Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Северный (Арктический)
федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Высшая школа социально-гуманитарных наук
и международной коммуникации
Авдонина Н.С., кандидат политических наук,
доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью
САФУ имени М. В. Ломоносова
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Учебно-методическое пособие
Направление подготовки 42.03.02.62 «Журналистика»
Квалификация (степень): бакалавр
Архангельск
2017
Стр.1
УДК 070+808.1
ББК 76.12
А 18
Рекомендовано к изданию ученым советом Высшей школы
социально-гуманитарных наук и международной коммуникации
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
А 18
Авдонина, Н.С.
История зарубежной журналистики: учебно-методическое пособие
[Электронный ресурс] / Н.С. Авдонина; Сев (Арктич.) федер. ун-т. –
Электронные текстовые данные. – Архангельск: САФУ, 2017.
ISBN 978-5-261-01256-6
Приведены учебно-методические планы занятий, вопросы лекционных
и практических занятий, список рекомендуемой литературы по дисциплине
«История зарубежной журналистики» по направлению подготовки
42.03.02.62 «Журналистика». Рассмотрена организация самостоятельной
работы студентов. В приложении собраны правила написания текстов для
газеты The Kansas City Star, авторские статьи о военной публицистике
Э. Хемингуэя и А. де Сент-Экзюпери, Генриха Белля и Майкла Герра.
Для студентов факультетов и отделений журналистики вузов,
преподавателей истории зарубежной журналистики и всех, кто интересуется
историей зарубежной журналистики.
УДК 070+808.1
ББК 76.12
Издательский дом им. В.Н. Булатова САФУ
163060, г. Архангельск, ул. Урицкого д. 56
ISBN 978-5-261-01256-6
© Авдонина Н.С., 2017
© Северный (Арктический) федеральный
университет им. М. В. Ломоносова, 2017
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Чтобы по-настоящему оценить и понять выбранную профессию, студентам
необходимы знания об истории мировой журналистики, с самых истоков,
Античных времен, и до сегодняшнего дня. Необходимо знать особенности
взаимоотношения и взаимовлияния журналистики и политики, журналистики и
экономики, журналистики и религии и т.д. Необходимо знать допущенные
журналистами прошлых столетий ошибки, равно как и достигнутые ими успехи.
Необходимо знать индивидуальную творческую манеру известных зарубежных
журналистов, чтобы адаптировать их лучшие практики в своей работе.
Дисциплина «Введение в мировую журналистику» направлена на развитие
у студентов критического исторического мышления о процессах, явлениях и
тенденциях в сфере журналистики различных стран мира, но в приоритете
остаются страны Европы и США. Знать историю мировых СМИ начинающим
журналистам необходимо по ряду причин:
1) во-первых, студенты узнают исторические закономерности становления и
развития зарубежной журналистики, знакомятся с причинно-следственными,
историческими и экономическими системными аспектами развития
журналистики различных стран;
2) во-вторых, уже на первом курсе студенты учатся и приобретают навыки
практического исторического анализа медиатекста;
3) в-третьих, студенты учатся выявлять исторические особенности
информационных рынков зарубежных стран и общие закономерности их
развития.
Отсюда основными задачами курса являются:
1) представить основные фигуры, события, идеи и институты, повлиявшие и
оформившие историю журналистики различных стран в 20 веке;
2) обозначить основные мировые тенденции развития медиаотрасли в
различных странах 20 века;
3) систематизировать уроки, параллели и значимые события журналистики
20 века с целью лучше понять и критически оценить прогресс и проблемы
современных медиа;
4) определить главные темы и ключевые вопросы в историографии мировой
журналистики 20 века;
3
Стр.3
5) научиться проведению исторических исследований в сфере медиа.
Изучение зарубежной журналистики неотделимо от последовательного
изложения основных исторических событий, повлиявших как на общество в
целом, так и на журналистику в частности. Через рассказ о журналистах, газетах и
журналах, редакциях, первых газетных кризисах, проблемах взаимодействия и
взаимовлияния журналистики и власти вы придете к пониманию тезиса -
«общество имеет ту журналистику, которую заслуживает», равно как и
журналистика имеет ту аудиторию, которую заслуживает.
Курс по истории зарубежной журналистики обычно включает в себя четыре
части: период от Античности до 1800 года, период 1800-1945 годов, период от
1945 до 1999 годов и период после 2000-го года. Этот курс является одной из
базовых, фундаментальных учебных дисциплин всех факультетов и отделений
журналистики российских вузов.
На протяжении всего времени изучения истории мировой журналистики
студенты обращаются к различным учебно-методическим комплектам, учебным
пособиям и монографиям таких авторов, как Я.Н. Засурский, С.А. Михайлов,
Г.В. Прутцков, В.П. Трыков и другие.
На кафедре журналистики, рекламы и связей с общественностью САФУ
им. М.В. Ломоносова история зарубежной журналистики изучается в течение
первых четырех семестров и включает, помимо лекций, существенное количество
часов практических занятий и часов самостоятельной работы студентов.
В соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом третьего поколения в результате изучения курса по истории
зарубежной журналистики студент будет владеть следующими компетенциями:
1) способность ориентироваться в мировых тенденциях развития
медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиасистем,
специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и
реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области
важнейших инновационных практик в сфере массмедиа;
2) способность ориентироваться в основных этапах и процессах развития
зарубежной литературы и журналистики, использовать этот опыт в
профессиональной деятельности.
Настоящий сборник практических занятий включает темы и задания для
самостоятельной подготовки к практическим занятиям, сопровождается списками
обязательной и дополнительной литературы по каждой теме. В приложение
включены краткие исторические очерки о знаковых военных публицистах.
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .................................................................................................................
Методические указания преподавателю .............................................................
Тематический план учебных дисциплин ............................................................
Организация самостоятельной работы студентов .............................................
Подготовка к практическим занятиям ................................................................
Список литературы................................................................................................
Приложение ...........................................................................................................
3
5
6
11
21
52
54
70
Стр.70