В. И. Калугин
Романы Александра Вельтмана
Вельтман А. Ф. Романы / Сост., вступ. статья В. И. Калугина; Послесл. и коммент. А. П.
Богданова.--М.: Современник, 1985. (Из наследия).
OCR Бычков М. Н.
"Теперь Вельтман забыт, но в свое время он был популярнейшим из беллетристов, произведения
которого ждали с нетерпением и встречали с шумными приветствиями появление их в печати. Читатели и
критика выделяли Вельтмана из толпы беллетристов наряду с Марлинским, Загоскиным, Лажечниковым,
видя в них чуть только не классиков русской прозы",-- писал известный советский литературовед В. Ф.
Переверзев в 1965 году. Стоит нам ознакомиться с критическими отзывами середины или конца прошлого
века, начала или середины нашего, и мы встретим почти те же самые слова о "всеми забытом" Вельтмане.
"В истории русской литературы нет другого писателя, который, обладая в свое время такой
популярностью, как Вельтман, так быстро достиг бы полного забвения",-- констатировал Б. Я. Бухштаб в
1926 году.
И дело здесь, конечно, не в повторах, а в устоявшихся мнениях, которые действительно
переживают века, обладают поразительной жизнеспособностью. Литературная судьба Вельтмана в этом
отношении, пожалуй, наиболее характерна. Уже при жизни он попал в число "забытых", и ничто, даже
такое значительное произведение, как "Приключения, почерпнутые из моря житейского", созданное в
последние годы жизни писателя, не смогло вырвать его из этого небытия. История, казалось, вынесла свой
приговор -- окончательный, обжалованию не подлежащий. И этот приговор сохранял свою магическую
силу более столетия. Только сейчас мы уже поостережемся причислить его к забытым, а если и назовем
таковым, то с неизменной оговоркой, что он принадлежит "к числу писателей, прославившихся при
жизни, забытых последующими поколениями и вновь возвращающихся на литературную авансцену,
чтобы уже обрести полное признание". Так писал в 1977 году Ю. М. Акутин, благодаря которому во
многом и произошло "возвращение на литературную авансцену" Александра Фомича Вельтмана {См.:
Вельтман А. Ф. Странник. М.: Наука, 1977. (Литературные памятники); Вельтман А. Ф. Повести и
рассказы. М.: Советская Россия, 1979. Оба издания подготовлены Ю. М. Акутиным, опубликовавшим в
70-е гг. ряд статей о Вельтмане в научной и массовой печати. Биографический материал также наиболее
полно представлен в послесловии Ю. М. Акутина к "Страннику" и в его статьях. См. также: Вельтман А.
Ф. Приключения, почерпнутые из моря житейского. Саломея. / Предисл. и коммент. В. Ф. Переверзева.
Кн. 1--4 М.: Художественная литература, 1957. Вельтман А. Ф. Эротида.-- В сб.: Русская романтическая
повесть. М., 1980.} одновременно с подобным же "возвращением" и Марлинского, и Загоскина, и
Лажечникова, и многих других писателей, книги которых в 70--80-е годы XX века стали выходить в
разных издательствах страны массовыми тиражами. Так что в данном случае мы имеем дело не с
единичным фактом, а с одним из характернейших явлений именно н_а_ш_е_г_о времени, н_а_ш_е_г_о
постижения и восприятия классического наследия.
Возвращение из небытия писателей, считавшихся навек забытыми, принадлежащими ко второму
или третьему ряду,-- это результат исторического подхода к литературному наследию, результат
осознанной необходимости изучения не только первых, но и всех последующих "рядов", входящих в
число неизменных составных русской культуры, без которых не было бы и ее высочайших достижений.
А. Ф. Вельтман уже вошел в число имен, "вытащенных из забвения" нашим временем. Но помимо
уже переизданных произведений, в его творческом наследии есть и один из первых в России социальноутопических
романов "MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына Задеки", и научно-фантастический роман
-- тоже один из первых в русской литературе -- "Александр Филиппович Македонский. Предки
Калимероса"; романы "Лунатик", "Сердце и Думка", "Новый Емеля, или Превращения", драмы, стихи,
поэмы. Особое место в его творчестве занимают исторические романы "Кощей бессмертный" и
"Светославич, вражий питомец", стоящие у истоков русской исторической романистики, наиболее
значимые как в художественном, так и в историко-литературном отношении.
"Кощей бессмертный" вышел в 1833 году, "Светославич, вражий питомец" -- в 1835-м, в годы
появления целой вереницы русских исторических романов, повестей, драм. Ни до, ни после мы уже не
Стр.1