УДК 796.01
ББК 75.1я73
М33
Рецензенты:
В. Н. Платонов – доктор педагогических наук, профессор
А. А. Гужаловский – доктор педагогических наук, профессор
М33
Матвеев Л. П.
Теория и методика физической культуры (введение в теорию физической
культуры; общая теория и методика физического воспитания) :
учебник для высших учебных заведений физкультурного профиля. –
4-е изд. – М. : Спорт, 2021. – 520 с.
ISBN 978-5-907225-59-6
Учебник написан в соответствии с действующей официальной программой
общепрофилирующей дисциплины учебного плана для высших учебных заведений
физкультурного образования – теории физической культуры и спорта.
В учебнике содержится материал по двум основным разделам данной дисциплины:
первый вводит в интегративную теорию физической культуры, а второй
раскрывает общие концептуальные и научно-прикладные основы физического
воспитания как главного процесса педагогически направленного функционирования
физической культуры в обществе.
Учебник рассчитан на бакалаврский уровень образования, но может быть
использован и для углубления знаний в соответствии с требованиями следующего
уровня высшего образования.
ББК 75.1я73
ISBN 978-5-907225-59-6
© Матвеев Л. П., 1991, 2002, 2008, 2021
© Издательство «Физкультура и Спорт», 1991, 2008
© Оформление, издание,
ООО «Издательство “Спорт”», 2021
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ .................................................................................................................. 12
Часть первая
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ..... 15
Глава I. Отправные понятия теории физической культуры .................. 16
1. Категория «физическая культура» ............................................................. 16
2. Смежные и частично совпадающие понятия ........................................ 23
2.1. «Физическое воспитание» и аналогичные понятия ..................... 23
2.2. Понятие «спорт» .......................................................................................... 25
Глава II. Предметные контуры теории физической культуры ............ 28
1. Тенденции формирования теории в системе знаний
о физической культуре ..................................................................................... 28
2. Предмет и место общей теории физической культуры
в системе смежных научно-образовательных знаний ..................... 33
Глава III. Методологические предпосылки, методы
и логика построения исследования в теории
физической культуры ............................................................................. 39
1. Методологические предпосылки ................................................................ 39
1.1. Комплексность исследовательской методологии .......................... 39
1.2. Некоторые современные общенаучные подходы .......................... 40
1.3. Основные конкретно-методологические установки
в исследовании физической культуры ............................................... 47
2. Методы получения, первичной обработки
и проверки материалов, составляющих информационную
основу исследования .......................................................................................... 50
3
Стр.3
Л.П. Матвеев
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. Библиографический розыск, сбор и систематизация
документальной информации ................................................................ 50
2.2. Опросные методы ........................................................................................ 52
2.3. Наблюдение и экспериментальные методы ..................................... 53
2.4. Статистические и другие методы первичной обработки
данных .............................................................................................................. 56
3. Логика построения исследования .............................................................. 58
3.1. Выявление проблемной ситуации, постановка проблемы,
формулирование рабочей гипотезы .................................................... 58
3.2. Сбор и обработка основного фактического материала,
эмпирическая проверка гипотезы ........................................................ 60
3.3. Результирующая разработка теоретических положений ........... 63
Глава IV. Физическая культура как общественное явление.
