во взаимосвязи с основными процессами хозяйственного развития в доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный периоды;  особенности методологии научных школ и направлений экономической мысли;  основных представителей ведущих научных школ и направлений, область их научного поиска, а также значение их исследований для современной экономической науки;  место истории экономических учений в системе экономических наук; уметь  ориентироваться в основных концепциях, направлениях, теориях современной экономической науки;  объективно оценивать экономические теории, рекомендации, выводы;  выявлять культурно-исторический контекст возникновения и развития экономических взглядов, идей, теорий;  осуществлять поиск, систематизацию, обработку и анализ социально-экономической информации по вопросам, связанным с функционированием той или иной хозяйственной системы;  использовать знания по истории экономических учений для более глубокого усвоения других экономических дисциплин;  применять полученные теоретические знания об эволюции экономической мысли и многообразии теоретических подходов к исследованию экономических явлений в процессе самостоятельного творческого поиска при написании научно-исследовательских студенческих работ; владеть  методологией экономического исследования на основе изучения основных течений экономической науки;  методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче;  навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе исторических эпох и направлений (школ) экономической мысли;  навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста по проблемам экономической истории;  методами выделения признаков, формулировки на их основе критериев и сравнением, выделением причинно-следственных связей; 7
Стр.7
 приемом объяснения особенностей экономических учений, концепций на основе анализа информации источников по развитию экономических учений разных исторических периодов;  способами преобразования совокупности информации об элементах экономических концепций ученых экономистов в различные системы сложной экономической информации (схемы, таблицы, логические цепочки и т. д.); иметь опыт  поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе исторических эпох и направлений (школ) экономической мысли;  преобразования совокупности информации об элементах экономических концепций ученых экономистов в различные системы сложной экономической информации (схемы, таблицы, логические цепочки и т. д.). В содержании дисциплины на теоретическом уровне определены следующие дидактические единицы: 1. Общие понятия истории экономических учений как науки. 2. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах: Античность, Средневековье. 3. Систематизация экономических знаний и первые теоретические системы: меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, социалисты-утописты, марксизм, немецкая историческая школа. 4. Формирование и эволюция современной экономической мысли: австрийская школа маржинализма, лозаннская школа, неоклассика. 5. Формирование и эволюция современной экономической мысли – институционализма. 6. Формирование и эволюция современной экономической мысли – теории рынка несовершенной конкуренции. 7. Формирование и эволюция современной экономической мысли – кейнсианства. 8. История современных (послевоенных) экономических теорий – неолиберализм. 9. Особенности развития современной отечественной экономической мысли. Останавливаясь на системе работы с учебным пособием, необходимо отметить, что оно состоит из нескольких разделов, которые выделены по хронологическому принципу. Первые два раздела пособия направлены на формирование представлений об экономической мысли, учениях, теориях ранних доиндустриальных обществ и эпохи промышленной революции. Третий и четвертый разделы посвящены началу формирования и развития современных школ и направлений в экономической теории в условиях индустриального и постиндустриального этапов развития общества. В конце каждой темы представлены задания для самостоятельной работы. Выполнение представленных заданий к темам поможет обучающимся 8
Стр.8
более успешно усвоить огромный фактический материал, что является особенностью истории экономических учений. Обучающиеся должны помнить, что важно запоминать не только имена, учения, теории, но и осознать логику развития экономической науки и хозяйственной практики, взаимосвязи с другими научными дисциплинами. В рамках каждой темы представлены задания для самостоятельной работы. В первую очередь именно с ними обучающиеся должны ознакомиться, после прочтения текста того или иного параграфа. Прежде чем притупить к самостоятельному выполнению практических заданий, обучающимся необходимо: – ознакомиться с конспектом лекций по той или иной теме; – самостоятельно изучить соответствующие разделы учебников и учебных пособий, расположенных в списке источников и литературы к пособию; – если необходимо, ознакомиться с выдержками из монографий и статей периодических изданий, которые сопровождают то или иное практическое задание в рамках конкретной темы. Предлагаемые шаблоны схем, таблиц, а также практические задания, подготовленные на основе материалов, опубликованных в авторитетных монографиях, отечественных периодических изданиях, существенно облегчают самостоятельную подготовку обучающихся к занятию и дают возможность, при качественном самостоятельном поиске информации по теме, реализовать практические задания. 9
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически