Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Лексический состав английского языка: учебное пособие (220,00 руб.)

0   0
Первый авторАстахова Татьяна Николаевна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц112
ID742250
Аннотацияассмотрены основные вопросы лексикологии английского языка: словообразование, классификация лексики по исторической отнесѐнности, происхождение лексики английского языка, территориальная вариативность словарного состава английского языка, стилистическая дифференциация словарного состава и фразеология английского языка. Каждая глава сопровождается вопросами и заданиями
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки «Начальное образование» и «Иностранный язык»; может быть использовано при освоении дисциплины «Лексикология». Кроме того, пособие будет полезно обучающимся направления подготовки 45.03.02 «Лингвистика», профили «Теория и практика межкультурной коммуникации», «Перевод и переводоведение» при освоении курсов «Введение в теорию языка: основы языкознания», «Лексикология»
ISBN978-5-261-01514-7
Астахова, Т.Н. Лексический состав английского языка: учебное пособие / Т.Н. Астахова .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2021 .— 112 с. — ISBN 978-5-261-01514-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/742250 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Лексический_состав_английского_языка_учебное_пособие.pdf
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Т.Н. Астахова ЛЕКСИЧЕСКИЙ СОСТАВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Учебное пособие Архангельск САФУ 2021 3
Стр.1
УДК 81‟373=111(075) ББК 81.2Англ-3я73 А910 Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Автор: Т.Н. Астахова, кандидат филологических наук Рецензенты: Ю.Н. Хоружая, кандидат филологических наук, доцент кафедры романогерманской и русской филологии Сочинского государственного университета; И.А. Кузьмичева, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Астахова, Т.Н. А910 Лексический состав английского языка [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.Н. Астахова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Электронные текстовые данные. – Архангельск: САФУ, 2021. – 114 с. ISBN 978-5-261-01514-7 Рассмотрены основные вопросы лексикологии английского языка: словообразование, классификация лексики по исторической отнесѐнности, происхождение лексики английского языка, территориальная вариативность словарного состава английского языка, стилистическая дифференциация словарного состава и фразеология английского языка. Каждая глава сопровождается вопросами и заданиями. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки «Начальное образование» и «Иностранный язык»; может быть использовано при освоении дисциплины «Лексикология». Кроме того, пособие будет полезно обучающимся направления подготовки 45.03.02 «Лингвистика», профили «Теория и практика межкультурной коммуникации», «Перевод и переводоведение» при освоении курсов «Введение в теорию языка: основы языкознания», «Лексикология». В авторской редакции. УДК 81‟373=111(075) ББК 81.2Англ-3я73 Издательский дом им. В.Н. Булатова САФУ 163060, г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 56 ISBN 978-5-261-01514-7 © Астахова Т.Н., 2021 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2021 4
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................................................... 7 ГЛАВА 1. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ............................... 9 1.1. Основные понятия теории словообразования ................................................ 9 1.1.1. Типы словообразовательного анализа ......................................................... 9 1.1.2. Морфологическая структура слова .............................................................. 9 1.1.3. Анализ по непосредственно составляющим ............................................. 12 Вопросы для обсуждения ...................................................................................... 14 Задания .................................................................................................................... 14 1.2. Способы словообразования английского языка .......................................... 15 1.2.1. Аффиксация .................................................................................................. 15 1.2.2. Словосложение ............................................................................................. 19 1.2.3. Конверсия ..................................................................................................... 22 1.2.4. Сокращение .................................................................................................. 23 1.2.5. Обратное словообразование ....................................................................... 25 1.2.6. Стяжение ....................................................................................................... 25 1.2.7. Чередование .................................................................................................. 26 1.2.8. Удвоение ....................................................................................................... 27 1.2.9. Звукоподражание ......................................................................................... 27 Вопросы для обсуждения ...................................................................................... 28 Задания .................................................................................................................... 29 Список литературы ......................................................................................................... 35 Источники иллюстративного материала ...................................................................... 36 ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЕКСИКИ ПО ИСТОРИЧЕСКОЙ ОТНЕСЕННОСТИ. НЕОЛОГИЗМЫ И АРХАИЗМЫ ................................................ 37 2.1. Неологизмы ..................................................................................................... 37 2.2. Архаизмы ......................................................................................................... 41 Вопросы для обсуждения ...................................................................................... 42 Задания .................................................................................................................... 42 Список литературы ......................................................................................................... 45 Источники иллюстративного материала ...................................................................... 46 ГЛАВА 3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛЕКСИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА .................. 47 3.1. Исконная лексика ............................................................................................ 47 3.2. Заимствования ................................................................................................. 49 3.2.1. Латинские заимствования ........................................................................... 49 3.2.2. Скандинавские заимствования ................................................................... 50 3.2.3. Французские заимствования ....................................................................... 51 3.2.4. Заимствования из других языков ............................................................... 53 3.3. Классификация заимствований ..................................................................... 55 Вопросы для обсуждения ...................................................................................... 57 Задания .................................................................................................................... 57 Список литературы ......................................................................................................... 59 Электронные словари и базы данных ........................................................................... 60 Источники иллюстративного материала ...................................................................... 60 5