Ее социальные функции и формы .................................................... 67
1. О социальной природе физической культуры ..................................... 67
2. О подходах к определению функций и форм
физической культуры ........................................................................................ 69
3. Ориентировочная систематизация специфических функций
физической культуры и ее функциональных связей ....................... 73
3.1. Специфические функции физической культуры .......................... 73
3.2. Общекультурные функции и функциональные связи
физической культуры с другими общественными
явлениями ....................................................................................................... 82
4. Соотношение видовых и процессуальных характеристик
физической культуры ........................................................................................ 86
Глава V. Системообразующие начала физкультурной практики
общества и их воплощение в отечественной системе
физической культуры ................................................................................. 90
1. Системный аспект понимания физической культуры .................... 90
2. Основы и определяющие черты отечественной системы
физической культуры ....................................................................................... 93
2.1. Главные принципы ориентации системы .......................................... 93
2.2. Комплексность содержания и его программно-нормативная
упорядоченность .......................................................................................... 100
2.3. Научная обоснованность и методическая
отлаженность ................................................................................................. 105
4
Стр.4
Содержание
2.4. Всеобщность системы физической культуры
и взаимодействие в ней государственных
и общественно-самодеятельных форм организации ................... 106
Часть вторая
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ
И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ................... 111
Раздел 1
Целевая направленность, средства, методы
и принципы деятельности по физическому воспитанию
(общие кардинальные черты) ................................................................................. 112
Глава VI. Конкретизация центральной категории
теории физического воспитания и некоторых
смежных понятий ....................................................................................... 113
1. Физическое воспитание как процесс
педагогически направленного функционирования
физической культуры ....................................................................................... 113
2. Понятия, отображающие разновидности
физического воспитания ................................................................................. 114
3. О некоторых понятиях, существенно связанных
с уяснением сути физического воспитания ........................................... 117
Глава VII. Целевые установки в физическом воспитании .................... 122
1. О сущности цели, преследуемой в процессе
физического воспитания ................................................................................. 122
2. Основные задачи .................................................................................................. 125
2.1. Задачи по оптимизации развития физических качеств
человека, его двигательных способностей,
состояния здоровья и телосложения .................................................. 125
2.2. Специфические образовательные задачи .......................................... 127
2.3. Общепедагогические задачи в физическом
воспитании ..................................................................................................... 128
3. Аспекты и формы конкретизации задач,
решаемых в процессе физического воспитания ................................. 129
3.1. Основные аспекты конкретизации задач .......................................... 129
3.2. Формы количественной конкретизации задач
в физическом воспитании ........................................................................ 133
5
Стр.5
Л.П. Матвеев
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Глава VIII. Обобщенная характеристика средств
и методов направленного воздействия
в процессе физического воспитания ......................................... 138
1. Специфические средства и методы ............................................................ 138
1.1. Физические упражнения
как средство физического воспитания ................................................ 138
1.1.1. Исходное определение; содержание и форма
физического упражнения ................................................................ 138
1.1.2. Техника физических упражнений ................................................ 142
1.1.2.1. Общее понятие о технике двигательных действий ....... 142
1.1.2.2. Некоторые характеристики и правила
технического выполнения физических
упражнений .............................................................................. 144
1.1.3. Эффекты упражнения ...................................................................... 152
1.1.4. Классификация физических упражнений ................................ 156
1.2. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты
процесса упражнения .................................................................................. 158
1.2.1. Нагрузка при выполнении физических упражнений ............ 158
1.2.2. Роль и типы интервалов отдыха
в процессе упражнений .................................................................... 166
1.3. Специфические методы физического воспитания ........................ 170
1.3.1. Методы строго регламентированного упражнения ............... 170
1.3.2. Игровой и соревновательный методы ........................................ 180
2. Общепедагогические и другие средства и методы
в физическом воспитании .............................................................................. 184
2.1. Методы вербального (речевого) воздействия ................................. 184
2.2. Методы идеомоторного и психорегулирующего
упражнения .................................................................................................... 185
2.3. Средства и методы обеспечения наглядности ................................. 186
2.4. Аппаратурно-методическое обеспечение
и другие компоненты
«искусственной управляющей среды» ............................................... 187
2.5. Роль естественно-средовых и гигиенических факторов
в физическом воспитании ....................................................................... 189
Глава IX. Принципы, регламентирующие деятельность
