ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1491)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом “Народное образование”»
Редакционная коллегия (экспертный совет):
Åëåà Øèøàêîâà, главный редактор журнала «Народное образование»,
кандидат педагогических наук
Àëåêñàð Àñîëîâ, академик РАО
Вера Áååðõàîâà, профессор, доктор педагогических наук
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
Сергей Воровщиков, профессор, доктор педагогических наук
Ààòîëèé Åðîëè, кандидат педагогических наук
Àëåêñàð Êàåâ, доктор биологических наук
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Èðèà Êîëåñèêîâà, профессор, доктор педагогических наук
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор, доктор педагогических наук
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Виктор Ñëîáî÷èêîâ, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Мурат ×îøàîâ, профессор, доктор педагогических наук
Åâãåèé ßáóðã, академик РАО
Âèòîëü ßñâè, профессор, доктор психологических наук, доктор педагогических наук
Редакция:
Елена Шишмакова (главный редактор), Любовь Купфер (выпускающий редактор),
Светлана Лячина (ответственный секретарь), Арсений Замостьянов (редактор
выпуска), Тамара Ерегина (редактор)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. E-mail: narob@yandex.ru, no.podpiska@yandex.ru
Журналы и книги издательства можно увидеть на сайте www.narodnoe.org
¹2’2022
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ЛЕТНИЕ ЛАГЕРЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
К.А. Федоренко
Артек как модель лагеря
будущего и его значение для
России
А.А. Ермолин
Летний лагерь
как живая модель детской
Кремниевой долины
Продуктивное образование
подростков и «4П-педагогика»
И.И. Фришман
Диалоговые методы
социокультурного взаимодействия
подростков в каникулы
О.П. Савельева
Возможности детского
оздоровительного лагеря
в формировании общероссийской
гражданской идентичности
детей и молод¸жи
С.П. Маньков,
Н.А. Дзюбан
Метанавыки руководителя
и эффективное управление
детским оздоровительным
лагерем в условиях
неопредел¸нности
2
9
Артек — главный детский центр СССР и России, достояние всей
страны, требующее особого отношения и к традициям, и к инновациям.
Связь прошлого, настоящего и будущего Артека с задачами государства,
образовательной политикой.
13
Инновационная модель детского летнего лагеря. Использование
авторских методик обучения и воспитания, приобщения школьников
к бизнесу, творчеству, труду.
21
Организаторам каникулярного времени подростков предлагаются
эффективные игровые педагогические технологии, методы диалогового
взаимодействия и методики коллективно-творческой деятельности.
27
Формирование общероссийской гражданской идентичности у детей
и молодёжи, взаимосвязь с организацией отдыха детей и их
оздоровления.
38
Руководство оздоровительным лагерем в условиях пандемии
и ограничений. Качественная перестройка работы в новых контекстах,
освоение новых педагогических навыков и методик.
Народное образование / Public education 2’2022
Стр.3
А.Н. Камнев,
А.Я. Дугина
Программы деятельного
образования в лагере
как основа воспитания
гражданской ответственности
и любви к истории Отечества
А.Н. Камнев,
С.А. Макарова,
А.С. Пушкина,
М.И. Калинова
Лингвистический лагерь
как форма языкового
обучения детей
СОДЕРЖАНИЕ
43
Воспитание чуткого отношения к исторической памяти. Педагогика
общего дела, погружение коллектива школьников в жизнь детского
лагеря и целый ряд педтехнологий.
52
Организация работы летнего лагеря для школьников с лингвистической
спецификой. Ожидание результатов эксперимента. Новая методика,
которую может взять на вооружение педагогический коллектив.
ЛЕТНИЕ ЛАГЕРЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
С.Г. Дехаль
Модель виртуальной
образовательной среды ВДЦ
«Океан». Развитие социального
интереса у старшеклассников
Ю.В. Косолапова
Обновление системы
дополнительного образования
детей: ресурсные возможности
Е.В. Корябкина
Симфония взросления
современного подростка
в пространстве детского лагеря
Л.А. Крапивина
Формирование социальной
компетентности подростков
в условиях детской парусной
флотилии «Каравелла»
61
Суть и потенциал виртуальной образовательной среды, обоснование для
развития социального интереса старшеклассников. Модель виртуальной
образовательной среды детского центра.
73
Специфика обновления системы дополнительного образования детей,
описание природы обновления профессиональной деятельности педагога.
Основа ресурсного потенциала ВДЦ «Океан», способствующая
обновлению профессиональной деятельности педагога.
79
Особенности взросления современных подростков в условиях детского
образовательного лагеря. Возможности образовательного пространства
в проявлении самостоятельности, активности, выбора.
83
Условия формирования эмоционально-нравственного стержня личности
подростков в процессе освоения учебной программы «Острова
и капитаны», включающей гражданско-патриотическое, трудовое
и нравственное воспитание детей.
