Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Психология аномального развития личности

0   0
АвторыМонсонова Арюна Раднанимаевна, Галсанова Долгор Раднанимаевна
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц154
ID736088
АннотацияВ учебно-методическом пособии представлены общие закономерности аномального развития личности, охарактеризовано психическое развитие при разных типах дизонтогенеза. Пособие содержит теоретические и практические задания по темам учебного курса. Пособие составлено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и адресовано студентам и магистрантам направления 37.04.01 Психология.
Кем рекомендованоУМС БГУ
Кому рекомендованодля обучающихся по направлению подготовки 37.04.01 Психология
ISBN978-5-9793-1543-0
Психология аномального развития личности / А.Р. Монсонова, Д.Р. Галсанова .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет .— 154 с. — ISBN 978-5-9793-1543-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/736088 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Психология_аномального_развития_личности.pdf
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА ПСИХОЛОГИЯ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Рекомендовано УМС БГУ в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлению подготовки 37.04.01 Психология Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2020
Стр.1
УДК 159.923 (075.8) ББК 88.745я73 П-863 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Р е ц е н з е н т ы Т. Ц. Тудупова, канд. психол. наук, доцент, Бурятский государственный университет И. И. Басхаева, канд. психол. наук, директор МАОУ ДО «Центр дополнительного образования “Эдельвейс”» Текст печатается в авторской редакции П-863 Психология аномального развития личности: учеб.-метод. пособие / сост. А. Р. Монсонова, Д. Р. Галсанова. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2020. — 154 с. ISBN 978-5-9793-1543-0 В учебно-методическом пособии представлены общие закономерности аномального развития личности, охарактеризовано психическое развитие при разных типах дизонтогенеза. Пособие содержит теоретические и практические задания по темам учебного курса. Пособие составлено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и адресовано студентам и магистрантам направления 37.04.01 Психология. УДК 159.923 (075.8) ББК 88.745я73 © А. Р. Монсонова, Д. Р. Галсанова, составление, 2020 © Бурятский госуниверситет, 2020 ISBN 978-5-9793-1543-0
Стр.2
Введение На современном этапе развития нашего общества особое внимание уделяется проблеме гуманизации и индивидуализации воспитания и обучения подрастающего поколения. Успешное решение этой проблемы невозможно без пристального внимания к особенностям психического развития ребенка и подростка и в значительной степени зависит от построения общепсихологической теории индивидуального развития. В современной психологии накоплен достаточно объемный эмпирический материал по изучению психического развития ребенка. Выделены основные этапы развития, проанализированы механизмы формирования познавательных процессов и функций у детей разных возрастных групп, отражены особенности развития личности детей и подростков разного возраста. Все эти направления исследований имеют несомненную общетеоретическую и практическую значимость. Исследования дизонтогенетического (аномального) развития в психологии представлены также достаточно широко. Еще в 30-х годах XX века Л. C. Выготским были разработаны методологические основы изучения аномального развития, исследования по данной проблеме проводились в основном в плане изучения отдельных психических процессов и функций у детей с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, с нарушениями анализаторных систем. Накоплен обширный эмпирический материал, в то же время, неразрешенными остаются многие теоретико-методологические и практические проблемы, которые имеют важное значение не только при изучении аномального, но и нормального развития ребенка. Приоритетными направлениями специализированной помощи лицам с нарушениями в психическом и физическом развитии являются своевременные выявление и коррекция трудностей обучения и их адаптация. Проблема диагностики психического развития детей занимает центральное место в области ряда смежных дисциплин. Изучение особенностей средовой адаптации детей с проблемами в развитии способствует более адекватному выбору тактики психологической помощи. Социальные трудности семей, 3
Стр.3
имеющих детей с отклонениями в развитии, их слабая психологическая защищенность определяют необходимость их специального изучения и организации медико-психолого-социальной помощи. В структуре службы охраны психического здоровья важная роль придается представителям смежных специальностей. Взаимодействие психологов с медиками и педагогами дает отчетливые положительные результаты, эффективность реабилитации при сочетании медицинского, педагогического и психологического направлений значительно повышается. В учебно-методическом пособии обобщены данные литературы и исследований по вопросам отклонений в развитии в детском возрасте. Изучаемый материал строится на межпредметной основе с учетом теоретических положений из области следующих дисциплин: общей и возрастной психологии, педагогической психологии, социальной психологии, анатомии, физиологии, психофизиологии, основ нейропсихологии, психодиагностики. Психология аномального развития тесно связана с клинической психологией и патопсихологией. Теоретическая подготовка студентов связана с приобретенными ранее знаниями, навыками и умениями в области перечисленных дисциплин. Усвоение курса обеспечивает понимание закономерностей психического развития детей и его нарушений, а также необходимости профилактики отклонений в развитии. 4
Стр.4
Содержание Введение…………………………………………………….. 3 Тема 1. Понятие о дефекте. Закономерности психического развития в норме и патологии………………………...…… 5 Тема 2. Причины и факторы возникновения нарушений развития 24 Тема 3. Психология умственно отсталого ребенка………….……. 36 Тема 4. Психология детей с нарушениями функций опорнодвигательного аппарата……………………………..……... 55 Тема 5. Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности………………………..………………….. 69 Тема 6. Психология лиц с нарушениями слуха (сурдопсихология) 95 Тема 7. Психология детей с нарушениями речи…………………... 125 Тема 8. Психология лиц с нарушениями зрения…………….……. 135 Рекомендуемая литература………………………………. 150
Стр.153

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.