в физическом воспитании ..................................................................... 192
1. Значение общих принципов в ориентации практики
физического воспитания ................................................................................. 192
6
Стр.6
Содержание
2. Основные требования к реализации в физическом воспитании
общеметодических принципов ..................................................................... 193
3. Принципы, выражающие специфические закономерности
построения физического воспитания ....................................................... 202
3.1. Непрерывность процесса физического воспитания
и системность чередования в нем нагрузок и отдыха ................. 202
3.2. Постепенное наращивание развивающе-тренирующих
воздействий и адаптивное сбалансирование их динамики ....... 206
3.3. Циклическое построение системы занятий ..................................... 210
3.4. Возрастная адекватность направлений
физического воспитания .......................................................................... 214
Раздел 2
Теоретико-методические основы обучения и воспитания
в процессе физического воспитания .................................................................. 219
Глава X. Основы обучения двигательным действиям ............................... 220
1. Направленность и структура процесса обучения
в физическом воспитании .............................................................................. 220
1.1. Двигательные умения и навыки как результат обучения;
закономерности их формирования ...................................................... 220
1.2. Целевые установки в обучении двигательным действиям ........ 228
1.3. Предпосылки и общий порядок построения
процесса обучения ....................................................................................... 231
2. Особенности этапов обучения ...................................................................... 234
2.1. Первый этап (начальное разучивание действия) .......................... 234
2.1.1. Решаемые задачи ................................................................................ 234
2.1.2. Типичные средства и методы ......................................................... 235
2.1.3. Определяющие черты методики ................................................... 236
2.2. Второй этап (углубленное разучивание действия) ...................... 243
2.2.1. Решаемые задачи ................................................................................ 243
2.2.2. Типичные средства и методы ......................................................... 243
2.2.3. Определяющие черты методики ................................................... 245
2.3. Третий этап (результирующая отработка действия) .................... 248
2.3.1. Решаемые задачи ................................................................................ 248
2.3.2. Типичные средства и методы ......................................................... 249
2.3.3. Определяющие черты методики ................................................... 251
2.4. Проблема перестройки двигательного навыка ............................... 258
7
Стр.7
Л.П. Матвеев
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Глава XI. Воспитание двигательно-координационных
способностей ................................................................................................. 260
1. Объект и задачи .................................................................................................... 260
1.1. Комплексный характер способностей,
определяющих качество координации движений ........................ 260
и некоторых связанных с ними способностей ................................ 264
2. Средства и отличительные черты методики ......................................... 266
1.2. Задачи, решаемые в процессе воспитания
двигательно-координационных
2.1. Средства и основы методики воспитания
двигательно-координационных способностей ............................... 266
2.2. Некоторые разделы методики воспитания
координационных и связанных с ними способностей ................. 270
2.2.1. Пути воспитания способности
поддерживать равновесие ............................................................... 270
2.2.2. Пути воспитания способности к рациональному
мышечному расслаблению .............................................................. 273
2.2.3. Пути воспитания способности точно соблюдать
и регулировать пространственные параметры
движений ............................................................................................... 276
Глава XII. Воспитание силовых, скоростных и комплексных
способностей скоростно-силового характера ........................ 281
1. Воспитание собственно силовых и некоторых комплексных
способностей с выраженным проявлением силы ............................... 281
1.1. Объект и задачи при воспитании силовых
и некоторых комплексных способностей ......................................... 281
1.2. Средства и определяющие черты методики воспитания
собственно-силовых способностей ...................................................... 291
1.2.1. Средства ................................................................................................. 291
1.2.2. Основы методики ............................................................................... 296
1.3. Варианты направленных воздействий на силовые свойства
двигательных способностей .................................................................... 302
1.4. Особенности средств и методики воспитания
скоростно-силовых способностей ........................................................ 312
1.5. К общей характеристике процесса ....................................................... 316
2. Воспитание скоростных способностей .................................................... 318
2.1. Виды и показатели скоростных способностей,
тенденции развития и задачи по их воспитанию .......................... 318
8
Стр.8
Содержание
2.2. Средства и определяющие черты методики ..................................... 322
2.2.1. Особенности средств и методики воспитания быстроты
как способности к экстренным двигательным
реакциям ............................................................................................... 322
2.2.2. Особенности средств и методики воспитания быстроты,
определяющей скоростные характеристики
движений ............................................................................................... 326
2.3. К общей характеристике процесса ....................................................... 331
Глава XIII. Воспитание выносливости ................................................................ 333
1. Выносливость и задачи по ее воспитанию ............................................. 333