3
Народное образование / Public education 2’2022
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
А.С. Прутченков,
С.А. Прутченкова
Летняя тематическая смена
«Полевая академия проектного
менеджмента» в онлайн-формате
«Ðåãàòà-2020»
В.А. Снатенков
Путешествие в Санкт-Петербург
и на Кольский полуостров
(записки путешественника)
91
Алгоритм подготовки и проведения летней тематической смены
в онлайн-формате с акцентом на самостоятельную разработку
школьными командами социальных проектов с помощью
«Конструктора социальных проектов».
98
Состав туристической группы. Бюрократия в детском туризме.
Понятие категорийного похода. Зарождение дружбы, проявление
доброты и взаимопомощи, преодоление трудностей в школьном походе.
ПИОНЕРСКАЯ ИСТОРИЯ
С.Б. Цымбаленко
Спасательный круг детства
К столетию пионерской
организации
В.В. Бибикова
Будь готов на смену
пролетариям, смелый,
гордый юный пионер!
111
Обзор истории пионерской организации и современной проблематики,
связанной с детскими организациями. Проблемы эффективности
патриотического воспитания.
118
Аналитический обзор организационных мероприятий по созданию
первых пионерских отрядов в Красноярске в 1922–1923 годах: создание
губбюро комдетдвижения, подготовка инструкторов-организаторов,
разработка основных рекомендаций для уездных райкомов РКСМ.
Данные о социальном составе пионеров и вожатых, формах и методах
работы отрядов.
И.В. Руденко
Подготовка кадров
для детской организации.
Как это было?
Б.В. Куприянов,
Е.М. Карпова
Поездка в пионерский лагерь:
историко-педагогическая
реконструкция на основе
современных воспоминаний
о советском детстве
Э.Ф. Лексина
«Океан» в истории пионерии
и сегодня
124
Подготовка кадров в первые годы существования пионерской
организации, независимость от школьной администрации. Особая
значимость воспитания педагогических кадров, работавших с детьми
в пионерских организациях, прежде всего — вожатых.
133
Историко-педагогическая реконструкция поездки в пионерский лагерь
как жизненного события советских детей второй половины ХХ века
на материале современных воспоминаний. Ряд исторических подходов,
разработка в социологии проблемы социальной адаптации, концепция
воспитательной организации. Палитра переживаний отдыхавших детей
в анализе 139 информативных рассказов.
141
Начало биографии Всероссийского детского центра «Океан» — это
советские времена и значимость всесоюзного пионерского лагеря. Опыт
тогда и сейчас. Изучение феномена пионерских лагерей XX века.
4
Народное образование / Public education 2’2022
Стр.5
Ю.Д. Беляков,
Т.Л. Хацкевич
С пионерским звонким маршем
Место и роль «Орл¸нка» в истории
пионерской организации
О.Б. Зотова,
Е.Л. Путренок
«Шаг во вселенную»: подготовка
научно-познавательного квеста
руками подростков
Встреча с легендой
СОДЕРЖАНИЕ
145
История, традиции, методика и практика пионерского лагеря
«Орлёнок» — значительный пласт летописи пионерской организации,
сохранённый и в наши дни.
151
Авторская разработка методики подготовки детьми познавательного квеста
для своих сверстников. Направленность на развитие познавательной активности
участников, их интереса к самостоятельному поиску информации,
анализ и обобщение собранного материала, создание познавательных видеороликов
с помощью современных технологий.
158
Наш собеседник — Ольга Георгиевна Миронец, эксперт Межрегиональной
общественной организации «Содействие детскому отдыху», легендарный
старший вожатый «Орлёнка».
Л.А. Крапивина
Роль Иннокентия Жукова
в создании пионерского
метода воспитания
Е.А. Ефимова
Педагогическое применение игры
в работе пионерской организации
(1920–1990-å ãã.): переплетение
традиций и новаций
А.А. Замостьянов
Страницы истории
пионерской организации
164
Методические рекомендации И.Н. Жукова, положенные в основу
создания всесоюзной пионерской организации. Сравнительный анализ
скаутского и пионерского методов воспитания детей.
170
Характеристики педагогического применения в работе с пионерами игры,
понимаемой многоаспектно, обусловленой стоящими перед организацией
и всей страной задачами. Особенности взаимопроникновения традиций
и новаций в этой сфере.
180
Знаковые символы и эпизоды истории пионерской организации —
история лагеря «Артек» и феномен пионеров-героев. Легенды и гордость
пионерии, не потерявшие значения в наше время.
АРХИВ И НАСЛЕДИЕ
Е. Теремякина,
Е. Глатман
Первые годы пионерии
С. Шмаков
Об организации
пионерской жизни
191
В статье 1962 года с позиций того времени рассказ о первых шагах
пионерской организации в Советской России.
206
Проблематика, чрезвычайно актуальная для 60-х годов XX века,
но полезная и для современных педагогов. Опыт и теоретические
разработки организации пионерской жизни, чтобы она не превратилась
в формальность.
Стр.6