Стр.3
ГЛАВА 4. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ СЛОВАРНОГО СОСТАВА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА .............................................................................................. 61 4.1. Территориальная классификация английского языка ................................. 61 4.2. Региональные варианты английского языка ................................................ 62 4.2.1. Шотландский вариант английского языка ................................................ 62 4.2.2. Ирландский вариант английского языка ................................................... 65 4.2.3. Американский вариант английского языка ............................................... 67 4.2.4. Другие региональные варианты английского языка ................................ 70 4.2.5. Территориальные диалекты английского языка ....................................... 72 Вопросы для обсуждения ...................................................................................... 74 Задания .................................................................................................................... 75 Список литературы ......................................................................................................... 78 Электронные словари ..................................................................................................... 80 Источники иллюстративного материала ...................................................................... 80 ГЛАВА 5. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОВАРНОГО СОСТАВА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ......................................................................... 81 5.1. Стилистическая характеристика словарного состава английского языка ........................................................................................................................ 81 5.2. Книжная лексика ............................................................................................. 83 5.3. Разговорная лексика ....................................................................................... 85 Вопросы для обсуждения ...................................................................................... 89 Задания .................................................................................................................... 89 Список литературы ......................................................................................................... 95 Электронные словари ..................................................................................................... 96 Источники иллюстративного материала ...................................................................... 96 ГЛАВА 6. ФРАЗЕОЛОГИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ............................................. 98 6.1. Общие понятия фразеологии ......................................................................... 98 6.2. Классификации фразеологических единиц .................................................. 99 6.2.1. Классификация В.В. Виноградова ............................................................. 99 6.2.2. Классификация А.И. Смирницкого .......................................................... 100 6.2.3. Классификация Н.Н. Амосовой ................................................................ 101 6.2.4. Классификация А.В. Кунина .................................................................... 103 6.2.5. Классификация П. Кветко ......................................................................... 106 6.3. Источники происхождения фразеологических единиц ............................ 108 Вопросы для обсуждения .................................................................................... 111 Задания .................................................................................................................. 111 Список литературы ....................................................................................................... 113 Электронные словари ................................................................................................... 114 Источники иллюстративного материала .................................................................... 114 6
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Основной целью учебного пособия «Лексический состав английского языка» является рассмотрение особенностей словарного состава английского языка в синхроническом и диахроническом плане. Данное учебное пособие основано на материале классических работ по лексикологии и английской филологии, а также дополнено современными идеями и результатами лингвистических исследований. Лексический состав английского языка постоянно подвержен изменениям, в связи с чем лингвисту чрезвычайно важно наблюдать за ними и определять место данных изменений в языковой системе. С этой целью фактический материал для примеров и заданий в этом пособии подобран из актуальных источников: современных баз данных, электронных словарей, качественных информационных и образовательных сайтов сети Интернет. В первой главе пособия рассмотрены основные понятия, связанные с теорией словообразования. Кроме того, представлены существующие в английском языке способы словообразования. В результате освоения материала обучающиеся смогут осуществлять словообразовательный анализ лексических единиц. Вторая глава посвящена классификации лексики по исторической отнесѐнности. При описании неологизмов, а также при составлении заданий были использованы лексические единицы, появившиеся в недавнее время и зафиксированные профессиональными лингвистическими ресурсами. В результате выполнения заданий студенты научатся определять способы образования неологизмов, понимать значение неологизмов на основании контекста, а также получат представление об архаизмах и историзмах. В третьей главе осуществляется экскурс в историю английского языка, который позволяет сформировать целостную картину о происхождении его лексического состава. Данная информация чрезвычайно важна для обучающихся, так как она позволяет понять и лучше усвоить произношение, орфографию и грамматические особенности лексических единиц, не полностью или совершенно не ассимилированных в английском языке. Целью четвѐртой главы является рассмотрение региональных вариантов и территориальных диалектов английского языка. В связи с тем что на эту тему в существующих учебных пособиях по лексикологии представлены недостаточные сведения, теоретический материал в данной работе был составлен с учѐтом значительного количества работ из современных научных периодических изданий. Следует отметить, что приводится обзор не только 7
Стр.5
лексических, но и фонетических, а также некоторых грамматических особенностей региональных вариантов и территориальных диалектов английского языка. Пятая глава посвящена стилистической дифференциации словарного состава английского языка. В результате изучения материалов этой главы студенты познакомятся с основами функционально-стилистического анализа текста на уровне лексики и смогут в дальнейшем грамотно использовать лексические единицы с определѐнной стилистической окраской при осуществлении письменной и устной коммуникации на английском языке. В заключительной, шестой, главе представлен обзор классификаций фразеологических единиц английского языка. Кроме того, приводится классификация фразеологических единиц английского языка с учѐтом их происхождения. В каждой главе учебного пособия рассмотрен теоретический материал, даны вопросы для обсуждения, задания для контроля усвоения изученной информации, а также списки литературы, словарей и иллюстративного материала. 8
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.