1.1. Сущность, показатели и типы выносливости ................................. 333
1.2. Задачи, решаемые в процессе воспитания
выносливости ................................................................................................ 338
2. Средства и отличительные черты методики ......................................... 344
2.1. Средства и методы воспитания общей выносливости ................ 344
2.1.1. Средства ................................................................................................. 344
2.1.2. Методы ................................................................................................... 348
2.2. Особенности средств и методики воспитания
специфической выносливости .............................................................. 353
2.2.1. Особенности средств ......................................................................... 353
2.2.2. Особенности методики ..................................................................... 354
2.3. Сочетание различных сторон воспитания выносливости;
система занятий ........................................................................................... 361
Глава XIV. Направленное воздействие
в процессе физического воспитания на осанку,
гибкость и некоторые свойства телосложения ................... 364
1. Воспитание осанки ............................................................................................. 364
1.1. Объект и задачи ............................................................................................ 364
1.2. Средства и особенности методики ....................................................... 369
2. Направленное воздействие на гибкость тела ....................................... 374
2.1. Объект и задачи ............................................................................................ 374
2.2. Средства и особенности методики ....................................................... 379
3. Некоторые аспекты регулирования мышечной
и «пассивной» массы тела ............................................................................... 383
3.1. Задачи и критерии ....................................................................................... 383
3.2. Предпочтительные средства и методы ............................................... 388
9
Стр.9
Л.П. Матвеев
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2.1. Особенности упражнений, стимулирующих рост
мышечной массы; типичные черты методики .......................... 388
3.2.2. Предпочтительные виды и режимы
использования упражнений для устранения
избыточной массы тела .................................................................... 391
Глава XV. Связь различных видов воспитания в процессе
физического воспитания ....................................................................... 397
1. Решающие факторы направленного формирования
личности ................................................................................................................... 397
1.1. Общая направленность и комплексность
воспитательных воздействий ................................................................. 397
1.2. Ведущая роль воспитателя и активность
воспитываемого ............................................................................................ 398
1.3. Воспитывающая роль физкультурного коллектива ..................... 400
2. Общие линии воспитания и их конкретизация
в процессе физического воспитания ......................................................... 401
2.1. Связь с нравственным и трудовым воспитанием .......................... 401
2.2. Связь с интеллектуальным и эстетическим
воспитанием ................................................................................................... 407
2.3. Воспитание воли и самовоспитание
в физическом воспитании ....................................................................... 411
Раздел 3
Формы построения занятий, планирование и контроль
в физическом воспитании ........................................................................................... 418
Глава XVI. Формы построения занятий ............................................................ 419
1. Разнообразие и общие черты форм построения занятий ............... 419
2. Урочные формы занятий ................................................................................. 424
2.1. Первостепенное значение урочных форм
в педагогически направленной организации занятий ................ 424
2.2. Логика и методика построения урока ................................................. 425
2.3. Анализ урока .................................................................................................. 438
3. Особенности отдельных (не урочных) форм занятий
в физкультурной практике ............................................................................. 441
3.1. Малые формы ................................................................................................ 442
10
Стр.10
Содержание
3.2. Крупные формы самодеятельных занятий тренировочного
и физкультурно-рекреативного характера ....................................... 446
3.3. Соревновательные формы организации занятий
в физическом воспитании ........................................................................ 449
Глава XVII. Планирование и контроль в физическом
воспитании .................................................................................................. 452
1. Планирование и контроль как инструменты
оптимального управления процессом
физического воспитания ................................................................................. 452
2. Планирование ........................................................................................................ 454
2.1. Предпосылки к планированию .............................................................. 454
2.2. Масштабы и предметные аспекты планирования ......................... 456
2.3. Особенности форм и способов перспективного,
этапного и краткосрочного планирования ....................................... 462
2.3.1. Формы и способы перспективного планирования ................. 462
2.3.2. Этапное планирование ..................................................................... 472
2.3.3. Краткосрочное (оперативно-текущее) планирование .......... 486
3. Контроль ................................................................................................................... 493
3.1. Общие черты контроля в процессе
физического воспитания .......................................................................... 493
3.2. Особенности оперативно-текущего, циклового
и этапного контроля ................................................................................... 505
11
Стр.11