Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
М.Ю. Опёнков, Н.Б. Тетенков, Е.А. Янковская
Онтология и теория познания
Учебное пособие
Архангельск
САФУ
2019
Стр.1
УДК 111.1 (075)
ББК 87.21я73
О-60
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Рецензенты:
А.М. Дорожкин, доктор философских наук, профессор;
П.М. Колычев, доктор философских наук, профессор
О-60 Онтология и теория познания: учебное пособие / М.Ю. Опёнков,
Н.Б. Тетенков, Е.А. Янковская; Сев. (Арктич.) федер. ун-т
им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд. доп. – Архангельск: САФУ, 2019. –
208 с.
ISBN 978-5-261-01427-0
Опёнков, М.Ю.
В учебном пособии раскрывается содержание базовых онтологических
моделей, представленных в виде определенных концептов,
концептуальных систем и проблемных полей. Эти онтологические
модели образуют фундаментальную взаимосвязь с основными теоретико-познавательными
подходами, а также общеметодологическим
уровнем научных исследований.
Предназначено для аспирантов вузов.
УДК 111.1 (075)
ББК 87.21я73
ISBN 978-5-261-01427-0
© Опёнков М.Ю., Тетенков Н.Б.,
Янковская Е.А., 2019
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2019
Стр.2
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ..............................................................................................
КАТЕГОРИИ, ДЕРЕВО ПОРФИРИЯ ....................................................
Учение Аристотеля о категориях ......................................................
Анализ важнейших аристотелевских категорий ............................
Учение о понятии ................................................................................
Древо Порфирия ..................................................................................
Контрольные вопросы и задания ......................................................
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИИ ........................................................................
Контрольные вопросы и задания ......................................................
ХОРА .........................................................................................................
БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ. ТИПЫ ОНТОЛОГИЙ ......................................
Контрольные вопросы и задания ......................................................
5
9
9
16
21
23
32
33
45
46
62
74
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОСНОВНОЙ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ
СТРУКТУРЫ ...........................................................................................
Бытие-действие ...................................................................................
Сущность и существование ...............................................................
Вторая схоластика. Суарес. Принцип индивидуации ....................
Контрольные вопросы и задания ...................................................... 110
74
84
86
95
ВОПРОС О БЫТИИ В РАМКАХ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ
ТРАДИЦИИ ............................................................................................. 111
Dasein Хайдеггера ............................................................................... 113
Понятия «скука» и «пустота» ........................................................... 122
Ereignis ................................................................................................. 127
Контрольные вопросы и задания ...................................................... 135
ТИПЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ПРОБЛЕМА РЕФЕРЕНЦИИ .......... 136
Онтология о типах существования ................................................... 136
Способы конструирования миров..................................................... 138
Онтология и логическая семантика. Модальность и существование
Возможные миры ................................................................................ 144
141
3
Стр.3
Как возможны «несуществующие объекты»? ................................. 147
Онтология и проблема референции .................................................. 149
Контрольные вопросы и задания ...................................................... 151
ГЕРМЕНЕВТИКА И ОНТОЛОГИЯ ..................................................... 152
Два пути обоснования герменевтики в феноменологии ................ 152
Возможные формы человеческого бытия ........................................ 156
Контрольные вопросы и задания ...................................................... 171
КОНЦЕПТ ............................................................................................... 172
Различие между концептом, понятием, термином ......................... 172
Философия как деятельность по производству концептов ............ 175
Онтология концепта ........................................................................... 180
Перцепт, аффект и концепт ................................................................ 182
Контрольные вопросы и задания ...................................................... 184
КОЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПЕРСОНАЖИ .................................................... 185
Свойства концептуального персонажа ............................................. 185
Черты концептуальных персонажей ................................................ 196
Определение понятия «концептуальный персонаж» ..................... 202
Контрольные вопросы и задания ...................................................... 205
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ................................................ 206
4
Стр.4
Введение
Цель данного учебного пособия – раскрыть содержание базовых
онтологических моделей, представленных в виде определенных
концептов, концептуальных систем и проблемных полей. Эти
онтологические модели образуют фундаментальную взаимосвязь
с основными теоретико-познавательными подходами, а также общеметодологическим
уровнем научных исследований. Чтобы увидеть
структуру этой взаимосвязи, необходимо раскрыть понятие
онтологии в том контексте, в котором оно будет использовано в
данном учебном пособии.
