ФЕДОР ИВАНОВИЧ
ТЮТЧЕВ
1803—1873
<...> Ф. И. ТЮТЧЕВ
ЛИРИКА
МОСКВА
2010
Составитель, автор вступительной статьи, комментариев <...> Тютчев
был современником Фета, «Вечерние огни» которого несут в себе внутренние связи с
творчеством Тютчева. <...> Известный исследователь жизни и творчества Тютчева, правнук поэта, <...> Человек высшего дворянского общества, близкий царскому
двору, Тютчев одновременно и служил Империи и негодовал на высшую знать,
«привилегированную накипь». <...> Признав величие поэта-тираноборца,
Тютчев предложил свой путь борьбы: «Под царскою парчою смягчай, а не тревожь
сердца» — путь нравственного воздействия. <...> »
В Германии Тютчев дружил с Гейне; возвратившись в Россию, был близок со
славянофилами, особенно с И. Аксаковым <...> Такими обычно оказываются слова:
«Небо», «Земля», «Весна», «Солнце», «Град»; он будто «оживляет» их, мифологизируя
картину. <...> Романтическая поэзия Тютчева устремлена в сферу идеалов. <...> Восприятие жизни было у Тютчева романтическим; «жизнь» имеет в его стихах
определения — «дивная», «чудная»: «чудной жизнью ты полна» (о морской волне),
«чудной жизнью он блестит» (о снеге); поэт хочет разгадать «жизнь бессмертную
ключа», «жизнь» музыкального звука, «жизнь, невозвратимо пережитую» старых
писем, он восхищен «дивным миром», развернувшимся перед странником; поэта влечет
«таинственное», «волшебное», «колдовское» в самой жизни: «Какое лето, что за лето! <...> .
И в нашей жизни повседневной
Бывают радужные сны,
В край незнакомый, в мир волшебный,
4
И чуждый нам и задушевный,
Мы ими вдруг увлечены. <...> Лирический субъект — это или философ,
поэтический созерцатель природы, или влюбленный, мечтательный юноша, или пророк
— предсказатель русских и европейских судеб (в поэзии 1850—1860-х годов), или
трагическая личность <...>
Тютчев_Ф.И._Лирика.pdf
ФЕДОР ИВАНОВИЧ
ТЮТЧЕВ
1803—1873
Стр.1
Ф. И. ТЮТЧЕВ
ЛИРИКА
МОСКВА
2010
Стр.2
Составитель, автор вступительной статьи, комментариев
В. Н. Аношкина-Касаткина
Стр.3
СЛОВО ОТЗЫВАЮЩЕЕСЯ И СОЧУВСТВЕННОЕ
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...
Два столетия живет литературное наследие Федора Ивановича Тютчева, волнуя
современников поэтическими созданиями, полными глубоких философских раздумий о
мире и страстных порывов человеческого сердца. С карамзинским периодом в
литературе было связано начало его пути, на пушкинском этапе его творчество
достигло расцвета, вторая вершина его литературного развития — на том этапе,
который ознаменовался деятельностью Некрасова, Достоевского и Толстого. Тютчев
был современником Фета, «Вечерние огни» которого несут в себе внутренние связи с
творчеством Тютчева. Особая роль поэта в русской литературе определяется и образом
жизни (22 года провел вне родины, в Германии, на дипломатической службе), и
складом личности (не считал себя профессиональным литератором, не стремился
публиковать свои произведения и активно участвовать в литературной жизни), и,
конечно, особенностями его творчества, сущность которого составляют «вечные
вопросы» о вселенной и мире земном, о жизни и смерти, о красоте, о любви, о
человеке, его душе, судьбе, о времени, истории, судьбе России и Славянства. В русской
литературе XIX века Тютчев шел «романтическими дорогами».
Все это, вместе взятое, привело к созданию легенды о нем как поэте «чистого
искусства», якобы стоящем над жизнью и литературой своего времени и раскрывшемся
только символистам, объявившим его своим «великим учителем». Эта легенда уводит
от понимания подлинного смысла творчества Тютчева и его роли в русской литературе.
Романтик Тютчев был сыном своей эпохи. Его письма, воспоминания о нем
современников, свидетельства первого биографа поэта, его зятя И. Аксакова, рисуют
образ человека, отнюдь не отрешенного от бурь, гроз и волнений житейского моря.
Славянофил И. С. Аксаков рассказал об отношении Тютчева к славянофильству,
1
Стр.4
Перевод стихотворения «Hektors Abschied». Стихотворение передает эпизод из
«Илиады» — прощание Гектора с Андромахой, которая держит на руках их сына.
Гектор — один из героев «Илиады» Гомера, сын царя Трои Приама.
Андромаха — его супруга.
Пелид — Ахиллес, герой ахеян, напавших на Трою; Пелид (Ахиллес) убил
Гектора в сражении.
Пергам — крепость в Трое.
Стиксовы брега — берега реки Стикс в подземном царстве, Аиде.
Сумрачная Лета — река забвения в подземном царстве.
Стихотворение передает эпизод из «Илиады» — прощание Гектора с
Андромахой, которая держит на руках их сына.
Песнь радости. Первая публикация — альманах «Северная лира» 1827 г.,
с. 30—36. Датируется 1823 г. Перевод стихотворения Шиллера «An die Freude»
(«К радости»).
Поминки. Первая публикация — сборник «Раут» 1851 г., с. 75—80. Датируется
предположительно 1850 г. — началом 1851 г. Перевод «Das Siegesfest»; Шиллер
использовал образы и сюжетные ситуации «Илиады» Гомера.
Троя, Илион — город в Малой Азии, у стен которого, согласно «Илиаде» Гомера,
происходили битвы ахейцев (греческое племя) с троянцами. Ахейцы приплыли к
стенам Трои на кораблях.
Приамов град — город царя Трои Приама.
Пэан — торжественная хоровая песнь.
Калхас — жрец, предсказатель судьбы Трои.
Паллада — она же Афина: согласно древнегреческой мифологии, богиня
мудрости и войны, она родилась из головы Зевса вооруженной.
Посейдон — бог моря.
Атреев сын — Агамемнон, царь ахейских племен, воевавших под Троей.
Керы — согласно античной мифологии, богини насильственной смерти.
Одиссей — один из ахейских героев, прославившийся своим хитрым умом и
верностью домашнему семейному очагу.
Атрид — сын царя Атрея, имеется в виду Агамемнон.
Кронид — Зевс, согласно древнегреческой мифологии, главный бог на горе
Олимп, где обитают все боги.
Аяксы — два брата, могучие герои ахейцев, сражавшиеся под Троей и
совершившие подвиги.
Олимпийцы — согласно древнегреческой мифологии, боги, живущие на горе
Олимп.
Патрокл — друг Ахиллеса, самого доблестного, прославленного героя ахейцев;
Патрокл был убит в сражении.
Терсит — злобный и трусливый ахеец.
Пелид — сын царя Пелея, Ахиллес.
Пирр — сын Ахилла (персонаж «Энеиды» Вергилия).
Сын Тидеев — Диомед, доблестный герой ахейцев, совершавший подвиги в
сражениях под Троей.
Старец Нестор — также один из участников похода ахейцев, отличающийся
мудростью.
Гекуба — жена троянского царя Приама, потерявшая во время этой войны всех
своих детей.
188
Стр.191