Аннотация | Использование модифицированной древесины в различных парах трения лесопромышленных машин и технологического оборудования во многом обусловлено высокими показателями ее износостойкости, низким коэффициентом трения и хорошими
диссипативными характеристиками. Положительные свойства композиционных материалов достигаются при использовании технологий объемного модифицирования и
имплантирования антифрикционных и теплопроводящих элементов, а также путем
формирования композита из измельченной древесины с добавлением модифицирующих присадок и объемного армирования. Расширение сферы использования композиционных материалов в конструкциях узлов с фрикционными парами скольжения делает необходимым проведение исследований их работоспособности и условий формирования высокого уровня триботехнических параметров: износостойкости, антифрикционности, теплостойкости и т.д. Недостаточность информации о влиянии факторов, обеспечивающих функциональные характеристики материалов на основе древесины, в том числе теплопроводности и вибропоглощения, существенно осложняет
решение ряда конструкторских и технологических задач при разработке и изготовлении подшипниковых узлов. Поэтому целью работы являлось исследование условий
контактного взаимодействия подшипников скольжения из древесно-металлических
композиционных материалов с учетом реологических эффектов, а также выработка
путей управления их триботехническими параметрами за счет изменения структуры,
состава и фазового наполнителя. Для этого разработаны модели подшипников разных
типов, позволяющие создавать во втулках и вкладышах регламентированное напряженно-деформационное состояние. Исследования работоспособности подшипников
позволили отметить существенное проявление виброгасящих свойств при использовании в составе композита измельченных фракций, находящихся во взвешенном состоянии. Повышенные антифрикционные свойства достигаются при модифицировании древесины электролитической медью, а технологичность изготовления втулки
подшипника – при формировании непосредственно на месте установки опоры. В отличие от большинства применяемых антифрикционных материалов древесина втулок
сохраняет стабильность структуры в условиях объемного сжатия при отрицательных и положительных температурах, а процессы износа, протекающие на контактных поверхностях древесно-металлических подшипников, сопровождаются уплотнением
материала втулки. Последующее разрушение носит преимущественно усталостный
характер, инициируемый динамикой колебаний и возмущений системы, поэтому важной частью дальнейших исследований является оценка релаксационной способности
древесно-металлических композитов при ударно-вибрационном нагружении с оптимизацией их состава по данному критерию.
Для цитирования: Пилюшина Г.А., Пыриков П.Г., Памфилов Е.А., Данилюк А.Я.,
Капустин В.В. Модифицирование древесины для создания подшипников скольжения
лесопромышленных машин // Изв. вузов. Лесн. журн. 2020. № 5. С. 155–165. DOI:
10.37482/0536-1036-2020-5-155-165
Финансирование: Проект «Исследование и создание подшипников скольжения повышенной износостойкости на основе древесно-металлических композиционных материалов» в рамках государственного задания Минобрнауки РФ (проект
№ 9.10677.2018/11.12) The use of modified wood in different friction pairs of timber machines and processing
equipment is largely due to its high wear resistance, low coefficient of friction and good
dissipative characteristics. The positive properties of composite materials are achieved by
using technologies of volumetric modification and implantation of antifriction and heatconducting elements, as well as by forming a composite of crushed wood with the addition
of modifying additives and three-dimensional reinforcement. The expansion of the scope of
using composite materials in the designs of units with sliding friction pairs necessitates carrying out research on their performance and formation conditions for high level tribotechnical parameters: wear resistance, antifriction, heat resistance, etc. Lack of information on
the effect from the factors providing the functional characteristics of wood-based materials, including thermal conductivity and vibration absorption significantly complicates the problem analysis in design and technology when developing and producing bearing joints.
Therefore, the purpose of this work was studying the conditions of contact interaction of
plain bearings made of wood-metal composite materials, allowing for rheological effects,
and developing the ways of control their tribotechnical parameters by changing the structure, composition and phase filler. Models of bearings of different types, which allow creating a regulated stress-strain state in sleeves and liners, were developed for these purposes.
Research of the bearings performance made it possible to find vibration-damping properties
when using suspended crushed fractions in the composite. Increased antifriction properties
are achieved in the process of wood modification with electrolytic copper, while the manufacturability of a bearing sleeve is achieved when the support is formed directly at the installation site. Unlike most of the used antifriction materials, the bushings wood maintains the
stability of structure in conditions of volumetric compression at negative and positive temperatures, and the wear processes occurring on the contact surfaces of wood-metal bearings
are followed by the compaction of the sleeve material. The subsequent destruction is predominantly of fatigue nature, initiated by the dynamics of vibrations and disturbances of the
system; therefore, an important part of further research is the assessment of the relaxation
ability of wood-metal composites under shock-vibration loading with optimization of their
composition according to this criterion.
For citation: Pilyushina G.A., Pyrikov P.G., Pamfilov E.A., Danilyuk A.Ya., Kapustin
V.V., Modifying Wood for Creation Plain Bearings of Timber Machines. Lesnoy Zhurnal
[Russian Forestry Journal], 2020, no. 5, pp. 155–165. DOI: 10.37482/0536-1036-2020-5-
155-165
Funding: The research is carried out under the project “Research and Creation of Plain
Bearings of Increased Wear Resistance Based on Wood-Metal Composite Materials” within
the framework of the state assignment of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (project No. 9.10677.2018/11.12) |