Понятие «онтология» появляется в европейской философской
традиции относительно поздно. Оно возникает при попытке систематизировать
философское знание, которую предпринял протестантский
неосхоласт Р. Гоклениус. Он составил так называемый
«Философский лексикон», целью которого было обозначить основную
структуру философского знания через систему определений,
а картезианец И. Клауберг стал использовать термин «онтология»
как синоним метафизики.
Широкое распространение термин получил в XVIII веке после
того, как его использовал Х. Вольф. В системе Х. Вольфа понятия
«онтология» и «метафизика» перестают быть синонимичными.
Согласно Вольфу, метафизическое знание включало три фундаментальных
раздела: космологию, онтологию и рациональную
психологию.
Согласно классическому определению, онтология происходит
от двух греческих слов: on (ontos) – сущее и logos – слово, учение,
следовательно, буквально «онтология» означает «учение о бытии».
Разумеется, онтологическая по сути проблематика исследовалась
задолго до того, как появилось само определение термина
«онтология». Бытие – это центральная категория элейской школы,
которая так или иначе присутствовала в большинстве философских
систем, начиная с античности. Тем не менее, в это понятие
5
Стр.5
зачастую вкладывался различный смысл и понимание категории
бытия. Например, в платонической философии оно не равнозначно
тому пониманию, которое присутствует у последователя Г. Лейбница
– Х. Вольфа, а тем более в фундаментальной онтологии
М. Хайдеггера.
Взаимосвязь онтологии и метафизики оказалась настолько
прочной, что необходимо раскрыть суть этой взаимосвязи. Метафизика
– это способ построения философского знания, ориентирующийся
на исследование базовых или предельных структур
реальности, общей ее основы и общих принципов устройства. Метафизическими
называются такие утверждения о мире, которые
утверждают и описывают в нем нечто, имеющее сверхэмпирический
характер, или нечто, не наблюдаемое в опыте в том смысле, в
котором опыт понимается эмпириками. Такие утверждения могут
иметь как онтологическую, так и гносеологическую направленность.
Примером
метафизических утверждений онтологического характера
может служить утверждение о том, что проявления процессов
природы единообразны во все времена и во всех точках
пространства. Такое утверждение не выводимо из эмпирических
наблюдений в силу их единичного характера и ограниченности
временем, местом и возможностями наблюдателя. В качестве постулата
оно является условием того, что мы вообще можем построить
связное представление о реальности, основываясь на возможности
некоего определенного опыта.
В качестве яркого примера метафизического постулата гносеологической
направленности можно привести представление об
объективности знания, характерное для классической теории познания.
Согласно преобладающей в этой традиции точке зрения
(характерной и для «наивной метафизики» обыденного мышления),
познание носит репрезентативный характер, и символы, используемые
в познании, обретают смысл в ходе сопоставления с
реальностью. В соответствии с этим существует возможность, по
крайней мере потенциальная, построить исчерпывающую систему
знания, которая может подвергаться лишь дальнейшим уточнениям,
но не кардинальным изменениям. Также данный подход предполагает,
что возможно разработать универсальную процедуру
установления истины.
Таким образом, наиболее общее представление о метафизике
построено на том, что метафизика – это то, что выходит за преде6
Стр.6
лы опыта. Тем не менее само понятие «опыт» является слишком
неоднозначным, чтобы считать такое определение метафизики само
собой разумеющимся. Когда говорят, что метафизика – это то,
что выходит за пределы опыта, имеют в виду очень узкое понятие
опыта, характерное для эмпирической традиции. Если же мы,
вслед за Х.Г. Гадамером, обратим внимание на возможность более
широкого понимания опыта, то увидим, что определения метафизики
через ее отношение к опыту как эмпирике недостаточно.
В самом общем виде понятно, что метафизика возникает там,
где недостаточно эмпирики, поскольку то, что под опытом понимается
со времен сначала софистов, а потом номиналистов, неизбежно
фрагментарно и не дает целостного представления о реальности.
Такая фрагментарность может быть ответом на вопрос:
«Что происходит здесь и сейчас?» или «Как я веду себя в данный
момент?», но не отвечает на вопрос: «Что может происходить?» и
«Как мне действовать в любых ситуациях?» Таким образом, это не
то, что выходит за пределы опыта вообще, но то, что может предсказывать
грядущий опыт и объяснять предыдущий.
Общий ход мысли в данном случае таков: несмотря на эмпирическую
множественность вещей, явлений, событий, в основе мира
должно быть нечто единое, обуславливающее саму возможность
множественности. Эта проблема – не физическая, т.к. речь идет не
о вещественной основе мира, а об основе смысловой. Такое «единое»
выступает предельным условием возможности нашего опыта
мира. Тем не менее эта проблема может рассматриваться и на материале
естественных наук. Следовательно, метафизический подход
не предполагает обязательного эссенциализма, а может быть,
напротив, сосредоточен на проблеме изменения, характерной для
исследования материальной реальности.
По отношению к науке можно выделить две собственно метафизические
позиции, оставив пока в стороне вопрос о философии
как методологии науки. Первая позиция сформулирована К. Поппером,
когда он обосновывал дедуктивный способ построения
научных теорий. На стадии дедуктивного построения теоретикогипотетической
системы эта система может содержать в себе неустранимый
элемент «метафизики», т.е. те предпосылки, которые
никак не следуют из наличествующей эмпирики. Получается,
что и в области чисто научного, а не только чисто философского
построения, метафизика обеспечивает необходимую функцию
трансцендирования. Эта функция позволяет намечать как пределы
7
Стр.7
эмпирики, так и расширять ее поле. Другая функция метафизики
по отношению к науке состоит как раз в обобщении и построении
целостного представления о реальности, которое оказалось необходимым.
Именно в силу этого метафизика из науки не устранима
и неявно присутствует в установках самих ученых. Например,
представление о детерминированности всех явлений – краеугольный
камень научного знания. В то же время исследованием детерминизма
как проблемы, его обоснованием, прояснением различных
типов детерминизма никакая отдельная наука заниматься не
будет. Это функция философского знания, которое в данном случае
явно будет опираться на знание научное.
Критический пересмотр метафизического понимания онтологии
приближает нас к современному пониманию онтологического
знания и онтологических моделей. Прежде всего в качестве альтернативы
классическому метафизическому пониманию онтологии
выступает диалектический подход. Диалектическая онтология,
рассматривающая формирование понятийных моделей реальности,
является не только онтологической, но и гносеологической.
Противоречивый характер развития различных форм реальности
отображается в многоаспектном процессе развития понятий.
Сама онтология уже не может быть традиционной содержательной
онтологией, поскольку в этом случае она будет тождественна
натурфилософии. В настоящее время конкретное содержание существующих
явлений – это предмет конкретно-научного знания,
отдельных специальных дисциплин. Предметом онтологического
исследования будет, скорее, определенная общая форма явлений.
Исследование того же принципа детерминизма предполагает рассмотрение
структуры причинности. Таким образом, предметом
онтологии становится изучение свойств онтологических форм явлений
и отношений между онтологическими формами явлений с
использованием абстрагирования. Получается, что онтология в
данном случае становится формальной онтологией, что сближает
ее с математикой, т.е. требует точности, строгости и логической
непротиворечивости. Специфика онтологического исследования
состоит в том, что строгость и последовательный анализ необязательно
предполагают формализацию и могут существовать на
уровне концептуального анализа. Концептуальные онтологические
модели, за счет которых раскрываются в том числе и теоретико-познавательные
проблемы, представлены в данном учебном
пособии.
8
Стр.8